Tatar party: как татары Оренбуржья отметили юбилей Ибряево

07:37 Комментарии Эксклюзив
Реклама на сайте
На праздник приехали потомки жителей деревни и бывшие жители, которые сейчас постарели и перебрались к детям, внукам, но продолжают помнить чудесный, живописный край, родной аул, наше Ибряево.

Глубинкой жива Россия

Окраина Оренбургской области, Северный район,  маленькая деревушка Ибряево – сейчас там в основном живут только самые стойкие, так и не пожелавшие покинуть родные стены старики, молодых семей очень мало, но они есть и основное занятие этих людей – труд на родной земле. Коренные жители этого села – татары, прибывшие из Пензенской губернии, преимущественно мишары. Это небольшой народец, ранее выделявший себя как отдельную национальность со своим языком и традициями, но после смешавшийся с татарами и представителями других народов. В процессе христианизации мишар, которые были преимущественно мусульманами, люди покидали свои территории и расселялись в других землях. Так мишары из Перми основали Ибряево. Отмечается, что в 1930 году мишары потеряли свою идентичность, советская власть старалась присоединить мелкие этносы к более крупным, так большинство мишар стали татарами. И сейчас мы все причисляем себя к этому славному народу – татарам, но не забываем о наших этнических предках, бывших не просто татарами, а мишарами.

Были времена, когда село жило, развивалось, там были школа, клуб, магазины. Деревенские жители играли свадьбы, создавали новые семьи, но с приходом индустриализации молодежь стала перебираться в крупные города. Деревня жила до тех пор, пока могли ее поддерживать те, кто остался там доживать свою старость. Но, даже последние из старейших жителей стали покидать свои дома. Не сразу, конечно, сначала дети и внуки забирали стариков на зиму, привозя их обратно на более легкий, летний сезон, чтобы пожилые родители могли побыть дома, занимаясь привычным для себя делом – огородничеством. Потом приходило время уезжать навсегда – ведь даже уход за огородом старикам в какой-то момент становится не под силу.

Когда-то, во времена жизни наших бабушек, одним из самых любимых праздников всех татар был Сабантуй. Уставшие от весенне-полевых работ, после завершения посевной, с чистой совестью и легким сердцем суровые деревенские жители, быт которых был завязан на тяжелом труде, наконец-то могли расслабиться и вдоволь повеселиться, молодые парни и девушки, примечали себе суженых, имели возможность пообщаться в более располагающей обстановке, старшее поколение делилось новостями, общалось с многочисленными родственниками, соседями, знакомыми. Устраивались дружные застолья с традиционными блюдами и угощениями. Был Сабантуй – значит, было кому веселиться, праздновать, но, с течением времени, деревня стала опустошаться, молодые разъезжались, старые переходили в мир иной. Последний Сабантуй деревня отметила в 2011 году, и все затихло, замерло, изредка стали наведываться в село дети и внуки тех, кто там доживал свой век, чтобы навестить, забрать, прибраться на погосте.

Татары – дружный народ, феноменально привязанный к корням, памяти предков. Все татары, от главы республики Татарстан до любого рядового татарина помнят и чтят свой аул, свою малую Родину, держаться вместе, помогая и поддерживая всех, кто говорит на родном языке, помнят общие песни, традиции, мудрость народа. Так и потомки деревни  Ибряево сплотились и решили общими силами не бросать свой родной уголок, а заботиться о нем. Так, на регулярной основе, сельчане стали проводить субботники на территории кладбища, чтобы сохранить память о тех, кого уже нет рядом, но память о них живет в сердцах ибряевцев.

В 2024 году, в преддверии 195-летия со дня основания деревни, инициативная группа решила объединить всех неравнодушных бывших жителей и их потомков в группе в одном из популярных мессенджеров, чтобы обсудить идею проведения в деревне Сабантуя. Задумка понравилась всем, сразу был объявлен сбор денег для проведения мероприятия. Каждый мог внести свою лепту в организацию праздника, поддержать любой суммой. Общими стараниями сельчане собрали полмиллиона рублей, деньги присылали даже те, кто не планировал и не мог приехать, но готов был вложиться в веселье, подарить другим возможность встретиться спустя столько лет. Ибряевцы так и говорили – пусть это будет скромной садакой моим родным и близким, пожертвованием на благо нашего родного села.

Сабантуй

Я и моя семья – потомки жителей деревни, прибыли на праздник из Оренбурга. Я преодолела почти 500 километров, чтобы побывать в памятном для меня месте – деревне моего детства, куда я приезжала каждое лето, чтобы навестить родных и близких. Приехали мы в пятницу, в субботу отгремел Сабантуй, а  уже в воскресенье я уехала - ведь надо обратно, потому что работа, потому что дела.  Сразу, подъехав к майдану (площадь для проведения крупных мероприятий), стало понятно, что организаторы продумали все до мелочей. На месте дежурили сотрудники  полиции, скорой, пожарной охраны. Территория была разделена на две части – место проведения праздника и торговые ряды. На свежем воздухе повара уже вовсю стряпали ароматный плов, рассчитанный на всех желающих. В палатке, около майдана, стоял стол с другими угощениями для гостей праздника. Вак балеш, пироги с курагой, капустой, с джемом, баурсак, чак-чак и другие блюда национальной кухни. Некоторые артисты, выступившие на сцене, имеют прямое отношение к деревне, выходцы которой очень талантливые и трудолюбивые люди. Почему бы не спеть для своего родного села? Не зажечь огонь в сердцах людей душещипательными песнями о Родине, о родном языке? Туган тель – родной язык, основа татарской идентичности и самосознания, поэтому песни о языке и народе всегда отзываются в душе татар. На наш праздник приехали представители республики Татарстан, передавшие поздравления от главы республики Рустама Минниханова. Министерство культуры Татарстана сделало нам большой подарок – прислали артистов из Казани, чтобы они порадовали гостей своими песнями.

Программа праздника включала в себя традиционные конкурсы Сабантуя, в том числе состязание в национальном виде спорта – борьбе куреш и скачках. Самый ловкий и сильный батыр получил в подарок барана. На звание самого лучшего и сильного претендовали мужчины разного возраста – от неокрепших подростков до сильных, опытных  мужчин, знакомых с этим видом борьбы и знающие его тонкости. Абсолютным батыром Сабантуя стал Ильдар Яминов из Бугуруслана. Парень забрал главный приз - упитанного барашка. Победитель, по традииции, поднял животное на плечи и унес с собой, теперь это его трофей. 

Для детей организовали веселые конкурсы: бег в мешках, бег с яйцами в деревянных ложках, бег на деревянных лошадках, борьба подушками на бревне. Взрослые с удовольствием перетягивали канат и соревновались в ходьбе парами на огромных лыжах, в беге с коромыслом и ведрами, самые смелые могли попробовать залезть на самую верхушку столба и получить приз. Дети же получали небольшие презенты в независимости от победы, а просто за участие в веселых играх. Мы попробовали представленные блюда, нам достался баурсак, пирог со сладкой начинкой, вак балеш, покушали и вкусный, жирный, с огромными кусками мяса плов. Он был просто прекрасен на вкус! Честно, давно такого не ела, просто большое спасибо повару за такое исполнение. Моя мама смогла увидеться с сестрами, с друзьями детства, с некоторыми они не виделись десятилетиями. Меня тоже узнали, по интуиции, сразу признали своей и спросили, к какой семье я принадлежу. Незнакомая мне женщина сказала, что я очень похожа на кого-то, кого она знала раньше, а когда я назвала фамилию бабушки и дедушки, то очень обрадовалась и тут же захотела увидеть мою маму и тетю. Было очень приятно, в душе что-то дрогнуло…

Депутат Законодательного Собрания Оренбургской области, кандидат сельскохозяйственных наук, заместитель директор ООО «Агрохолдинг Алга», председатель Совета «Региональной общественной организации «Оренбургская татарская национально-культурная автономия» Ильдус Давлятов был среди приглашенных почетных гостей праздника. Ильдус Ядкарович поделился своими впечатлениями от прошедшего Сабантуя:

«Мне как депутату и председателю татарской автономии приятно, что есть в Оренбуржье такая дружная деревня, где односельчане договариваются, планируют какие-то совместные мероприятия. Подготовка к Сабантую шла полгода, каждый из членов оргкомитета постарался на славу, начатое благое дело довели до конца. Праздник хороший, красивый, я очень рад, что сельчане после 14 лет перерыва снова встретились на Сабантуе. Приятно, что наши татары поддерживают родственные, соседские связи, умеют красиво отдыхать и приехали на встречу за много километров. Несмотря на сильный ветер, праздник состоялся, организаторы большие молодцы, собрали, сплотили в одном месте столько людей».

Слияние культур: любовь и семья супругов Абрамовых.

История нашего села не раз становилась объектом изучения. Первой книгу написала местная жительница Рима Халимова. После нее более глубоким изучением истории села занялся Сергей Абрамов. Когда я узнала о его книге, меня, прежде всего, удивил его выбор, почему исследователь выбрал именно нашу деревню для такого детального изучения. Автор книги раскопал такие факты из жизни каждого сельчанина, что я невольно удивилась, зачем русскому мужчине познание о нашей скромной татарской деревушке.  Оказалось, всему причиной любовь и семейные узы, которыми связал свою жизнь Сергей с татарской девушкой Фираей. Вся ее семья – выходцы из Ибряево. Сейчас пара воспитывает троих детей – 22-летнего сына Игоря, четырнадцатилетнего сына Акима и трехлетнюю девочку Арину.

«Изучение родословной мое хобби. Я знаю своих предков на 300 лет вглубь, предков супруги на 500 лет. Эта работа – большой вклад в воспитание наших детей, которых мы приучаем к уважению своего прошлого, к памяти рода» - говорит Сергей. «Меня сразу полюбили в семье жены, я очень хорошо отношусь к этим людям, мне интересны их традиции, наши родители быстро нашли общий язык и подружились, поэтому мы живем как одна семья», - делится подробностями о своей семейной жизни Сергей. 

Кстати, Сергей и Фирая тоже присутствовали на празднике. Глава семьи даже сказал пару слов со сцены о богатой истории нашего родного Ибряево. Удивительная семья, которая, не смотря на разность культур, национальной принадлежности и религии смогли обрести настоящее счастье и соединить оба рода, сохранить память о предках с двух сторон – мужа и жены.

Вот короткие отрывки с фактами из истории создания села из научно-исследовательской работы семьи Абрамовых, которая в 2019 году, в Казани, получила самую высокую оценку на ежегодном республиканском конкурсе «Эхо веков в истории семьи – Тарихта без эзлибез»:

«Служилые и ясачные татары села Щербаковка, Инсарского уезда, Пензенской губернии, в составе 13 семей (мужского пола 62 человека, женского 52), по случаю малоимения по настоящему их месту жительства земли и прочих угодий, изъявили желание переселиться в Оренбургскую губернию, в связи с чем, доверенная группа, в лице татар Нугая Каримова и Адея Алеева вышли с соответствующим прошением на имя Пензенского гражданского губернатора Князя Григория Сергеевича Голицина. Вопреки желанию переходцев поселиться особой усадьбой вдоль речки Ибрай Елга, в дачах деревни Татарский Кандыз, Тумбарлинской волости, Бугульминского уезда, было принято решение причислить оных к деревне Сулейманово, с предварительного одобрения старожил той деревни». 

После этого наши предки в 1913 году  в составе нескольких человек прибыли в данную деревню для проведения подготовительных работ и распашки земли, а позже к ним присоединились остальные члены семей.

«В 1828 году на земли в урочищах деревни Татарский Кандыз по речке Ибрай Елга пытались водвориться переселенцы Курской губернии, что вновь побудило к активным действиям служилых татар деревни Сулейманово. Поверенный от будущих ибряевцев татарин Улукай Нугаев подал прошение на имя министра финансов Оренбургской казенной палаты о дозволении ему с товарищами переселиться на отведенное им прежде место. Эта попытка оказалась успешной».

8 июня 1829 года землемер выехал на межу для проведения нарезки земельных участков первопоселенцам вновь заводимой деревни Ибраевой, Борисоглебской волости, Бугульминского уезда, Оренбургской губернии пропорцией в 15 десятин на душу. Таким образом, датой рождения села Ибряево можно считать день межевания – 8 июня 1829 года.

«Речка, вдоль которой расположилось село, в архивных документах, так же, как и на старых топографических картах именовалась Ибрай, и это было еще задолго до появления на ней первопоселенцев. Соответственно, своему названию Ибряево обязано именно ей».

До новых встреч, моя малая Родина

После праздника ибраевцы взялись наперебой делиться впечатлениями. Многие писали слова благодарности членам инициативной группы, спонсорам, все были в восторге от концерта и игровой программы. Выходцы из села – очень талантливые люди, некоторые из них выступили на сцене Сабантуя. Маленький внук четы Нажиба и Рашиды  Варисовых, 9-летний Булат Жунусов исполнил татарский народный танец и самое прекрасное, он и другие дети читали стихи на родном, татарском языке.

Сельчане отметили творческий подход в работе ведущей мероприятия и автора сценария Сабантуя Гульнары Самиховой. Женщина принадлежит к  роду семьи  Самигуллиных. В деревне они прославились как очень интеллигентные и творческие люди. Гульнара Шавкатовна педагог, раньше трудилась учителем в школе Ибраяево, но после ее закрытия переехала в Бугуруслан и там продолжила свою педагогическую деятельность. Она рассказала о своей семье и участии в реализации планов по проведению праздника:

«Один мой племянник закончил Альметьевский театральный колледж, он планирует работать в местном театре. Второй племянник тоже прекрасный вокалист. Оба с детства демонстрируют свои таланты и очень любят своего зрителя. Ребята сразу согласились петь и выступать на мероприятии, для сельчан, каждый из которых близок либо по крови, либо духовно, либо сразу по этим двум причинам. Нас самих в семье Самигуллиных было семь человек. Родители всегда нас приучали к труду, а мама во время работы всегда начинала запевать песни, дети поддерживали. Мама всегда говорила, что с песней работа двигается быстрее, меньше устаешь. И брату нравилось выступать, придумывать сценарии выступлений, он даже проводил мини-концерты для сельчан. Взрослые умилялись творчеству ребенка и даже платили ему монетки за приятное времяпрепровождение».

После Сабантуя многочисленная семья Гульнары, а это порядка 30 человек, которые смогли вырваться на праздник из Башкортостана, Татарстана, Оренбургской области отправились в родительский дом. Там решили продолжить веселье с танцами, песнями, разговорами по душам.

«Так и просидели мы в семейной кругу до самого утра. Наших родителей уже нет в живых, но дом не бросаем, периодически проводим там генеральную уборку, ремонтируем, белим, красим, чтобы была возможность периодически приезжать туда и всей своей большой семьей проводить время на природе», - делится впечатлениями Гульнара Шавкатовна.

А это уже отзывы других участников Сабантуя:

Халифа: «Молодцы, что провели такой прекрасный праздник и поделились фотографиями и видео. Такое ощущение, будто сама побывала с вами рядом. Дорогие односельчане, каждому из вас желаю здоровья и счастья».

Семья Кагировых практически в полном составе приехала на Сабантуй из города Бавлы республики Татарстан, это более 50 человек, среди них  дети, внуки, правнуки коренных жителей деревни - бабушки Хакимы и дедушки Адипа. От праздника все члены семьи получили огромное удовольствие:

«От имени династии Кагировых, огромное спасибо за такой замечательный праздник души и тела. Спасибо организаторам и всем, кто там был  и сам ощутил атмосферу Сабантуя, благодаря Вам мы встретились с родными, друзьями, соседями, сделали памятные фотографии во дворе дома нашего детства».

Фатима, жительница поселка Чишмы под Уфой:

«Я не была в деревне со времен своего детства, но помню многих сельчан, родных и близких. Так приятно осознавать – живет наша деревня и будет жить, пока есть такие люди. Дай Аллах нам всем возможность и дальше также дружно проводить такие мероприятия».

Дина: «Давайте не будем забывать об этой замечательной традиции и встречаться чаще. Не забудем нашу родную деревню, нам так хорошо и весело было вместе, увиделись со всеми близкими и родными, с которыми не было встреч много лет, только по интернету и общались».

Сания Султанова:

«Мы все находимся под впечатлением от нашего Сабантуя! Эмоции зашкаливают. Выветрили весь негатив! Встреча друзей, родных, одноклассников, песни, пляски. Это так здорово! Пусть все положительное сохранится в наших сердцах, помогает жить. Прекрасно знаем, какая огромная работа проделана в организации Сабантуя. Самые искренние слова благодарности всем причастным к организации такого душевного, сердечного праздника. Спасибо за любовь к нашей деревне, за энтузиазм! Отдельная благодарность Сергею Абрамову! Благодаря его огромному труду по изучению архивов, мы узнаем столько интересного о богатой истории своих предков. Всем, кто принимал участие в организации Сабантуя огромное человеческое спасибо! Благодаря вам наши дети, внуки стали ближе к своим истокам, к своей малой Родине»

И там люди живут 

На сегодняшний день в Ибраево находятся 52 жилых дома, проживают в них 94 человека, из них четыре ребенка - три школьника и один четырехлетний малыш. Ни в Ибряево, ни в ближайшей деревне Мордово-Добрино нет школы, поэтому дети и их родители к сентябрю будут решать вопрос с переездом. Зато в селе работает клуб, есть фельдшерский пункт, один магазин, правда, работает он с перебоями и максимум до обеда. В магазине представлены товары только первой необходимости. Но есть более крупные магазины в соседних деревнях – Мордово-Добрино и Аксенкино. По возможности деревенские закупаются и в Северном. Основное занятие местных – растениеводство и скотоводство. Тем и живут, сдавая молоко и мясо, а на полученные деньги покупают иные продукты и необходимые предметы быта. Из благ цивилизации есть интернет, но им пользуются крайне редко, в основном приезжающие дети и внуки.

Местная жительница Юзиля Батршина, родная сестра Гульнары Самиховой рассказала, что у их родителей было семеро детей, 17 внуков, 2 правнука. Только правнуков старики так и не успели увидеть.

«Мы одни из самых молодых жителей села, муж работает неподалеку на объекте нефтяной компании, я домохозяйка, занимаюсь бытом, детьми, скотиной. Мы с мужем воспитываем двух дочерей 13 и 9 лет. Кроме этого, мы успеваем засевать свое поле, для работы у нас имеется вся необходимая техника. Поэтому сено и зерно не покупаем, все свое. Пока живем в деревне, но к осени планируем переезд в районный центр, так как детям нужна школа, но ее по близости нигде нет».

Сурия Зинатуллина сейчас тоже стала почти постоянным жителем деревни. Сама она проживает в Лениногорске, но сейчас очень часто проводит время со своими родителями. Они после выхода на пенсию перебрались обратно в Ибряево из города Октябрьский республики Башкортостан. Родители Сурии, Миннизахида и Завид Яхимбаевы, несмотря на возраст, нашли себя в деревенской жизни - скотина, огород, забота о доме, все это только на радость пожилым супругам. Кроме этого, у них периодически живет отец Миннизахиды и дедушка Сурии, 98-летний ветеран Великой Отечественной войны Миннихан Батршин. Самый старший мужчина из семьи до сих пор сохранил ясность ума и держится молодцом в таком-то почтенном возрасте. Одна из причин крепкого здоровья – интеллектуальный труд библиотекаря и физические нагрузки обычной, деревенской жизни. Сестра Сурии и есть та самая Фирая, вышедшая замуж за Сергея, прославившего наше Ибряево и получившего за свои труды множество наград и признаний.

Ложка дегтя в бочку меда

Помимо положительных впечатлений от Сабантуя выяснили и не очень позитивные детали жизни жителей тех мест. Находясь в удаленности от областного центра, районный центр Северное совершенно не обеспечен транспортной доступностью. Уехать из поселка до Оренбурга крайне проблематично. Прямых рейсов нет, приходится сначала добираться до Бузулука, что в 162 километрах, но, опять же, прямого сообщения нет. Попутно пассажиров подбирает рейсовых микроавтобус из Набережных Челнов, но он ходит через день. Добравшись до Бузулука нужно купить билет на автобус до Оренбурга. Сделать это сразу не всегда получается, приходится ждать. Поэтому людям, которым необходимо прибыть в Оренбург, приходится искать разные варианты с проездом, в основном надеясь на попутки из сервиса по подбору компаньонов на поездку.

Посещать больницу - далеко, дорого, сложно. Лечиться приходится где угодно, только не в своей области. Ближе Татарстан и Самара, да и транспорт туда ходит гораздо лучше. Сурия Зинатуллина рассказала, что полгода назад ее маме поставили диагноз – онкология. Пожилой женщине теперь на постоянной основе нужно проходить курсы химиотерапии, но сделать это гораздо проще в Татарстане, чем в том же Бузулуке. Поэтому было принято решение проходить лечение в Альметьевске. Туда дочь и мать ездят из Лениногорска. Правда, направление на лечение нужно каждый месяц брать в районной центральной больнице.

«В любом случае мне проще лечить маму рядом с местом моего жительства, чем нанимать такси от Ибряево до Северного, потом в Северном думать, как добраться до Бузулука. Это достаточно проблематично, что уж говорить про Оренбург. Если бы было налажено транспортное сообщение, то, возможно, мы ездили бы на лечение в онкоцентр Бузулука».

Прежде чем оставить комментарий, пожалуйста, ознакомьтесь с Правилами комментирования портала. Оставляя комментарий, вы подтверждаете ваше согласие с данными правилами и осознаете возможную ответственность за их нарушение.
Сервис комментирования материалов сайта orenday.ru не является частью сайта Orenday, а предоставлен сервисом Cackle.me. При размещении комментария редакция сайта в целях Вашей безопасности просит не размещать персональные данные, а при их размещении ознакомиться с политикой конфиденциальности сервиса Cackle.me, поскольку обработка персональных данных осуществляется сервисом Cackle.me самостоятельно. *
  • Основная форма комментариев
Комментарии для сайта Cackle

№ 121987