Новый год, Рождество и Святки в Оренбурге в нескольких архивных фото и заметках

22:41 Комментарии
Реклама на сайте
Под занавес новогодних каникул мы хотим, чтобы вы сравнили, какие гуляния были 70 и даже сотню лет назад и сейчас.

Имеющимися материалами все праздничные выходные активно делился Объединенный областной госархив, а также кое-что удалось найти в закромах Оренбургского губернаторского музея. В течение 10-дневных выходных, думаем, у вас была возможность вдоволь налюбоваться современным новогодним убранством Оренбурга. А теперь смотрите, как зимние праздники проходили в нашем городе раньше.

Так накануне праздников колхозников призывали везти на рынок излишки своих сельхозпродуктов для реализации их трудящимся Оренбурга, советовали везти побольше мяса, картошки, овощей, муки и молока.

Катание с горок всегда было одной из традиционных детских зимних забав. На фото К.Л. Урбанович запечатлены зимние гуляния в парке им. Ленина в городе Чкалов 3 января 1953 года.

Газета "Чкаловская коммуна" накануне празднования нового 1954 года делилась, где в Оренбурге 70 лет назад можно было встретить Новый год и интересно провести праздники. Новогодние столики, кстати, тогда можно было снять не только в ресторане, но и в буфете драмтеатра или музкомедии.

Кстати, у Дома Советов также была елка и каток.

Отмечать праздник не переставали даже в трудные годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов. В новогодних выпусках областной газеты «Чкаловская коммуна» того времени публиковались заметки о том, как в тыловом Оренбуржье (тогда Чкаловской области) готовились к его празднованию, собирали подарки на фронт, отмечали детские новогодние утренники и проводили зимние каникулы. На фронт отправляли не только кур, гусей, мед, замороженную рыбу, маринованные грибы и сало, но и бочки с вином, какао, моченую бруснику, а также теплые вещи и предметы туалета, чтобы у солдат тоже был праздник, чтобы они чувствовали поддержку из тыла. Как это знакомо сейчас...

В былые годы народ не сидел в новогоднюю ночь дома за столами. На стадионе "Динамо", например, проходил костюмированный бал-маскарад с участием артистов драмтеатра, а в клубе им. Ленина (ныне татарский драмтеатр) чествовали стахановцев и их жен.

До середины 1930-х годов празднование Нового года и Рождества в СССР не афишировалось. Ситуация существенно изменилась 28 декабря 1935 года, когда секретарь Киевского обкома ВКП(б) Павел Постышев со страниц газеты «Правда» обратился с открытым призывом: «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку». Инициатива была поддержана Сталиным, и в этот же день Центральный комитет ВЛКСМ принял постановление «О проведении вечеров учащихся, посвященных встрече нового, 1936 года».

Вечера, посвященные встрече Нового года, проводились на основе самодеятельности самих учащихся, которые пели, декламировали, танцевали, устраивали физкультурные выступления и игры, самодеятельные спектакли и инсценировки, не допуская на этих вечерах всякого рода докладов. 1 января для учащихся младших классов силами комсомола и пионеров устраивали елки в школах, детских клубах и детдомах. К организации елок привлекали родителей, организовывали подарки детям. С этого времени празднование Нового года стало регулярным, однако 1 января еще долгое время оставалось рабочим днем. Лишь в конце декабря 1947 года первый новогодний день был объявлен праздничным нерабочим днем.

До революции в нашей стране главным зимним праздником было Рождество Христово. Это был домашний семейный праздник с елкой и подарками, в отличие от Нового года - праздника публичного, сопровождавшегося массовыми гуляниями. Да и отмечались эти дни совсем в иной, нежели сейчас, последовательности. В царской России, которая жила по юлианскому календарю, Рождество отмечалось 25 декабря, а уже за ним следовало празднование Нового года - 1 января.

В магазинах, кстати, к Новому году чего только не было - и икра, и семга, и окорока, и игристое...

Катание на коньках считалось излюбленным зимним развлечением оренбуржцев и остается до сих пор, только вот катки во дворах в этом году не залили. Эта забава имеет серьезные вековые традиции. Предлагаем познакомиться с самыми популярными оренбургскими катками в начале XX века. Безусловно, центром зимних развлечений было Марсово поле, где, например, в 1908 году открылись сразу три катка, соединенные между собой ледяными дорожками. Два других катка располагались на главной улице города - улице Николаевской (ныне Советской).

Устроители катков всячески пытались привлечь публику: ставили елки, организовывали танцы, состязания, обустраивали качели, карусели на льду, украшали гирляндами и иллюминацией, привлекали военные оркестры, вручали детям рождественские подарки. Цена на разовое посещение катка все в том же 1908 году варьировалась от 5 до 15 копеек, хотя можно было приобрести абонемент и на весь сезон. Для сравнения: ведро квашеной капусты тогда стоило 60-70 копеек, а сотня свежих куриных яиц - 3 рубля 40 копеек.

В первые дни Нового 1900 года гостей ресторана гостиницы Биржевой (ныне жилой дом по улице Кобозева, 31) потчевали самыми разнообразными блюдами: матлотом из налимов, бламанже миндальным, шней-клепсом, ростбифом. К тому же ежедневно с 10 часов утра и до 6 часов вечера оренбуржцев здесь ждали на блины. Цена обеда из четырех блюд составляла 80 копеек, из двух - 50.

Кстати, сказка о Золушке могла стать явью в дореволюционном Оренбурге, когда проводились балы. Помнится, в этом году тоже был бал, на котором блистала глава регионального минздрава. В Рождество Христово в прошлые времена повсюду устраивались рождественские елки, балы, карнавалы, а у учащихся начинались рождественские каникулы. Это было самое прекрасное время среди года для воспитанников всех учебных заведений Оренбурга. В 1832 году в Оренбурге при военном училище им. Неплюева открылось отделение под названием «Девичье училище». Сама императрица Александра Федоровна, супруга Николая I, взяла заведение под свое покровительство.

Первоначально сюда принималось по 50 девочек в год, позже - до 200. Институт постепенно расширялся и к 1889 году занимал целый квартал по улице Орской (современной Пушкинской), Преображенской (8 Марта), Неплюевской. Обучение и воспитание здесь проходило по принципу Смольного института благородных девиц. Весь год девочки были совершенно изолированы от внешнего мира. Приемные дни проходили по воскресеньям с 14:00 до 16:00. Разрешалось посещение родителей и близких родственников. Из мужского пола допускались только братья.

Девочкам преподавали русскую словесность, историю, немецкий и французский языки, химию, физику, обучали танцам и музыке. Особое внимание уделяли рукоделию. Их учили шить, вышивать, вязать, готовить, вести домашнее хозяйство. По приезду в Оренбург в 1891 году цесаревич Николай Александрович (будущий император Николай II) побывал у девушек на выпускном балу на горе Маяк, где девочки преподнесли ему в подарок чудный коврик ручной работы, вышитый крестиком. По большим праздникам на институтские торжества приглашали юнкеров и кадетов. Именно здесь проходили встречи юных воспитанниц со своими будущими избранниками. Такая знаменательная встреча произошла в стенах института у юной Анны Бородиной, пробудившая чувства, пронесенные через всю жизнь.

Из ее воспоминаний:

Это был рождественский бал 1914 года. В институтском актовом зале установили елку, украшенную флажками, свечами и сладостями, с потолка свешивались разноцветные гирлянды. Назначенные дежурные, девочки старшего класса, вместе с начальницей института у входа встречали гостей - губернское и войсковое начальство, институтских благотворителей и других приглашенных гостей, юнкеров и кадетов. Многие наши девочки имели знакомых из этих учебных заведений и, увидев их, встречали и сразу уходили вглубь зала. Так образовывались небольшие кружки, где шли свои разговоры. Мы стояли своим классом - Маша Камбулина, Мария Львова, Надя Красноярцева и я, и смотрели на парадную дверь, куда непрерывным потоком заходили гости. Среди вошедших кадетов я сразу заметила Бориса Шишелова. Их семья жила на соседней от нас улице в Форштадте. Раскрасневшиеся с мороза, в приподнятом настроении, кадеты прошли к елке и остановились. Видно их порадовало убранство зала и праздничная парадная атмосфера, царившая вокруг.

Бал начался полонезом. Все мы были в праздничной форме: тёмные фартуки и пелерины заменены на белые, поэтому выглядели красиво и нарядно. Следующим танцем был менуэт. Заметное оживление прошло среди кадетов. Несколько наиболее смелых неплюевцев отделились от общей массы и направились к нам. Все заволновались. Я видела, как первые пары начали танец, но не успела позавидовать танцующим, как услышала перед собой знакомый голос: «Разрешите пригласить на тур?» Это был Борис. Мы вышли на центр зала и начали танцевать. Он шел очень мягко и держал меня бережно и легко. Я чувствовала себя легким перышком, пролетающим вдоль всего зала. Шла зима 1914 года. С рождественского вечера мы не виделись, но оба жили надеждой на скорую встречу.

По инициативе самого известного оренбургского губернатора Василия Перовского один раз в год, в дни Рождества, в Оренбурге устраивали лакейский бал. В этот день барыни и барышни наряжали своих камеристок во все самое лучшее и отправляли на бал, оставаясь совершенно без прислуги. Заметьте, сам губернатор не считал унижением присутствовать на таком балу.

В конце XIX - начале XX века получило широкое распространение устройство благотворительных елок и детских танцевальных вечеров. Организовывали их как разного рода общества, так и отдельные благотворители. Часть собранных таким образом денежных средств поступали в пользу нуждающихся.

Маскарады были излюбленным рождественским развлечением у оренбургской публики. Костюмированные балы являлись непременным атрибутом праздника. Маскарады устраивались все время Святок - от Рождества до Крещения, поэтому многие любители светских мероприятий проводили в маскарадных гуляниях буквально все рождественские дни.

К сожалению, у праздников и тогда, и сейчас есть один существенный недостаток - рано или поздно они заканчиваются. Выход на работу после затянувшихся выходных, увы, не всем дается легко. Но давайте отнесемся к этому факту с юмором и энтузиазмом, как это сделал более 120 лет назад хроникер газеты «Оренбургский листок».


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ : Посмотреть еще

№ 117985