Это для нас, живых, время летит быстро, а вот для родителей и близких погибших в тот роковой день 11-классниц оно словно остановилось. Кем бы могли сейчас стать школьницы, погибшие в тот роковой день 1 октября 2008 года? Явно воспитывали бы уже собственных детей. Но, увы, в памяти земляков они так и останутся юными хохотушками, жизнь которых трагически оборвалась. Анна Рываева, Светлана Москаленко, Марина Мартынова, Зенира Искакова, Гульназ Шагвалеева и ушедшая следом за ними, не сумевшая пережить смерть учениц, завуч школы Марина Бородина - эти имена каждый год будут звучать в Оренбуржье 1 октября. Неизменно в этот день будут возлагаться цветы к памятному знаку, который был возведен на месте обрушившейся школы в Беляевке.
Обычная перемена в Беляевской средней школе 1 октября 2008 года закончилась ужасной трагедией. Это сейчас в учебных организациях запрещено проводить ремонт в течение учебного года, а тогда в Беляевской средней школе шли ремонтные работы. После демонтажа окон на первом этаже появились опасения в безопасности нахождения в школьных стенах. Горько осознавать, что всего этого можно было избежать. Первый звонок трагедии прозвучал тогда еще утром в районе 9.30. Все видели трещину, ползущую, словно змея, по фасаду. Учителя вызвали спасателей и уединились в кабинете директора совещаться. Никому не пришло в голову вместо этого вывести на улицу и распустить по домам учеников. Пока неспешно решали, что делать, в 11.30 рухнул пролет общей площадью более 200 квадратных метров, похоронив под собой детей.
Мы как раз вернулись после перемены на урок, - рассказывал тогда один из одиннадцатиклассников. - Открыли дверь в класс... И - начали обваливаться потолок, потом стены, пол... Это было ужасно!
Фото: РИА Новости
В панике ученики прятались где могли - кто в туалете, кто в спортзале. Бежали к аварийным выходам. Но те были заперты. Старшеклассники выбивали их ногами и плечами, расчищая путь малышам. Первоклашек спускали на улицу через разбитые окна. Родители спасенных не сдерживали слез, да и сами дети, все грязные, до конца ожидали, что из-под завалов все-таки извлекут всех живыми. Почему протянули с эвакуацией, экстренно не приняв решение, от которого зависели детские жизни? Эвакуация началась буквально за пять минут до обрушения здания школы.
Почему ремонт хлипкого, как оказалось, здания не начали раньше? Третий этаж школы был закрыт для посещения и считался аварийным. Эти вопросы так и остались без ответов. Потолочные перекрытия второго и третьего этажей просто сложились в один миг, как карточный домик. Под завалами погибли пять одиннадцатиклассниц. Троих выпускников спасли, вызволив из-под завалов. В больницу увезли 16 выживших школьников, восемь из них - с серьезными травмами.
Тогда вспоминали, что еще в 1963 году строители намешали в раствор слишком много песка и слишком мало цемента - украли или сэкономили. Зато сдали школу, как и положено было в хрущевское время, ударно, досрочно. С тех пор здание ни разу не видело капремонта. Только в июне 2008 года на латание кровли и замену окон школе выделили деньги. Когда рабочие выбивали старые рамы, стена и пошла трещинами. Зато новую школу после случившейся трагедии выстроили мгновенно и деньги сразу нашлись - уже к будущему 1 сентября. В уцелевшем корпусе же разместили мастерские и спортзал.
Страшная новость тогда всколыхнула всю страну, лишились своих кресел региональный министр образования Александр Ковалев (его не стало в мае 2014 года) и глава Беляевского района Виктор Олешко. День спустя после трагедии, не выдержав груза вины и эмоционального стресса, в своем гараже совершила самоубийство завуч школы. Директора школы Ларису Цеповяз обвинили в халатности и осудили, приговорив к двум годам колонии-поселения. В Беляевке же в школьном дворе в память о трагедии и ее безвинных жертвах установили памятник и высадили березовую аллею.
Дай бог, чтобы ничего подобного больше никогда не повторилось, а чиновники извлекли на всю жизнь урок из той роковой ошибки 16-летней давности. Светлая память погибшим, мы будем помнить о вас всегда.