Взрывной всплеск внимания в регионе к проблеме бродячих животных произошел после гибели в Оренбурге 16 апреля 2023 года восьмилетнего мальчика от нападения стаи бездомных собак. С тех пор областные власти успели принять закон об усыплении отловленных и невостребованных животных, который, однако, был отменен судом в августе 2024 года под натиском противников, чьи интересы представлял юрист из Новосибирска Сергей Егоров.
Между тем, случаи нападений безнадзорных животных, в том числе, на детей, продолжались. И тогда местные власти, фактически расписавшись в отсутствии финансовых возможностей для строительства и содержания достаточных по масштабу приютов для животных, пошли по пути введения в отдельных муниципалитетах режима экстраординарной ситуации, который предусмотрен федеральным законодательством и, опять-таки, позволяет отправлять четверолапых в мир иной…
Именно этот режим и обсуждался на сегодняшнем судебном заседании. Юрист Сергей Егоров констатировал, что «в Оренбургской области нет ни базы, ни мероприятий на уменьшение популяции бездомных собак». При этом и реально существующих оснований для введения режима экстраординарной ситуации, по его мнению, тоже нет:
Это смертельный формализм, умышленный формализм. Введение экстраординарного режима выглядит как планируемая ситуация, а в Оренбургской области нет экстраординарной ситуации, - сказал на заседании Сергей Егоров.
Другой представитель стороны истцов – московский зооюрист Светлана Зиберт апеллировала к нравственным аспектам проблемы:
— Даже если есть смертельный случай, собака должна уехать в приют.
Ее нельзя истреблять, это безнравственно. Кроме того, по мнению московского юриста, «даже замшелое муниципальное образование может позволить себе приют»:
Если подрядчиков на отлов у вас нет, то нужно создавать частные приюты или поддерживать частные, а также вводить программу стерилизации, но у вас этого не делается. Это что, месть всем животным? Тот, кто установил эти критерии, просто ищет повод уничтожить животных, - сказала Светлана Зиберт.
Один из представителей стороны ответчиков - Елена Коваленко из министерства сельского хозяйства Оренбуржья, сообщила суду, что экстраординарный режим был введен только в девяти муниципальных образованиях, а в двух уже отменен:
Это значит, что действия не были нацелены на введение режима во всём регионе, - сказала Светлана Коваленко.
Рассмотрение иска зоозащитников об отмене режима экстраординарной ситуации с бродячими собаками в муниципалитетах Оренбуржья продолжится 25 марта. Однако окончательную точку в резонансном конфликте еще ранее могут поставить федеральные власти: очередной случай детской смерти от напавших собак привлек внимание спикера Государственной думы Вячеслава Володина:
- Давайте наведем порядок и поручим профильному Комитету по охране семьи, материнства, отцовства, детства… Как можно скорее законопроект внесите, чтобы регионы получили возможность принимать решение. Жизнь ребенка дороже, — подчеркнул Володин.