Сгоревший квартал в центре Оренбурга превратился в фавелы

08:50 Комментарии Эксклюзив
Реклама на сайте
Спустя два года после страшного пожара на переулке Почтовом, который уничтожил и повредил 26 жилых помещений, по-прежнему не разобраны завалы, пострадавший район весь зарос травой, и его оккупировали маргиналы. А ведь в нескольких домах там всё еще живут люди.
Фото/Видео: Orenday, ГУ МЧС России по Оренбургской области, социальные сети, скриншот "Авито"

Пожар произошел в самом центре Оренбурга

14 августа 2021 года около 14:50 на пульт диспетчера МЧС обрушилось множество звонков с сообщениями о пожаре. Очевидцы рассказывали, что загорелся нежилой дом по переулку Почтовому, а после огонь с огромной скоростью начал распространяться по кварталу между улицами 8 Марта, переулками Почтовый, Мастерской и Южный.

Силами более 100 огнеборцев и 40 единиц техники работы по тушению велись на четырех боевых участках, площадь возгорания – около тысячи квадратных метров.

Я успел вынести из дома только документы, после вытащил из своего и соседского жилища газовые баллоны, когда услышал мощный хлопок со стороны клиники. Столп огня буквально прорвался в правую сторону на остальные строения, я такого никогда не видел. После у моего дома обрушился потолок. Я видел, как взрывается бензин, газовые баллоны, но здесь было похоже на хлопок кислородного баллона. Взрывная волна пошла в сторону - рассказывал нашим корреспондентам Андрей Перевалов, владелец сгоревшего дома.

Пострадали три человека – один, надышавшийся дымом, отказался от госпитализации, еще у двоих были ожоги легкой степени. Люди всеми силами пытались спасти своё имущество. Горели баллоны с бытовым газом, что осложняло работу сотрудников МЧС.

На пожар прибыли первый вице-губернатор - первый заместитель правительства Оренбургской области Сергей Балыкин, тогда еще первый замглавы города Сергей Салмин, начальник ГУ МЧС России по Оренбургской области Александр Зенов. Был введен режим ЧС, а после возбуждено уголовное дело по статье «Умышленное уничтожение или повреждение имущества».

Последствия пожара

Сгорели и были повреждены огнём девять зданий (одно административное, два расселенных жилых дома и несколько жилых многоквартирных) – 26 жилых помещений. Пострадали два исторических здания – «Особняк с мезонином XIX в.» (пер. Южный, 24) и «Дом городской усадьбы. Рубеж XIX-XX вв. Кирпичный стиль» (пер. Почтовый, 1/пер. Южный, 24).

Погорельцам - это больше 70 человек, выплатили по 10 и 100 тысяч рублей компенсации, а после мэрия Оренбурга приняла решение выкупить у собственников сгоревшего жилья их доли. Согласились не все – некоторые, после долгих раздумий и споров (компенсация рассчитывалась примерно из стоимости в 32 000 рублей за один квадратный метр жилплощади), изъявили желание восстановить свои дома, и остаться жить в центре города. Звучали предположения, что этот пожар был спланирован для строительства многоквартирных домов в этой части города, но позже стало известно, что это запрещено из-за охранных зон исторических зданий (пока что они там еще есть).

Из резервного фонда администрации Оренбурга были выделены средства для предоставления выплаты гражданам - собственникам жилых помещений, при условии передачи принадлежащих им жилых помещений (долей в них) в муниципальную собственность, что было предусмотрено разработанным порядком предоставления выплат. Всем гражданам, обратившимся с заявлениями о предоставлении выплат на вышеуказанных условиях, предоставлена выплата на общую сумму 21,57 млн. рублей, - рассказала нашим корреспондентам заместитель главы Оренбурга – начальник департамента имущественных и жилищных отношений Мария Каныгина.

По её словам, 19,41 млн. рублей из этой суммы – средства областного бюджета, 2,16 млн. рублей – из городской казны. Эти деньги были выплачены в 2022 и 2023 годах. А в 2021 году, когда только выделялась единовременная материальная помощь и помощь на приобретение утраченного имущества, выплатили 3,92 млн. рублей.

Сразу же после страшного пожара чиновники обещали, что здесь будут регулярно убирать мусор и сорную растительность, следить за кварталом, а уже после примут решение, как благоустроить сгоревший район. Кстати, никакого плана реконструкции ответственные лица не разрабатывали, нет его и в настоящее время.

Всё та же Мария Каныгина заявила нам, что уборку улично-дорожной сети территории Южного округа осуществляет МКУ «Благоустройство и озеленение», а участок в районе сгоревшего квартала входит в площадь уборки. Однако по прошествии двух лет в самом центре Оренбурга появились настоящие фавелы, которые облюбовали маргинальные личности, бродячие собаки, огромные крысы, и всё поросло высокой травой.

Сгоревший район превратился в фавелы

Корреспонденты Orenday побывали на месте событий двухлетней давности и своими глазами увидели, что там сейчас происходит. Никаких ограждений здесь нет: первое, что бросается в глаза – огромные заросли сорняков, которые тут не косили всё лето. Местами трава достигает двух метров в высоту.

Обгоревшие дома, доски, кирпичи, перекрытия, плиты, разбитые оконные рамы – всё лежит ровно в том виде, в котором было в первые дни после ликвидации пожара.

Пострадавшие здания «расписали» закладчики наркотических средств, а потребителей запрещенных веществ, рыскающих в поисках дозы, здесь регулярно видят местные жители. Принимают наркотики маргиналы прямо тут – об этом свидетельствуют многочисленные шприцы, разбросанные в траве. «Отдыхают» здесь и любители спиртного, ничуть не смущаясь выкидывать бутылки и справлять нужду прямо напротив кафе и жилых домов.

Облюбовали фавелы и дети, которые раз за разом приходят в этот квартал искать острые ощущения. На окрики местных жителей, которые их тоже постоянно тут видят, они никак не реагируют. А так и до новой трагедии недалеко – практически каждое пострадавшее здание может обрушиться в любой момент.

Возле контейнерной площадки, установленной прямо около исторического здания, разбросаны сухие ветви, строительный мусор и прочие отходы. Если МКУ «БиОЗ» считает, что такое выполнение своих обязанностей – нормальное, страшно представить, какое, по их мнению, неудовлетворительное.

Жительница дома №1 по переулку Мастерскому Любовь Кутимская рассказывает, что чиновники отвечают на её запросы «отписками», а главу города Сергея Салмина здесь никто не видел.

Еще до пожара в наш район периодически приезжали и Мищеряков, и Арапов – здесь же исторические здания, а вот Салмина мы тут не видели. Нам постоянно что-то без конца обещают, но слова так и остаются словами. После пожара здесь расплодились бродячие собаки, которые живут прямо в сгоревших домах, огромные крысы – они забегают и в наши дворы и дома. Несколько раз приезжали одетые как в ковидные времена дезинсекторы: они просто брали горсть отравы, бросали её возле мусорки – и так сойдет. Ребята, её тут же склюют птицы, это разве нормально? – вопрошает оренбурженка.

В доме №4 по переулку Мастерскому живет Татьяна Федотова вместе с сыном. Именно они в день пожара всеми силами спасали своё жильё, и у них это практически получилось – их дом выглядел гораздо лучше, чем соседние сгоревшие, но тоже серьезно пострадал от огня. Возможно, если бы не действия Татьяны, пламя распространилось бы и на постройки через дорогу, тогда ущерб от пожара был бы гораздо выше.

Женщине предлагали 1,7 млн. рублей, но она отказалась съехать. Она своими силами и средствами, как смогла, так и восстановила свою часть дома: возвела забор, заменила кровлю крыши, пострадавшие предметы обихода и технику. Но её дом – на два хозяина. Вторая часть - муниципальная, и в ней проживала пенсионерка, которая согласилась съехать. Теперь через стенку от квартиры Федотовых полусгоревшая квартира, принадлежащая городской администрации, но никаких действий чиновники и не думают предпринимать, видимо, надеясь взять Татьяну «измором», и дождаться, когда она всё-таки решит съехать.

Отметим, несмотря на постоянный звук лая, который был слышен откуда-то из глубин сгоревшего квартала, единственным свидетелем нашего разговора стал упитанный рыжий кот, который отказался позировать на камеру, но всё слушал, спрятавшись за кустом, сидя на заборе. По-видимому, судьба района интересует даже животных, но только не чиновников…

«Расписаны» краской и сгоревшие исторические здания. «Креативно» выглядит реклама натяжных потолков, которую трафаретчики нанесли именно на том доме, где потолок рухнул.

Единственная реклама, которая здесь актуальна – это расклеенные для маргиналов листовки, которые заманивают на работу. «Твой шанс» - написано на них. А есть ли в целом шанс у этого квартала снова стать благополучным, и вернуться к той жизни, что была до пожара?

На двери еще одного пострадавшего здания указано, что «посторонним здесь лазить запрещено», но, кого это останавливает?

С другой стороны сгоревшего района любители граффити пририсовали к окнам, зияющим пустотой, улыбку, а также оставили следы и на других стенах. Здесь, среди уже ставших обыденными зарослей, а также груд кирпичей, располагается ничем не прикрытый подвал – всё это, напомним, в свободном доступе не только для наркоманов и бездомных, но и для любопытных детей или «сталкеров», исследующих «заброшки».

По переулку Мастерскому располагается пострадавшее от огня административное здание. Прямо на входе висит баннер, гласящий о том, что оно продается. Согласно сайту объявлений, его стоимость составляет 35 млн. рублей. Кто-то хочет вести бизнес в районе, где в шаговой доступности прямо под окнами снуют собаки, крысы и асоциальные личности? Милости просим.

Еще в 2021 году, сразу после пожара, общественники предлагали обустроить в этом районе сквер или парк. Как видим, это не представляется возможным из-за того, что не все жители квартала съехали из своих домов, а решили их восстановить. Но даже несмотря на это, чиновники (а это в рамках их компетенции) не косят здесь траву, не разбирают завалы, и вообще никоим образом не следят за территорией.

Выходов из ситуации немного, и самых реалистичных из них – два. Первый (самый сложный и чуть ли не единственный позитивный) - это неожиданное внимание власти (а вдруг всё-таки начнутся работы по превращению образовавшихся фавел обратно в благоустроенное пространство?). А второй, циничный и тёмный, но гораздо более близкий к реальности, это очередной пожар, который «добьёт» исторический район.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ : Посмотреть еще

№ 114812