Кадры и сообщения от 5 апреля 2024 года, которые запомнились, пожалуй, каждому оренбуржцу: крупнейшее за сто лет наводнение прорвало дамбу в Орске, идет эвакуация жителей старой части города…
В эти же часы с экстренным обращением из оперштаба выступает Глава Оренбурга Сергей Салмин и требует немедленного выезда жителей не только СНТ и традиционно подтапливаемых районов, но и тех, которые ни разу – на памяти нынешних поколений, не бывали под водой.
Позднее выяснится, что психологическая недооценка серьезности и масштаба бедствия в условиях очень ограниченного времени – не только для действий, но даже и для принятия решений, имела печальные последствия для сотен и тысяч жителей, а для кого-то – при последних попытках спасти имущество, стала роковой…
Все последующие дни многие жители областного центра подходили и приезжали к возвышенной части набережной (ее нижняя часть быстро ушла под воду) и завороженно наблюдали за силой природной стихии.
А когда Урал отрезал путь в южную часть Оренбурга по Донгузкой, и едва ли не вплотную поднялся к полотну автомобильного моста, все по-настоящему осознали, на что способна наша тихая в летнее время степная река…
Наверняка, в памяти многих также останутся кадры плывущих беседок и бань, подтопленных высотных зданий на Уральской, эвакуации роддома на проспекте Гагарина, а также экстренное строительство насыпей...
И не было, пожалуй, равнодушных при виде спонтанных причалов, откуда в одночасье потерявшие свое жилье горожане, согревшись чаем из полевых кухонь, отплывали на лодках МЧС проведать свои дома…
Стихия нанесла такой ущерб, что и сегодня пострадавшие в результате паводка восстанавливают жилища - далеко не всем, несмотря на увеличение категорий, повезло получить выплаты. Кто-то судится...
Но самое страшное другое. В результате паводка погибли 15 человек, пострадали более 311 500 человек...
Так уж распорядилась судьба, что спустя ровно год мы снова получаем тревожные вести – на этот раз, о природных пожарах на востоке Оренбуржья.