«Живи и учись в Москве или Петербурге» (из рекламного плаката на ключевой магистрали Оренбурга, по пути в аэропорт)
В современном быстро растущем и ускоряющемся мире можно сколько угодно эпатировать непритязательных горожан новенькой плиткой и даже асфальтом в переулках, сколько угодно сносить застрявшие на лишние полвека-век аварийные и бесполезные халупы, а также штукатурить фасады оставшихся, можно сколько угодно прокладывать аллеи в полузасохших лесополосах и многозначительно разглагольствовать про «молодой Оренбург». Однако есть несколько безупречно точных показателей в развитии города и региона, рассматривая которые любому обывателю становится понятно, стоит ли здесь жить самому и оставаться детям, или лучше переезжать.
Об одном из таких критериев мы уже писали – это многоуровневые транспортные развязки как символ современной транспортной инфраструктуры, высокой пропускной способности и больших возможностей. Да-да, именно многоуровневые, потому что, к примеру, в соседней Уфе уже приступили к возведению трехуровневой. А всего наши соседи с начала столетия построили 34 таких объекта (в среднем – по восемь на регион), тогда как в Оренбуржье – голый ноль. Есть, правда, в планах две развязки, но одна, спустя год после губернаторского анонса, куда-то "потерялась", а другую, может быть, и построят на Загородном шоссе у аквапарка…
Перестали строить в Оренбурге с начала столетия и подземные переходы, причем, без планов хотя бы с одним-двумя… И, вроде бы, это не самый значительный показатель на фоне растущих как грибы после дождя (если верить официозу) технопарков и особых экономических зон. Но, опять-таки, понятно, насколько замедляются улицы и магистрали в новых высотных районах, и что происходило бы – для сравнения – с улицей Чкалова, если бы там в прошлом веке не прокопали аж четыре подземки… И что творилось бы на пересечении проспекта Гагарина и Загородного шоссе, если бы там впихнули, как это делают сейчас, кольцевую развязку вместо двухуровневой…
Благо, ремонт переходов периодически случается.
Четырехполосные дороги: регион без планов и перспектив
В преддверии традиционного для последнего месяца года периода подведения итогов в редакцию Орендэй поступили сведения из соседних регионов по такому фундаментальному показателю инфраструктурного развития и качества жизни, как наличие и протяженность четырехполосных дорог.
Итак, внимание. В Самарской области протяженность четырехполосных дорог (по две полосы в каждом направлении движения) составляет 249,8 км, причем более половины из них – 147,8 км – это дороги регионального значения. В Татарстане "четырехполоски" растянулись до 427 км. В Башкортостане – до 280 км. В Челябинской области – до 325 км.
Итого общая протяженность четырехполосных дорог (а местами и с расширением до шести полос) в соседних с Оренбуржьем регионах составляет 1281 км. Озвучивать данные по нашей области даже как-то стыдно. Это 19,5 км.
В ещё большее недоумение вгоняют планы по дальнейшему строительству современной дорожной инфраструктуры. В ближайшие годы протяженность "четырехполосок" у наших соседей увеличится:
- В Самарской области – на 105 км.
- В Татарстане – на 343 км.
- В Башкортостане – на 172 км.
- В Челябинской области – на 80 км.
В ближайшие годы протяженность четырехполосных дорог у наших соседей в совокупности увеличится на 700 километров. В Оренбуржье, как следует из официального ответа на редакционный запрос orenday, «нет планов по увеличению их протяженности за счет реконструкции имеющихся либо строительства новых».
После реализации этих планов общая протяженность четырехполосных дорог у наших соседей вплотную приблизится к двум тысячам километров – против 19,5 (девятнадцати с половиной) у нас, так что заметить и рассмотреть на диаграмме долю Оренбуржья физически будет еще сложнее.
Не жили хорошо, и нечего начинать?
А, может, Оренбуржью и не нужны четырехполосные дороги? Наши комментаторы-завсегдатаи почти наверняка напишут в свое рабочее время про фабрики и про надои коров, и что не в дорогах счастье… Но был ведь в истории Оренбуржья период – до того, как оно скатилось в глухое захолустье, когда наш край можно было хотя бы соотносить по уровню развития с соседями.
Когда Оренбуржью были по карману школы и детские сады с бассейнами, и строили их примерно в том же количестве, что и в Татарстане. И вообще школ строили столько, что жителям не приходилось жаловаться на детские очереди в единственный туалет и обращаться с просьбами о новых школах к Президенту.
Когда по-настоящему заботились о состоянии мостов (по крайне мере, они не рушились).
Когда в регионе была своя авиакомпания «Orenair» и своя автозаправочная сеть (да, была!). Да, много чего было… И неспроста же наши заграничные соседи построили от Актобэ до пограничного пункта пропуска четырехполосную дорогу. Но нам ведь такие дороги не нужны?.. (Так же, как и не нужны – по версии министра образования региона Пахомова – высокие зарплаты учителям?).