Однако взгляд на эту практику с точки зрения нематериальных потребностей ставит все по своим местам. Эта своего рода потребность соприкосновения с родной природой, океаном степного ветра и землей вполне может классифицироваться как местный туризм.
Почему нет? Разве не за сменой обстановки мы отправляемся в горы и к морям, радуемся этому как бонусу почти всякий раз, находясь в других регионах и странах? Разве не стремимся мы порой из года в год возвращаться в понравившиеся места? А чем тогда (кроме неразвитой туристической инфраструктуры) отличаются близлежащие территории? Наконец, почему мы с пониманием относимся к вояжам из Оренбурга на Мальдивы и далеко не всегда по достоинству оцениваем живописные уголки местного туризма?
Впрочем, публично против местного туризма, конечно, никто не возражает. Наоборот, чиновники периодически высказываются о его всяческой поддержке и развитии. А вот на практике, «на земле», зачастую это не ощущается. Не так давно мы рассказывали о том, что в районе родника «Татьянин» царит невыносимый запах – кто-то выбросил сюда трупы животных. Из-за этого поездка к роднику за водой приносит оренбуржцам разочарование.
Впрочем, онлайн карты любезно предлагают всем желающим едва не целую сеть родников, расположенных поблизости от Оренбурга. Некоторые из них имеют названия: например, родник «Близнецы» у села Черноречье Оренбургского района. Дорога к нему после выезда из города занимает около двадцати минут. Однако, повернуть с трассы, следуя указаниям навигатора, физически некуда. Хотя нет: после крутого спуска с обочины, который не всякий внедорожник одолеет, в траве просматривается колея…
Попробуем тогда подъехать к роднику по другой дороге, после поворота к селу. Но и тут фиаско - она перекопана! В настойчивых просыпается азарт: рассмотрев карту расписавшегося в бессилии навигатора, вы видите, что к роднику можно добраться, проехав через село, с другой стороны ручья.
Оставив машину на возвышенности, спускаемся к ручью и, пройдя по тропинке через прибрежные заросли, находим переброшенную к другому берегу широкую доску. Комаров почти нет, под ногами в ручье журчит поток чистой воды – до чего же здесь спокойно и красиво!
Но где же сам родник? В глаза бросается кусок профлиста, вкопанного в крутой склон берега. Подходим ближе и видим под этим листом: вот он, родник! Почему «Близнецы»? Похоже, потому что рядом, в растоптанной до грязи земле (судя по следам, сюда наведывается скот из села), заметен еще один, еле живой источник.
Хотя воды в основном источнике немного, хочется попробовать ее зачерпнуть, однако железный лист не дает подступиться. Остается подняться по старенькой лестнице и осмотреть тот берег, подъезд к которому перекопан.
Недалеко от столика с наполовину оторванными досками торчит столбик, на котором явно была табличка с названием, а, может, еще и с описанием этой достопримечательности. Очевидно, кто-то когда-то пытался обустроить это место, находясь то ли на волне собственного энтузиазма, то ли выполняя поручение. Но сегодня не просто махнули на все это дело рукой, а еще и перекопали дорогу, вероятно, с благими намерениями – например, для защиты от пожаров.
Упрекать чиновников в нынешнем состоянии родника, наверное, было бы не слишком справедливо: у них и других забот хватает, тогда как туристы относятся к уже созданному, мягко выражаясь, не слишком бережно. И все же отметим – тогда, как в этом случае, уже имеется подаренной природой актив c бесплатной информационной поддержкой от навигационных систем, которая сама по себе стоит немалых денег, не гостеприимно встречать потенциальных гостей… перекопанной дорогой.