Верхний Кунакбай. Красные камни и священная могила Ишана

Комментарии Эксклюзив
Реклама на сайте
В вольные, ковыльные кипчакские степи в предгорьях Общего Сырта в юго-западных его склонах с суровыми зимами и буранами, с жарким сухим летом невозможно не влюбиться.

Добро пожаловать в Переволоцкий район!

Здесь расположены устья рек Урана и Гусихи. Все оттенки голубого неба, невероятные очертания прибрежных лесов, выступающих из рассеющегося тумана, березовые и осиновые колки, нашедших себе приют в разнотравье цветов степи.

В начале XVIII века на правом берегу Урана были заложены населенные пункты Ахмерово и Кутлумбетово. Уран в те времена был полноводной рекой со множеством озер и богатой растительностью. Села эти были основаны по почтовому тракту, пролегавшему по берегам реки в направлении Балейки.

В 1744 году были как раз-таки основаны населенные пункты Нижний и Верхний Кунакбай.

Башкиры вели мелкую торговлю - этому способствовал почтовый тракт. Занимались разведением лошадей, рыбной ловлей. К тому времени обилие озер по руслу Урана способствовало развитию этого промысла.

Постепенно осваивали ковыльные степи. В то время это было крайне трудно - землю пахали сохой. Работали по возможности ранней весной или после дождей, когда земля была мягче. Члены бедных семей помогали лопатами. Люди приехали сюда жить и обживать полученную землю. И эта земля в благоприятные годы щедро одаривала трудолюбивых сельчан хорошим урожаем.

Шло время. Более удачливые жители Кунакбая становились богаче, были в состоянии в трудные годы давать в займы бедным. Сама ревизия была причиной деления на богатых и бедных, так как предоставляла землю только на мужские души. Ясно, что одни семьи, в которых было больше мужчин, получали больше земли, а другие - меньше или совсем ничего. Безземельные попадали в долговую кабалу и были вынуждены отрабатывать долги.

Верхний Кунакбай состоял не не более, чем из 40 дворов. Башкиры, которые проживали в этом поселении, относились к роду кочевников - кипчаков. Позже поселение разделилось на Верхний и Нижний Кунакбай.

По данным на дату основания поселения в Кунакбае проживло 170 человек мужского и 159 человек женского населения. Проживающие в поселении, занимались, в основном, оседлым скотоводством. Более зажиточные башкиры (баи) жили с двумя или тремя женами, имели большие земельные угодья.

В то время поселение настолько разрослось, что здесь стали устраивать базары, на которые для осуществления торговли съезжались даже представители китайского народа.

Во время революции зажиточных крестьян раскулачили. При коллективизации в селе В. Кунакбай был организован колхоз "Дамир" (Да здравствует мировая революция). Первый председатель колхоза - Табульдин Нурфаиз Абдрахманович, в народе его называли Нурфаиз-коммун.

С Верхним Кунакбаем соседствовало другое село - Каратал. Там тоже был организован колхоз ("Стаханов"). Уже после Великой Отечественной войны колхоз "Стаханов" приобрёл грузовую машину, это было большим богатством, поскольку техника тогда находилась в МТС.

Началось постепенное укрупнение колхозов. Колхоз "Стаханов" и "Дамир" слились в один колхоз им. Энгельса. Сельчане гордились своими тружениками, которые работали ударно. Это были трактористы Табульдин Байтура, Табульдин Мидхад, кузнецы Бикбаев Валей, Бикбаев Давлетбирде, бригадир тракторной бригады Табульдин Ахмет.

После окончания школы-семилетки стали трактористами и девушки - Бикбаева Амина, Бикбаева Гульзиган. Они работали на колесных тракторах СТЗ, ХТЗ.

Как ударников труда Бикбаеву Амину и Бикбаеву Гульзиган направили учиться в Желтинское педучилище. Они всю свою жизнь проработали учителями начальных классов.

В 60-ых годах произошло еще одно укрепление: колхоз им. Энгельса был присоединен к колхозу им. Карла Маркса, находившемуся в селе Претория. С этого началось долгожданное возрождение села. Колхоз приобрёл для села электростанцию. Ямы для электрических столбов рыли вручную, тянули провода по улицам. Это был всеобщий праздник - электрический свет в каждом доме!

дошло дело до механизации животноводческой фермы, строительства ФАПа. Первым медработником в селе стала медицинская сестра Валентина Александровна Стряпшина. Электрификация села позволила радиофицировать поселение. К каждому дому была подведена радио линия. Люди стали покупать репродукторы и слушать радио. Кстати, радиофицировал село и установил в своем доме оборудование радиостанции Ильясов Гаффар. По просьбе жителей он включал проигрыватель с патефонными пластинками в радиосеть и люди с удовольствием слушали песни на родном башкирском языке.

Во время Великой Отечественной войны все мужское и трудоспособное население ушло на фронт. Как и во многих других поселениях на плечи женщин и детей ложилось все хозяйство. До 1955 года жители села Верхний Кунакбай досыта хлеба не ели, так как все еще шел процесс восстановления сельского хозяйства после войны.

Позже стали строить дома из самана. Такие строения получались тёплыми и крепкими. И сейчас на единственной улице - Солнечной - можно увидеть такие дома.

Бикбаев Фарит Хакимянович родился в Верхнем Кунакбае и прожил там длительное время. Сейчас он работает муллой в В. Кунакбае.

Родился я в 1968 году. Тогда поселение процветало. В каждой семье было по 5 - 6 детей!  Все жители работали в колхозе, так что работа была у всех. После 2000-х все стало приходить в упадок. Колхоз начал разваливаться, работы не стало. Молодежь потянулась за лучшей жизнью в город.

При поддержке Бикбаева Фарита в поселке Верхний Кунакбай была построена новая мечеть.

Если обратиться к архивным данным, то в Нижним Кунакбае мечеть была построена в 1744 - 1745 годах, а в Верхнем Кунакбае - в 1849 году. Если первая мечеть все еще сохранилась, она была построена из дерева. Во второй после революции был разрушен минарет - так мечеть стала школой, а потом... клубом. В советское время в здании размещалась столовая для колхозников. В 90-е годы здание начало рушиться. В 2010 году было принято решение разобрать старое здание мечети и построить новое.

Как отмечает Бикбаев Фарит, нельзя было оставить это место пустым, так как местные жители считают его святым. И на месте старой мечети была воздвигнута новая, но уже меньших размеров.

Сейчас это действующая мечеть. Все религиозные мероприятия проводятся здесь, в том числе пятничные намазы. Для жителей деревни Верхний Кунакбай мечеть является центром притяжения. Во время мусульманских праздников, таких, как Курбан-байрам, Ураза-байрам из города к нам приезжают люди, когда-то жившие в этих местах. В такое время деревня словно "оживает" как в былые времена...

Сейчас, к сожалению, Верхний Кунакбай считается вымирающим селом. Тут осталось всего девять жилых домов, в них проживают люди пожилого возраста. Вся молодежь давно переехала в город.



Магазины, где можно купить продукты, в Верхнем Кунакбае отсутсутствуют. Как и клуб. Но ещё с десятилетие назад в нем выступали творческие коллективы, сельчанам в выходные дни показывали кино. Затем его разобрали, так здание, где он размещался, признали аварийным.

Здание старой начальной школы, где дети учились до четвертого класса, было разрушено. Позже здесь построили новое здание образовательного учреждения. Но учить некого - объект выкупил под жилой дом местный житель.

В селе сохранился памятник, посвященный Великой Отечественной войне, воздвигнутый в 1976 году. И сейчас на нём можно прочитать имена и фамилии тех, кто ушел на фронт из Верхнего Кунакбая.



С доступностью медицинской помощи, как и в большинстве небольших оренбургских сёл, не всё блестяще, однако местные жители, имеющие проблемы со здоровьем, могут обратиться в ФАП, который работает на территории села. С соседней Претории сюда два раза в неделю приезжает фельдшер и оказывает необходимую медицинскую помощь.

Чем сегодня может удивить гостей это небольшое село?

Примерно в 3,5 киллометрах к северо-востоку от Верхнего Кунакбая находятся Самангульские Красные камни - ландшафтно-геологический памятник природы.

Местные жители называют их Шайтан-горой, так как связывают это место с активизацией сверхъестественных сил. Оригинальной формы камни, похожие на лягушку или верблюда, вызывают неподдельный интерес у приезжающих туристов. Свое название это место получило от речки Самангул, русло которой проходит через лог.

Красные камни примечательны тем, что с незапамятных времен сельчане оставляли на них свои “автографы” - наносили их острым предметом - ножом или гвоздем. Например: "Здесь был Талгай Бакаев, 1939 год, 15 мая". Так сохранился своеобразный список лиц, то ли живших в ближайших селах, то ли находившихся здесь проездом.

Поскольку в селе долгие годы не было фотографа, у многих людей не имелось и никаких фотографий своих родных. Люди, особенно пожилые, приходили к Красным камням, чтобы посмотреть и почитать надписи в надежде найти имена и фамилии близких.



Также не можем не отметить, что на кладбище села Верхний Кунакбай находится могила Тимербулата Ишана. Его многие считают святым. К его могиле приезжают из других областей и регионов. Известно, что в течение нескольких лет поклониться Ишану приезжал житель Самарской области, он даже ночевал у могилы.

Рядом с местом упокоения Ишана росло большое дерево. Один из сельчан спилил его на дрова. На другой день все поленья он принес обратно к могиле. Что он увидел во сне, и почему вернул остатки дерева на свое место, об этом он никому не говорил...



Памятник на могиле очень красивый - высотой около полутора метра, расписан выступающими рельефными буквами, но не арабскими. Никто не знает, что это за буквы, никто не может прочитать написанное. А написано очень много - и на лицевой стороне памятника, и по боковым сторонам. Этому памятнику более 100 лет.

Возможно, кто-то и сможет разгадать тайну памятника. Приезжайте в село В. Кунакбай, чтобы полюбоваться местным колоритом и напитаться солнцем степей.

Подписывайтесь на нашу группу в Telegram.

 

№ 121988