Перед по-настоящему талантливыми школьниками, которые грезят стать профессионалами в определенной сфере, материалы и разработки которых берут на вооружение преподаватели, кажется, должны быть открыты двери всех вузов, но, как оказалось, не в родном Оренбурге. Здесь факт, что в подготовке серьезной научной работы для получения гранта студентами кафедры биофизики местного медуниверситета принимал участие школьник, предпочитают скрыть.
Работа, благодаря которой вуз рассчитывал получить федеральные деньги, была посвящена лечению вальгусной деформации стопы. В том же вузе на кафедре химии школьник вместе со студентами готовил и работу по теме хронического отравления тяжелыми металлами, где испытания проводили на мышах. Сначала вуз обещал парню выдать соответствующие документы, что он принимал участие в этих серьезных работах, но в итоге до этого руки не дошли, да и никаких преимуществ при поступлении в местный вуз, собственно, юный ученый не получил.
Не иначе как вундеркинд?
Парень вырос в многодетной семье и с детства грезил микробиологией, постоянно ставил какие-то опыты. Бабушка с мамой хоть и связаны с медициной, но мальчишку не заставляли идти по их стопам. Он сам буквально живет изучением микроорганизмов. Даниил - неизменный победитель школьных олимпиад и научно-практических конференций по химии и биологии, призер муниципальных и региональных этапов всероссийских олимпиад школьников. Так часто, как Даниилу, в школе, из которой он выпустился, в этом учебном году не доверяли поднимать государственный флаг никому.
Уже в 13 лет ему предложили сотрудничать с Оренбургским государственным медуниверситетом - помогать первокурсникам в изучении микробиологии, был бы постарше - взяли бы в штат, а так добровольный помощник, всегда готовый поделиться своими знаниями, любому пригодится.
Лучший друг Даниила - микроскоп, в который как истинный микробиолог, парень наблюдает за всевозможными микроорганизмами, тканями и отдельными клетками, например, капелькой крови или воды из местного водоема. Свои наблюдения, а также лайфхаки микробиолога выкладывает в своем сообществе «MicroPictures». Например, здесь можно в отменном качестве из-за высокого разрешения микроскопа наблюдать, как в воде из местной речушки живут, двигаются и делятся водоросли и прочие простейшие. Под видео будущий ученый расписывает образующиеся при исследованиях цепочки.
Он никогда не занимался ни в каком кружке - просто увлеченный самоучка. Вообще, Даниил мечтает стать хирургом. Даже занимается на фортепиано - для развития пальцев, играет сложнейшие произведения уровня консерватории, при этом тоже нигде не учился. Освоил нотную грамоту и музыкальный инструмент самостоятельно. Сначала хотел сделать сюрприз маме ко Дню рождения, разучив песню, а потом так увлекся, что даже при полнейшей занятости выпускника находил хотя бы 15 минут в день, чтобы поиграть на любимом инструменте.
Выпускной бал, естественно, не обошелся без его композиций, причем от его исполнения опешили даже работники кафе, где проходило школьное мероприятие, и пригласили парня к себе на работу. Но музыка, конечно, для юного микробиолога-химика, грезящего профессией хирурга, исключительно хобби.
Кстати, часто ли услышишь общение сына с мамой на «вы»? Для Даниила это само собой разумеющееся, как и с любым взрослым.
Поразил конфликтную комиссию своими знаниями
Пробный ЕГЭ по химии парень написал на 100 баллов (хотя к экзаменам готовился без репетиторов), поэтому учителя от него ожидали максимального результата, но, видимо, волнение сыграло свою роль - в итоге, набрал лишь 88 баллов, два из которых, кстати, ему добавили по результатам апелляции. Даниил Горлатов хоть и расписал химическую реакцию не на школьный лад, но сумел убедить комиссию, что его теория тоже верна.
В задании было сказано, что преобладающим компонентом является хлор, но тем не менее хлорная вода - это многокомпонентный раствор, помимо хлора там содержится соляная и хлорноватистая кислота, которая образуется в результате реакции диспропорционирования хлора в воде. Образующаяся хлорноватистая кислота также является окислителем, который способен вступать с диоксидом серы в реакцию, соответственно, предложенная мною реакция соответствует условию и также имеет место быть, - заявил выпускник апелляционной комиссии.
Несмотря на спорность и противоречивость ситуации, посовещавшись, члены апелляционной комиссии засчитали предложенное парнем уравнение правильным и добавили ему баллов.
Даниила стать студентом зазывал один из крупнейших инженерно-технических вузов России «Росбиотех», где он мог бы выучиться на ученого-генетика. Но он-то хочет стать врачом, поэтому больше склонялся к Первому Московскому государственному медицинскому университету им. Сеченова или Российскому университету дружбы народов, где конкурс высокий, поэтому каждый балл был очень важен.
Два последних года парень ходил на подготовительные курсы в Оренбургский медуниверситет, но на колоссальное количество выделенных на факультете бюджетных мест - в количестве четырех штук - он со своими баллами, увы, не прошел. В итоге, Даниил был зачислен в "Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Пирогова" по профилю "лечебное дело". Вернется ли он потом работать в родной Оренбург - вопрос весьма спорный. А потом мы удивляемся, где у нас истинные врачи, так сказать, «от Бога»…
Много ли в регионе таких апеллянтов?
По информации регионального минобра, в этом году в период проведения ЕГЭ региональной конфликтной комиссией было принято и рассмотрено 209 апелляционных заявлений выпускников о несогласии с выставленными баллами. Из всего числа поданных апелляций на результаты ЕГЭ у 65 одиннадцатиклассников итоговые баллы в результате были увеличены, у четырех - уменьшены, у 140 апеллянтов остались неизменными.
Девятиклассники же чаще пытались оспорить результаты итоговой аттестации - в Оренбуржье в этом году было подано 390 апелляций на результаты ОГЭ. Положительные решения приняты экспертной комиссией по 376 апелляциям, у 14 же пытающихся оспорить результаты сдачи экзаменов отметка или баллы в результате стали ниже.
В состав конфликтной комиссии, которая рассматривает апелляции о несогласии с выставленными баллами по результатам сдачи ЕГЭ, входят следующие представители: минобра Оренбургской области, региональной психолого-медико-педагогической комиссии, регионального центра развития образования, ОГПУ, управления контроля и надзора, лицензирования и аккредитации образовательных организаций, муниципальных органов управления образования и общеобразовательных организаций. Заседания по рассмотрению апелляций проходят в дистанционном формате.
Во время проведения заседания конфликтной комиссии апеллянту и его родителям предоставляются распечатанные копии экзаменационной работы. Привлеченные эксперты предметной комиссии разъясняют, почему по тому или иному вопросу были занижены баллы. Потом свою позицию может высказать сам выпускник.
В состав конфликтной комиссии о несогласии с выставленными баллами по итогам ОГЭ входят представители регионального центра развития образования, муниципальных органов образования, методических служб МО и образовательных организаций. Обучающиеся, не согласные с результатами, подают апелляцию в свою школу, а потом к рассмотрению привлекаются эксперты предметной комиссии по соответствующему предмету. Рассматривают апелляционные заявления на результаты ОГЭ в территориальных конфликтных комиссиях каждого МО.
В этом году, как сообщили в министерстве образования области, апелляции по результатам ЕГЭ рассматривались по следующим предметам: английский язык, биология, информатика и ИКТ, история, литература, математика, обществознание, русский язык, физика и химия. По этим же предметам, плюс география и немецкий язык, подавались апелляции по результатам ОГЭ.