- Александр Юрьевич! Вы не только как юрист и председатель Областной избирательной комиссии, но и как избиратель как относитесь к отмене порога явки избирателей? Посмотрим цифры последних выборов по городу Оренбургу: число избирателей 424125, число действительных бюллетеней 102858 (т.е процент выразивших свое мнение- 24%) Из них за "победившую партию" проголосовало 63872 человека (т.е. 15%) - математика, наука точная. Все данные взяты с сайта www.ik56.ru. Как может партия, набравшая уровень доверия 15% от общей численности избирателей представлять самих этих избирателей в представительном органе. Мне кажется, что такие выборы, по меньшей мере профанация.
– Я думаю, что вопрос здесь все-таки не в пороге явки избирателей, а в участии избирателей в голосовании в принципе. Как организаторы выборов мы прилагаем максимум усилий для информирования избирателей об избирательных кампаниях, повышения электоральной активности и выражения гражданской позиции: речь идет об изготовлении аудио- и видеороликов, освещении хода избирательной кампании в СМИ, изготовлении значительными тиражами полиграфических материалов, вручении приглашений избирателям. В России нет института обязательного голосования, никто не может заставить человека прийти на избирательный участок и сделать свой выбор. Но вместе с тем мы должны понимать, что выборы – неотъемлемый элемент демократии. Напомню, что согласно Конституции РФ носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Те граждане, которые пренебрегают участием в выборах, на самом деле упускают шанс принять участие в управлении государством. Участие в выборах – это неотъемлемый атрибут современного российского гражданина. Особенно это нужно осознать молодым людям.
Кроме того, сами кандидаты и политические партии должны принимать активное участие в привлечении избирателей на выборы. Непрофессиональные комментарии избирательных действий, выступления отдельных представителей политических партий создают негативное отношение к избирательным кампаниям. Но повышение доверия к институту выборов – это общая задача всех участников избирательного процесса.
А что касается цифр, то приведенный пример как раз соответствует практике многих цивилизованных стран. Это в авторитарных государствах в выборах участвует 99,9 процентов избирателей.
- Вдогонку еще один вопрос. Я как активный избиратель пришел на участок, получил бюллетень, познакомился с кандидатами... И случилось так, что ни один кандидат и не одна партия не выражает моих интересов. Я хотел бы проголосовать "против всех". Усилиями все тех же, против кого я хотел бы проголосовать, эта графа в избирательном бюллетене отсутствует. Как Вы посоветуете поступить в этом случае? И как юрист- не считаете ли это грубым попранием моих избирательных и конституционных прав? Кто дал право "законодателям" принимать такие решения?
– Ваш вопрос «вдогонку» пересекается с первым вопросом. Интересно, что Вы рассуждаете о низком проценте проголосовавших за партии, участвующие в выборах, но при этом выступаете за размещение в избирательном бюллетене графы «Против всех».
Отсутствие графы «Против всех кандидатов (списков кандидатов)» закреплено законодательно на федеральном и региональном уровне. Как председатель Избирательной комиссии Оренбургской области думаю, что избиратель в любом случае должен сделать свой выбор и проголосовать за кандидата или избирательное объединение. Считаю, что голосование «против всех» – это своеобразная форма уклонения от участия в выборах.
В настоящее время в Российской Федерации зарегистрированы 77 политических партий, из них 54 имеют региональные отделения в Оренбуржье. В 2015 году на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Оренбургской области своих кандидатов выдвинули 13 региональных отделений партий и общественных организаций. Я думаю, в условиях такой многопартийности есть возможность найти объединение, чья программа будет соответствовать Вашим взглядам и убеждениям.
- Сколько стоит стать депутатом Законодательного Собрания? И сколько из той суммы получает наша местная избирательная комиссия? Отразилась ли инфляция и кризис на откатах за право стать депутатом?
– Я ожидал таких вопросов, тем более в преддверии выборов в Государственную Думу Федерального Собрания РФ и Законодательное Собрание области. Всего на проведение выборов депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области шестого созыва запланировано выделение из регионального бюджета 115 миллионов рублей. Для того чтобы стать кандидатом в депутаты областного парламента необходимо создать свой избирательный фонд. Эти средства тратятся на изготовление подписных листов, агитационных материалов, транспортные услуги, оплату работы агитаторов, сборщиков подписей и так далее. Средства избирательного фонда имеют строго целевое назначение, а контроль за их расходованием осуществляется Избирательной комиссией Оренбургской области. Депутаты областного парламента в декабре 2015 года в первом чтении приняли решение об увеличении размера избирательных фондов: до 4 миллионов для кандидатов, до 90 миллионов для избирательных объединений. Избирательные комиссии осуществляют свою деятельность за счет средств, выделенных на проведение выборов из соответствующего бюджета, и других источников финансирования не имеют.
- Александр Юрьевич, как вы объясните формирование территориальных избирательных комиссий? Почему люди с огромным и всесторонним опытом, благодарностями от Вас лично не попали в списки? Или Вам не нужны профессионалы? Правда ли , что в отдельных избирательных комиссиях присутствуют прямые родственники- такие как мать и дочь? Причем в должностях председателя и заместителя председателя ТИК? Насколько могут быть они объективны при подсчете голосов, если ни один представитель партий, не имеющих представительства в ЗС не прошел в состав членов ТИК?
– Информационное сообщение о приеме предложений по кандидатурам членов 30 территориальных избирательных комиссий Оренбургской области с правом решающего голоса было опубликовано в газете «Оренбуржье» 29 октября 2015 года. За 30 дней к нам поступили документы от большого количества желающих. Была создана рабочая группа, которая внимательно проверяла все документы, в том числе информацию об опыте работы в избирательных комиссиях. Сведения о наградах в документах не указывались.
Насколько мне известно, в составах территориальных избирательных комиссий есть прямые родственники, но не в должностях председателя и заместителя председателя. Стоит отметить, что, во-первых, законом это не запрещено, во-вторых, отследить прямое родство с учетом разных фамилий довольно сложно, так как информация о родственниках кандидатов в составы избирательных комиссий не запрашивается, в-третьих, заместитель председателя и секретарь избираются членами комиссии на первом организационном заседании, а не назначаются областным избиркомом.
В составы территориальных избирательных комиссий, сформированных в декабре 2015 года, помимо представителей партий, представленных в Законодательном Собрании, вошли кандидатуры, предложенные партиями «Патриоты России», «Родина», оренбургской областной общественной организацией «Российский союз молодежи» и Новотроицкой городской общественной организацией «Совет женщин».
- Чего следует ожидать от предстоящих выборов?
– Очень сложно ответить на этот вопрос. В единый день голосования 18 сентября 2016 года состоится голосование на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и Законодательного Собрания области. Выборы пройдут по смешанной системе. На выборах в Государственную Думу от региона будут избраны три депутата, а также состоится голосование за списки кандидатов, выдвинутых политическими партиями. В областной парламент 23 депутата будут избраны по одномандатным округам, 24 – по партийным спискам.
Прогнозируется участие большого количества партий. Так, на выборах в Государственную Думу освобождены от сбора подписей 14 партий, на выборах в Законодательное Собрание – 5 партий. Могу сказать одно – выборы будут конкурентными, прозрачными и легитимными. Безусловно, избирательные комиссии ждет колоссальная нагрузка. Но мы уже сейчас начали активную подготовку для обеспечения высокой организации избирательного процесса.
- Можно ли стать депутатом, если у кандидата имеется непогашенная судимость?
– В соответствии с пунктом 3.2. статьи 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации:
а) осужденные к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;
б) осужденные за совершение преступлений экстремистской направленности, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;
в) подвергнутые административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 20.3 и 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если голосование на выборах состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;
г) в отношении которых вступившим в силу решением суда установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 Федерального закона, либо совершения действий, предусмотренных подпунктом "ж" пункта 7 и подпунктом "ж" пункта 8 статьи 76 Федерального закона, если указанные нарушения либо действия совершены до дня голосования на выборах в течение установленного законом срока полномочий органа государственной власти или органа местного самоуправления, в которые назначены выборы, либо должностного лица, для избрания которого назначены выборы.
- Кто имеет право войти в состав избирательной комиссии?
– Членом избирательной комиссии с правом решающего голоса может быть дееспособный гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет. Не могут входить в составы комиссий:
– депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления;
– выборные должностные лица, а также главы местных администраций;
– судьи, прокуроры;
– на соответствующих выборах - кандидаты, их уполномоченные представители и доверенные лица, уполномоченные представители и доверенные лица избирательных объединений, выдвинувших кандидатов, списки кандидатов; супруги и близкие родственники кандидатов, близкие родственники супругов кандидатов; лица, которые находятся в непосредственном подчинении у кандидатов:
– лица, выведенные из состава комиссий по решению суда, а также лица, утратившие свои полномочия членов комиссий с правом решающего голоса в результате расформирования комиссии (за исключением лиц, в отношении которых судом было установлено отсутствие вины за допущенные комиссией нарушения), - в течение пяти лет со дня вступления в законную силу соответствующего решения суда;
– лица, имеющие неснятую и непогашенную судимость, а также лица, подвергнутые в судебном порядке административному наказанию за нарушение законодательства о выборах и референдумах, - в течение одного года со дня вступления в законную силу решения (постановления) суда о назначении административного наказания.
Кандидатуры в составы избирательных комиссий могут быть предложены политическими партиями, общественными организациями, собранием избирателей по месту жительства, учебы, работы, представительным органом муниципального образования, избирательными комиссиями предыдущего состава.
Процедура формирования избирательных комиссий различного уровня подробно регламентирована Законом Оренбургской области «Об избирательных комиссиях, комиссиях референдума Оренбургской области», который размещен на сайте Избирательной комиссии Оренбургской области www.ik56.ru в разделе «Законодательство о выборах и референдумах».
– Благодарю посетителей сайта Orenday.ru за вопросы и интерес к избирательному процессу.