25 декабря прошлого года вблизи Актау разбился пассажирский Embraer 190 «Азербайджанских авиалиний» На борту самолета, следовавшего из Баку в Грозный, находились 67 человек, 38 из которых погибли. В Актау самолет направился после нескольких попыток совершить посадку в Грозном. Судно не долетело до казахстанского аэропорта около 3 километров.Судя по представленной в отчете расшифровке разговоров диспетчеров и экипажа самолета, пилоты сообщали об ударе птиц и взрыве в районе одного из кресел в салоне воздушного судна. Сработала сигнализация, отключился автопилот. Незадолго же до падения командир экипажа сообщил, что в кабине заканчивается кислород. Пилоты подумали, что взрыв произошел из-за кислородного баллона.
Также из переговоров с диспетчерами стало понятно, что экипаж сам решил лететь в Казахстан из-за более благоприятных погодных условий. До этого экипаж рассматривал возможность аварийного приземления в Минеральных Водах.
На обломках пассажирского самолета обнаружили множество сквозных и несквозных повреждений, говорится в предварительном отчете, опубликованном минтрансом Казахстана.
«Первоначальный осмотр сохранившихся фрагментов выявил множество сквозных и несквозных повреждений разной величины и формы в хвостовой части фюзеляжа, киля и стабилизатора, рулей высоты и направления. Схожие повреждения были обнаружены на левом двигателе и левом крыле воздушного судна, а также на агрегатах и компонентах воздушного судна. В некоторых местах повреждения имеют правильную прямоугольную форму» - опубликовано в отчете.
По мнению экспертов, гидравлические системы судно получили повреждения до крушения. По предварительной версии, их вызвали «внешние объекты, проникшие в компоненты воздушного судна». Из-за этого, сказано в документе, произошла утечка гидравлической жидкости и сброс давления. Также были обнаружены повреждения в электрической проводке управления привода стабилизатора, полученные также в результате внешнего воздействия.
«В результате из глухих повреждений было извлечено большое количество посторонних объектов».
Перед крушением самолета диспетчеры обсуждали между собой введение плана «Ковер» в Грозном, эту информацию эксперты взяли из средств объективного контроля, ДВЗ Регионального центра Единой системы организации воздушного движения (Ростов-на-Дону). Ниже приводится фрагмент переговоров: