Оренбургское УФАС продолжает проверку по факту повышения цен на газ

14:17 Комментарии
Реклама на сайте

На вопросы наших читателей отвечает руководитель Управления федеральной антимонопольной службы области Владимир Окшин. 

- Каковы полномочия Управления в части контроля за состоянием цены на рынке сжиженного углеводородного газа? Кто и какую ответственность понес за резкое повышение цен на топливо в октябре?

- По заданию ФАС России с 2014 года Управлением в еженедельном режиме осуществляется мониторинг мелкооптовых и розничных цен на сжиженный углеводородный газ (далее - СУГ).  В результате проведения данных мониторингов, на рынке СУГ выявлен значительный рост цен. В мелкооптовом сегменте рост цен с начала 2016 года по состоянию на 02.10.2016 составил более 40%, в розничном сегменте (АГЗС) – 6,3 %.    

Учитывая социально-значимый характер рынка СУГ, устные и письменные обращения, Оренбургским УФАС России принято решение о проведении исследования состояния конкуренции на мелкооптовом рынке СУГ на территории Оренбургской области за период с 01.01.2015 по 01.10.2016.  Участникам данного рынка в начале октября направлены соответствующие запросы. В настоящее время Оренбургским УФАС России получены ответы от хозяйствующих субъектов, занимающихся мелкооптовой продажей СУГ согласно запросам Управления. Специалисты анализируют данные сведения.  

По результатам вышеуказанного исследования, будет принято решение о наличии либо отсутствии в действиях хозяйствующих субъектов - продавцов СУГ - признаков нарушения антимонопольного законодательства. Если факт необоснованного повышения цен на СУГ подтвердится, или же будут выявлены признаки согласованных действий, либо соглашений между участниками-конкурентами, Управлением будут приняты меры антимонопольного реагирования, такие как возбуждение производства по делу, административное наказание в виде оборотных штрафов. Также Оренбургским УФАС России в ближайшее время планируется проведение аналогичной работы на розничном рынке СУГ в Оренбургской области. 

- При каких обстоятельствах могут быть дисквалифицированы чиновники?

- С января 2016 года при повторном ограничении конкуренции должностными лицами органов власти, органов местного самоуправления такие лица подлежат дисквалификации на срок до 3 лет.

До вступления «четвертого антимонопольного пакета» существовала своего рода альтернатива либо штраф, либо дисквалификация, сейчас же такие должностные лица органов власти безальтернативно будут лишаться своих рабочих мест. 

Рассмотрение дел об административных правонарушениях в отношении такой категории осуществляется судьями арбитражных судов, которым ФАС обязана передать дела на рассмотрение после составления протоколов об административных правонарушениях.

- Как теперь УФАС контролирует деятельность страховых компаний?

- Согласно январским изменениям в антимонопольном законодательстве, с января 2016 года заявления физических лиц о нарушении антимонопольного законодательства доминирующим хозяйствующим субъектом не рассматриваются антимонопольным органом, а подлежат направлению в соответствующий орган исполнительной власти.

Так вот, все заявления граждан об ущемлении их интересов страховыми организациями с января 2016 года переадресовываются в Банк России, поскольку согласно пункту 18.4 статьи 4 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России осуществляет защиту прав и законных интересов акционеров и инвесторов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению. 

- Какие новые функции выполняет Управление в связи с изменениями в антимонопольном законодательстве в этом году?

- С 5 января 2016 года вступил в силу так называемый «четвертый антимонопольный пакет», который вносит поправки в Закон о защите конкуренции.

Нововведения ввели для предпринимателей, органов власти, органов местного самоуправления ряд послаблений. Антимонопольный орган выступает в большинстве случаев не как карательный орган, а орган предупредительного контроля.

Существенно расширился институт предупреждения. Практически по большинству правонарушений мы работаем в предупредительном порядке. Речь идет о том, что антимонопольным органом не сразу возбуждаются антимонопольные дела, а выдаются предупреждения и, соответственно, выполнение этих предупреждений будет исключать дальнейшее антимонопольное преследование.

Внесенные поправки в Закон о защите конкуренции уточняют сферу применения запрета злоупотребления доминирующим положением - теперь заявления физических лиц о нарушении антимонопольного законодательства доминирующим хозяйствующим субъектом не рассматриваются антимонопольным органом (!), а подлежат направлению в соответствующий орган исполнительной власти.

С 10 января 2016 года заработал механизм административного обжалования в сфере строительства. Теперь Федеральная антимонопольная служба наделена полномочиями рассматривать жалобы в отношении органов власти и инженерно-технических организаций, отвечающих за данную сферу.

В центральном аппарате ФАС России появилась апелляционная коллегия Федеральной антимонопольной службы и Президиум, который уже функционирует. Президиум наделен полномочиями по пересмотру решений территориальных управлений по делам о нарушении антимонопольного законодательства в случае, если нарушается принцип единообразия в применении антимонопольного законодательства.

4 июля текущего года в Закон о защите конкуренции в очередной раз были внесены поправки («антикризисный пакет»), согласно которым смягчаются требования к некоторым категориям хозяйствующих субъектов.

Одним из существенных изменений является введение «иммунитетов» для малого и среднего бизнеса в части признания доминирующего положения и заключения отдельных антиконкурентных соглашений.

Из-под контроля антимонопольного органа вышли юридические лица, созданные физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, сумма выручки которых за предшествующий календарный год не превышает 400 мл. рублей.

При этом «иммунитеты» не распространяются на хозяйствующие субъекты, входящие в группу лиц с другими хоз.субъектами в ряде случаев, финансовые организации, субъекты естественных монополий, хозяйствующие субъекты, имеющие в качестве учредителей или участников юридических лиц, а также хозяйственные общества, в уставном капитале которого имеется доля участия Российской Федерации, субъекта РФ и муниципального образования.

Изменения коснулись и требований к торгам: теперь антимонопольный орган вправе обратиться в суд с иском о признании торгов и заключенных по результатам таких торгов сделок недействительными только в случае, если проведение таких торгов является обязательным в соответствии с действующим законодательством.

Изменения коснулись и порядка проведения внеплановых проверок. Теперь внеплановые проверки в отношении субъекта малого предпринимательства проводятся после согласования с органами прокуратуры. Исключения касаются субъектов естественных монополий и внеплановых проверок, которые проводятся по подозрению тех или иных лиц в сговоре.

Июльские изменения в законе коснулись и положений Кодекса об административных правонарушениях. Вносимые изменения в КоАП предусматривают особенности привлечения к административной ответственности субъектов малого и среднего предпринимательства - замену штрафа на предупреждение.

- Кому и за что могут быть выданы предупреждения и предостережения? И помогут ли они избежать штраф?

- Как уже было сказано, с января 2016 года не допускается в ряде случаев принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения.

Предупреждения выдаются не только хозяйствующим субъектам, которые доминируют на рынке по определённому составу, но и органам власти, органам местного самоуправления, а также в большинстве случаев, связанных с недобросовестной конкуренцией.

Предупреждения применяются по таким формам злоупотребления доминирующим положением как установление разных цен на одни и те же товары, создание дискриминационных условий. Кроме того, почти половина действий, которые связаны с недобросовестной конкуренцией перешли в категорию предупреждений.  Это по сути вся недобросовестная конкуренция за исключением случаев, когда недобросовестная конкуренция связана с использованием интеллектуальной собственности.

Предупреждение позволяет вернуть ситуацию в нормальное состояние практически в 10-тидневный срок.

С расширением действия института предупреждения:

- Потенциальные нарушители (как бизнес, так и органы власти) получают (расширяют) возможность оперативно устранять нарушения законодательства без наложения штрафов;

- Антимонопольные органы – возможность возбуждать дела только после отказа исполнять предупреждения;

- Потребители (как граждане, так и бизнес – в случае нарушений со стороны органов власти) – возможность эффективно и оперативно защитить свои права.

- Вам самому не кажется, что при сегодняшней ситуации Управление практически бессильно против реальных монополий? Госстрах как не выписывал полисы ОСАГО, так и не выписывает, Газпром как выворачивал руки лимитами и задранными ценами на монтаж для населения, так и продолжает. То есть вопрос не в самих ценах, а просто в отсутствии конкуренции или сговорах страховых компаний например.

- Оренбургское УФАС России полномочно в контроле за хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение на том или ином рынке. В нашем регионе на рынке страховых услуг доминирующее положение занимает СК «Росгосстрах». До вступления в силу «четвертого антимонопольного пакета», исключившего полномочия антимонопольного органа в части рассмотрения заявлений от физических лиц на действия монополиста (в данном случае – «Росгосстраха») Оренбургским УФАС России была проведена масштабная работа по привлечению указанной страховой компании согласно полученным заявлениям граждан к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства: навязывания дополнительных услуг страхования, неправомерного расчета коэффициента безаварийной езды, уклонения от заключения договора полиса ОСАГО. В общей сложности сумма штрафа в отношении «Росгосстраха» составила свыше 4 млн. рублей.

С начала 2016 года, как уже говорилось, антимонопольный орган не правомочен принимать заявления от физических лиц на действия монополиста. Однако в полномочиях Оренбургского УФАС России осталось рассмотрение дел, касающихся сговора или согласованных действий между страховыми компаниями.  Стоит отметить, что отследить это возможно в случае заявления граждан, поэтому при выявлении признаков согласованных действий между страховщиками, граждане могут обратиться в антимонопольный орган с письменным заявлением с приложением доказательств обращения к страховщикам и, при наличии, их письменных ответов в их адрес.

- Объясните, пожалуйста, правомерен ли рост цен на продукты питания за последнее время в магазинах Оренбурга, таких как «Пятерочка», «Магнит», «Перекресток»?

- В полномочия антимонопольного органа, установленные отдельными нормативными актами, не входит контроль за обоснованностью установления хозяйствующими субъектами цен на товары, работы, услуги.

В  соответствии с ч. 5 ст. 8 ФЗ Закона о торговле, в случае, если в течение тридцати календарных дней подряд на территории отдельного субъекта РФ или территориях субъектов РФ рост розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости составит 30 и более процентов,  Правительство РФ в целях стабилизации розничных цен на данные виды товаров имеет право устанавливать предельно допустимые розничные цены на них на территории такого субъекта РФ  на срок не более чем 90 календарных дней.

В Перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены входят следующие продукты:  говядина (кроме бескостного мяса), свинина (кроме бескостного мяса) баранина (кроме бескостного мяса), куры (кроме куриных окорочков), рыба мороженая неразделанная, масло сливочное, масло подсолнечное, молоко питьевое, яйца куриные, сахар-песок, соль поваренная пищевая, чай черный байховый, мука пшеничная, хлеб ржаной, ржано-пшеничный, хлеб и булочные изделия из пшеничной муки, рис шлифованный, пшено, крупа гречневая – ядрица, вермишель, картофель, капуста белокочанная свежая, лук репчатый, морковь, яблоки.


№ 28427