Путешествие из Оренбурга по бескрайней степи нельзя назвать быстрым. Предстоит миновать Оренбургский, Саракташский, Беляевский, Кувандыкский районы, злополучную Сару и Орск. Затем - Домбаровку, оставить в стороне Ясный, а за ним и Светлый, который является районным центром. А это значит, что до конца пути остается еще 72 км (59 км уже по совершенно безлюдной трассе и 13 км. - по грейдеру), что займет еще около часа.
И вот, мы на месте. Первое, что бросается в глаза - большое количество пустующих зданий и отсутствие жителей. Заброшенность и запустение. Где тебя, усталого путника, встречают преимущественно длинные безлюдные улицы и покинутые строения. Однако это всего лишь эмоции, и на деле все оказывается не столь однозначно.
К слову, Светлинский район считается самым безлесым в Оренбургской области. Леса занимают лишь около 0,03 % площади района. Основные типы растительности - типчаково-ковыльные и полынно-типчаковые степные сообщества. Здесь трескучие зимы и знойные летние месяцы, атмосферных осадков очень мало. Такая она - знаменитая и всем известная целина.
Путешествие в поселок Актюбинский, пожалуй, - одна из самых эмоциональных поездок в глубинку. Самая далекая и контрастная. И есть впечатление, будто сам областной центр и не ведает о ее существовании.
Но истинное богатство поселка – в его людях. Которые своим дружелюбием и гостеприимством враз меняют отношение к тому, что ты видишь вокруг.
На улице есть вероятность совершенно не встретить прохожих. Поначалу это кажется непривычным – бродить среди былого величия, от чего становится не по себе. А величие здесь действительно БЫЛО!
Прямые, почти бесконечные улицы поселка тянутся широким коридором. Им не видно конца. Дороги хорошо очищены от снега, а его здесь в изобилии.
Осенью и зимой в поселке царит тишина, но с наступлением летних каникул народу прибавится – приедут внуки. Притягивают взгляд побеленные домики, "рассаженные" рядами.
Все они - возрастные, старой постройки, но до чего привлекательны! Аккуратные и уютные, один к одному. Есть, конечно, и современные, облицованные кирпичом. Воображение рисует картину, какими они были в прошлом. И каким богатым был этот поселок. Как кипела жизнь, все развивалось и строилось во имя светлого будущего. Где сейчас практически нет настоящего.
Портят сказочную картину покинутые дома. А таких здесь, к сожалению очень много. В некоторых случаях оставлено до 50% улицы... Летом эта картина не так бросается в глаза, нежели зимой, что только подчеркивает запустение. Через один или подряд в домах заколочены окна, заложены кирпичом...
Кое-где остались лишь стены, без окон и крыш. Покосились веранды, накренились пристройки. Заросшие сады и огороды, рухнувшие заборы... Судя по некоторым – простояли в одиночестве они не одно десятилетие. Другие по-прежнему кажутся жилыми, только тропинки уже отвоевал бурьян. Или вовсе остались руины, и к жизни их уже не вернуть.
А по соседству продолжается жизнь. Не редкость дома на двух хозяев, где одна половина по-прежнему жилая, о чем говорят спутниковые тарелки и пластиковые окна, а другая – уже оставлена и приходит в упадок без хозяйской руки. И так практически повсюду – через один или подряд дома превращаются в руины. Под боком дом бывших соседей, друзей уже сравнялся с землей… Такая жизнь на контрасте.
На дороге, ведущей к поселку, что примечательно, есть асфальт. Что является неоспоримым плюсом жизни в глубинке, а в межсезонье позволяет чистеньким добираться до дома. Примечательно, но некоторые, гораздо ближе расположенные к областному центру поселки, до сих пор не знают о его существовании.
С мобильной связью в Актюбинском возникают проблемы. Работае только один оператор.
Местные жители жалуются, что по дому буквально приходится перемещаться в поисках хотя бы единой «полосочки», в остальном – телефон чаще всего показывает полностью отсутствующую сеть. Или приходится выбегать на улицу, чтобы ее «поймать». Зачастую невозможно никуда дозвониться, связь может пропасть в любую секунду. Но альтернатив попросту нет. Оказавшись здесь, можно вовсе остаться отрезанным от цивилизации.
Из личного опыта путешествий по оренбургским глубинкам отмечу еще один факт – в плане организованности быта, п. Актюбинский ничем не уступает более близким к Оренбургу населенным пунктам. А некоторые даже обходит. Приятно удивляет тот факт, что практически в каждом жилом доме есть все удобства. Порой даже полноценные ванные, уборные и душевые кабины. Люди живут пусть и скромно, но социально-бытовые условия - на хорошем уровне. Жители стремятся к улучшению жизни. Убранство некоторых домов едва отличается от городских.
Количество фактических жителей на 1 января 2020 года – чуть меньше пятиста человек. Для сравнения в 2010 году здесь проживало 554 человека, в 2017 – 470 человек. А в лучшие годы, по словам местных, здесь проживало 2700 (!) человек, а такое неимоверное количество жителей вызывало острую нехватку жилья.
Сейчас бывшие общежития стоят без жильцов. Пустуют окна масштабных в прошлом строений. В пасмурный день, прогуливаясь здесь, одолевает тоска и обида за потерянное богатство. А богатство здесь действительно было, что находит подтверждение в рассказах местных жителей.
В Советское время это был совхоз-миллионер! Он славился своим животноводческим комплексом (на 5 тысяч голов скота). А еще - большой мельницей, знаменитой особенной мукой. Благодаря солнцу, как в Крыму, она обладала высокой клейковиной, что делало ее особо ценной. Была здесь и своя крупорушка (небольшое предприятие по очистке и переработке зерна в крупу), спагетница, где изготавливались несколько видов макарон. Также был швейный цех, прачка и пекарня, в которой пекли хлеб, булочки и пироги. Было много скота и зерна.
Были здесь столовая, общежития, добротная баня (с бассейном и сауной!), где можно было хорошенько попариться, отдохнуть после трудового дня, посидеть с самоваром. Теперь те здания, что уцелели, пустуют без дела.
Бассейн доверху засыпан мусором. Внутри - следы жизнедеятельности бродячего скота. К слову, бродячий скот в поселке является актуальной проблемой, на которую сетуют местные жители. Скотина гуляет по деревне без присмотра, заходя в чужие дворы, чем наносит немалый ущерб.
В девяностые - нулевые на смену былому богатству пришло запустение. Комбайны, тракторы – все это резалось и сдавалось в металлолом. Сеялки и даже простые лопаты – все отправлялось туда. Мельницу разобрали, скот вырезали.
Как и чем живет поселок сегодня?
Здесь есть ФАП, машина скорой помощи, которая в случае чего доставит в больницу в Светлый (напомню, 72 км – из них 13 грейдера). В ФАПе есть аптека. Что касается медицины, здесь действует такой принцип: люди обращаются за медицинской помощью в Светлый, а у кого есть возможность – сразу в Орск.
Самая острая проблема – отсутствие работы. Колхоза давно нет. Остались только два частных фермерских хозяйства, у которых местные и трудятся. Работают также в ФАПе, администрации, доме культуры, школе, да детском саду.
Имеющихся рабочих мест не достаточно. Местным жителям попросту больше негде трудиться, несмотря на желание и потребности. Поэтому мужчины нередко уезжают на Север, работают вахтами, чтобы хоть как-то прокормить семью и свести концы с концами. Часть жителей уже на пенсии, а молодежь, традиционно, чаще всего безвозвратно покидает эти места.
Кто-то шьет на заказ, печет хлеб, распространяет косметику, кто-то - держит скот. Иные предлагают помыться в домашней баньке за символичную плату, кто-то даже таксует. Ходят с металлоискателями, чтобы сдать в металлолом то, что не нашли с приходом развала. Зарабатывают на жизнь кто как умеет.
По словам местных жителей, массовый отток населения пришелся именно на начало двухтысячных. В большом количестве люди покидали поселок лишь по началу. Теперь остались те, кому попросту ехать не на что или некуда - доживают свой век.
Есть в поселке школа и детский сад (который перенесли в школу).
Работает и местный клуб, и библиотека. Для населения проводятся концерты и праздники. Самодеятельность здесь развита, люди стараются скрасить свой досуг. Вот, к примеру, фото с масленицы 2020 года, собравшей на праздник много народу – и взрослых, и ребятишек. На фоне – здание местного дома культуры.
Несмотря на условия, в которых люди вынуждены жить, они не опускают руки – за что им отдельная благодарность и уважение. Есть в поселке молебный дом, регулярно приезжает священнослужитель.
Транспорт – отдельная тема для разговора. Добраться сюда можно с пересадкой из Оренбурга до Орска и из Орска - до Светлого. Или напрямую - из Оренбурга до Светлого. Стоимость такого такси (Ларгус) обойдется примерно в 1 300 рублей (после останется преодолеть еще 72 км). Есть Газелька «Орск-Тобольский», что доезжает до грейдера (до поворота в деревню, т.е. остается преодолеть еще 13 км). Стоимость от поворота до Светлого – 100 рублей и от поворота до Орска – 500 - 600 рублей в одну сторону.
Магазины. Раньше здесь был и продовольственный, хозяйственный, хлебный. Но все они уже давным-давно закрыты. Выручают только магазины на дому, их здесь несколько. Которые без сомнения можно назвать настоящим спасением для жителей. Ведь добраться за продуктами в Светлый далеко не у всех есть возможность (72 + 72 = 144 км за покупками). Нет в Актюбинском ни «Пятерочки» ни «Ленты». Такие современные реалии.
Хочется стабильности. Знать, что у меня будет стабильный оклад, больничный, выходной, праздничный день. Жизнь в деревне – вечный двигатель. Нет ни праздников, ни больничных. Не могу не работать, нужно скот покормить, огород полить - дела по хозяйству никогда не переводятся. Соленья, варенья, компоты - огромный труд! - говорят жители поселка.
И размышляют о будущем:
Десять – пятнадцать лет подождут, пока мы вымрем. Загонят тракторенок – порушат наши курятники, и нет проблем. Никто и не узнает, что здесь жили когда-то!
Жители Актюбинского – заложники обстоятельств. О них и хочется сказать особое слово. Здесь не ропщут на жизнь, на условия. И только с исключительной любовью говорят о своей малой родине. Все мои новые знакомые оказывались доброжелательными и отзывчивыми людьми, что в наше время, без сомнения, ценность. Они просто не заслуживают плохих слов и не виноваты в таком уровне жизни. Без работы, без связи, без магазинов. И как это страшно звучит, без будущего.
А этими заключительными кадрами хочется сполна отразить обстановку этого и многих других поселков оренбургского края и призвать к размышлению тех, кто наделен полномочиями делать жизнь простых граждан лучше. Но, к сожалению, пока мы видим только такие ситуации.