Объявление о подорожании с 20 марта стоимости проезда (с 40 рублей до 44) неприятно удивило пассажиров, добирающихся до дома, учебы и работы маршрутом № 124 «Оренбург - Подгородняя Покровка». От областного центра до поселка - считанные километры - 15-20 минут езды. В этом селе Оренбургского района, кстати, располагается Оренбургский аграрный колледж, куда из города во множестве приезжают ежедневно на занятия студенты. На проезд у них уходит, если добираться на учебу без пересадок, более 2000 рублей.
- А ведь прошлым летом проезд стоил всего 17 рублей, - вспоминают «золотые времена» покровские студенты. - После тариф резко подскочил до 40 рублей. Мы смирились. Теперь поездка будет стоить 44 рубля, а потом, глядишь, и до 50 недалеко! Решили за счет нас выжить?
Поднимется и стоимость проезда от Оренбурга до поселка Павловка - с 45 рублей до 50. У данного перевозчика пять пригородных маршрутов, но тариф он решил поднять именно на самых востребованных. Наверное, потому что население в этих поселках состоятельное.
Директор Оренбургского пригородного автовокзала Елена Палагина оказалась не в курсе планируемого подорожания, ее перевозчик в известность пока не поставил.
- Мы по закону не имеем права диктовать или что-то запрещать перевозчикам. Просто принимаем данный факт к сведению, - заключила Елена Георгиевна. - Это раньше правительство области в конце осени утверждало предельные тарифы за километр пути на будущий год, и перевозчик не мог брать больше. С прошлого года все иначе.
Перевозчик же - директор ООО «Лавр» Виталий Федоров уверяет, что это вынужденная мера, последний раз тарифы повышались прошлой весной, чуть меньше года назад, но со слов владельца автобусов, очень давно. В течение последующего года роста, скорее всего, уже не будет.
- Мы рассчитывали тариф, исходя из пассажиропотока и затрат на перевозку. Это не наша прихоть, мы это делаем не ради сверхприбыли. Так поступить сегодня заставляет экономика - растет стоимость газа, запчастей, дорожают коммунальные услуги. Чтобы минимизировать затраты, мы все машины перевели на газомоторное топливо. К тому же, пассажиры не хотят ездить на «убитых» ПАЗах. Случись что, возникнут вопросы к безопасности перевозок, поэтому нам нужно и автопарк как-то обновлять, - объяснил Виталий Анатольевич. - Согласно методике расчета Минтранса, доходность предприятия должна составлять 9,6 процента, у нас в нынешних условиях так не получается. Повышая тариф, мы пытаемся подойти к этой цифре. Данный вид бизнеса очень затратный, этот сегмент во всем современном мире считается планово-убыточным. В последние годы сильно изменились требования к перевозке пассажиров и их безопасности, учитывается даже износ протекторов шин. Раньше государство нас дотировало, а с 2016 года нас заставили выживать самостоятельно. Как правило, каждое повышение сопровождается проверкой УФАС, прокуратуры, и не находят они в наших действиях ничего крамольного.
Со слов Федорова, у пассажиров есть возможность экономить, они просто не пользуются этим. Например, по специальной студенческой карте тариф на 20 процентов ниже. Есть подобные карты и для школьников.