Одни оренбуржцы просят, чтобы их дом включили в программу переселения, которая заканчивается в этом году, другие, напротив, всеми силами пытаются доказать, что их дом простоит дольше новостройки. Жители улиц Чичерина, Кирова, Пушкинской, переулка Диспансерного заходили в зал, где заседала комиссия, порой в полном составе, так переживали за свою дальнейшую судьбу.
Одним повезло…
Десять семей, проживающих в двухэтажке № 1 в переулке Мало-Торговом (возле выставочного комплекса «Салют, Победа!»), свою маленькую победу одержали. С их добротного дома со стенами толщиной полметра (соседей абсолютно не слышно - не то что в «хрущевках») статус аварийного сняли, хотя табличка о расселении в четвертом квартале 2017 года все еще красуется на входе в подъезд.
В ближайшее время дом, которому за сотню лет, ждет капитальный ремонт (последний был восемь лет назад, в подъездах косметического ремонта не было почти двадцать лет).
- Это бывший купеческий дом, у нас несколько литер. К основному зданию пристроены бывшие конюшни, флигель, в которых жить действительно невозможно, но основное здание - шикарное. Снести его было бы кощунством! Мы не сомневались, что была допущена техническая ошибка и в отношении нас примут объективное решение, ведь для переселения, по нашему мнению, предлагались более худшие условия - 17-этажка на улице Транспортной. К тому же рыночная стоимость наших квартир (в центре города) составляет далеко не один миллион рублей (так оценивается ветхое жилье - Прим авт.), а в три раза больше. Некоторые здесь прожили по 40 и даже 60 лет. Переезд вынудил бы сменить место работы, ребенка перевести в другое учебное заведение. Это была бы катастрофа, - заключила жительница Мало-Торгового Людмила Файденко.
…а другим нет
Жители пятиквартирного дома № 5, что на улице Пугачевской, месяц назад узнали, что их будут расселять.
В почтовых ящиках они обнаружили требования, подписанные первым заместителем главы города Сергеем Николаевым, в которых сообщалось, что их дом еще в конце 2011 года признан аварийным и подлежащим сносу. При этом в соответствии с Жилищным кодексом РФ, как сообщалось в документе, собственники должны сложиться и снести строение за собственные средства. Съехать отсюда пять семей должны в срок с апреля по октябрь нынешнего года.
Но жильцы категорически с этим не согласны, так как за свой счет в начале двухтысячных проводили в квартиры газ, воду, подключались к центральной канализации. У кого-то сделан неплохой ремонт, установлены пластиковые окна, под боком кирпичные сараи и гаражи. Все деревянные постройки в свое время по требованию газовиков были заменены на каменные. Менять такой райский уголок, как люди сами называют свое место жительства, на дом на улице Транспортной (дом уже сдан) или проспекте Братьев Коростелевых (достраивается) «пугачевцы» не хотят. Они не считают, что таким образом их жилищные условия будут улучшены. С соответствующим заявлением они обратились в прокуратуру, которая в данный момент проводит проверку.
С 1917 года здесь жил генерал Яков Гурьев, помощник атамана Оренбургского казачьего войска. Дом хоть и не является признанным памятником истории и культуры, но представляет, как в принципе и вся улочка, по свидетельству краеведов, историческую и культурную ценность. Жители бережно сохраняют лепнину на потолке - в домах рядовых горожан такую красоту явно не встретишь. Здесь в свое время, видимо, был большой зал, в котором проходили приемы, теперь он поделен на комнатушки.
Спускаешься вниз от ДК «Газовик» к Уралу, и вот она… знаменитая Пугачевская улица. Названа так потому, что здесь стоял в свое время с войском сам Емельян Пугачев. Раньше здесь была церковь, с колокольни которой стрелял бунтарь. Ядра долетали, по свидетельству историков, до Набережной и дома Рычкова на нынешней улице Советской. Настоящая казачья улочка, отличающая Оренбург от других городов. Жалко только, что от первозданного вида здесь практически ничего не осталось. В полумраке фонарей и на фоне снегопада Пугачевская выглядит особенно торжественно. Это сейчас здесь настоящая степная пурга, а летом - тишь да благодать. До Урала рукой подать. Детворе - раздолье.
Поблизости самый современный и благоустроенный район города - Красная площадь, куда ребятня с удовольствием бегает играть на детскую площадку. Ехать к черту на куличики, где ни объектов соцкультбыта поблизости, ни остановок общественного транспорта, понятное дело, не хочется.
Вокруг по Пугачевской сплошь коттеджи. Лишь это строение немного выбивается из внешнего облика улочки, на которой, кстати, жил и митрополит Леонтий, но его дом уже снесен. Дом № 5, который в августе этого года должен отметить свое столетие, бесспорно, нуждается в реставрации (ремонт фасада и фундамента здесь проводили в 2006 году, крышу сами жильцы латают по необходимости). Но если жильцы против, может, проще вложиться в качественную реконструкцию и никого не расселять…
Понятен еще один факт: у некоторых официально оформлен один метраж, а благодаря многочисленным надстройкам и пристройкам, как бывает в большинстве подобных строений, занимают они площадь в два раз большую. При переселении же им достанутся только официальные квадратные метры. Еще в начале 90-х бывших жителей отсюда расселили, помещения пустовали. Особо нуждающиеся упросили тогда райисполком предоставить им эти комнаты. Благоустраивали их уже сами, даже асфальт во дворе положили. Рушить своими руками то, что с таким трудом и трепетом создавали, никто не отважится.
- Обычно дом признают аварийным на основании заявления жителей, а мы никуда по данному поводу не обращались, нас все устраивает, в доме тепло, сухо! Дом из такой прочной лиственницы сделан, что, когда отопление проводили, стены пробить не могли! Он простоит еще дольше, чем новостройки. Мы просим показать нам результаты технического обследования нашего дома, акты межведомственной комиссии, хотелось бы увидеть заключение экспертов, что наш дом является ветхим, но специалисты управления жилищной политики и УЖКХ нас футболят. Мы не собираемся сдаваться, здесь прошла наша жизнь, мы вросли корнями. Если потребуется, закажем собственную экспертизу и будем судиться, - высказывают свою точку зрения местные жительницы Марина Григорьева и Надежда Распертова. - Видимо, понадобилось кому-то хорошее местечко, вот и хотят от нас избавиться, ведь стоимость затрат на наше переселение - пять миллионов рублей. Здесь только пустой участок земли дороже продать можно!
Как обычно это бывает, в рядах жильцов нет единодушия. Кто-то совсем не против съехать (есть здесь те, в чьи квартиры не проведена канализация, и они по старинке бегают на улицу), но конфликтовать с остальными не желает, поэтому предпочитает помалкивать.
КОММЕНТАРИЙ МИНИСТЕРСТВА
Министр культуры и внешних связей Оренбургской области Евгения ШЕВЧЕНКО:
- Специалисты министерства к подготовке документации о признании жилищного фонда аварийным (в отношении объектов культурного наследия) не привлекались. В связи с этим, а также учитывая обращения граждан - жителей, не согласных с включением их домов межведомственной комиссией в программу переселения, ряд объектов культурного наследия из программы исключили. Например, здание на углу улиц Кирова, 23, и Комсомольской, 18 (несущие конструкции здания не в аварийном состоянии, требуется замена кровли и ремонт фасада); дом № 5 в переулке Коммунальном (жителями проведена независимая экспертиза); объект в переулке Диспансерном, 17 - 19 (проведена государственная историко-культурная экспертиза, подтверждающая архитектурную и градостроительную ценность, выявлено неудовлетворительное состояние лишь отдельных строительных конструкций, в частности подвала).