Согласно законопроекту, каждое предприятие, работающее в сфере торговли, будет обязано осуществлять расчёты с помощью касс нового образца. Такие кассовые аппараты, по разным данным, будут стоить от 80 до 300 тысяч рублей. Авторы законопроекта заявляют, что при составлении документа учли интересы бизнес-сообщества, однако целесообразность введения подобных норм ставится под сомнение.
Так, депутат Госдумы от Оренбургской области Сергей Катасонов на пленарном заседании Думы заявил, что «закон только на первый взгляд кажется мягким и пушистым», а бизнес-сообщество на самом деле категорически против введения новых норм.
Депутат представил к законопроекту четыре блока поправок. В частности, Катасонов предлагает исключить посредника (оператора) из схемы передачи данных от предпринимателей в налоговую. По его мнению, оператор фискальных данных будет главным бенефициаром введения новых аппаратов, хотя по факту будет «лишним звеном».
«С точки зрения государства никакой цели здесь нет. Я обратился в налоговую с письмом, и мне ответили, что целью закона не ставилось увеличение налогов, - заявил депутат во время выступления в Госдуме. - Вводя оператора фискальных данных, мы должны понимать, что бенефициаром всего будет не государство, а сам оператор. А информация, которую он будет получать, вообще никому не нужна. С таким же успехом можно передавать фотографии тех, кто делает покупки».
Сергей Катасонов также заявил, что для перехода на новые аппараты потребуется более 100 млрд рублей (сопоставимо с размером налогов от всех предприятий малого бизнеса). В этой сумме – стоимость оборудования, затраты на связь и услуги оператора. Законопроект предполагает, что предпринимателям будут компенсироваться расходы на покупку оборудования. Но эти расходы составляют лишь часть в общей сумме затрат.
Ранее критики законопроекта отмечали, что он почти не даёт бизнесу время на подготовку и внедрение новой системы. С 1 февраля 2017 года запрещается регистрация «старой» кассовой техники, а до 1 июля 2017 года необходимо заменить всю имеющуюся в эксплуатации на новую.
«У нас в месяц производят максимум 100 000 кассовых аппаратов. За полгода поставить 2,5 млн аппаратов физически нельзя. А ещё через полгода мы должны будем поставить ещё 3 млн аппаратов для ИП, - отметил Катасонов. - Непонятно, к чему такая спешка. Почему раньше, когда мы вводили новые требования к кассовым аппаратам, мы давали возможность доработать на старых, а сейчас не даём?»
Депутат от Оренбуржья также выступил против введения новых кассовых аппаратов для предпринимателей, работающих в рамках специальных налоговых режимов, и против бессмысленных затрат на обеспечение повышенной безопасности передаваемых данных (выше, чем при банковских операциях и обращении с криптовалютой). При этом, если человек по какой-то причине захочет скрыть факт печати чека, он это сделает и с новыми аппаратами.
Поправки Сергея Катасонова отклонили представители большинства в Госдуме. В итоге, резюмировал депутат, принятие этого закона фактически приведёт к «двойной налоговой нагрузки» на бизнес.