Чем похвасталась оренбургский министр здравоохранения перед коллегами

07:52 Комментарии Эксклюзив
Реклама на сайте
В Оренбургской области, оказывается, дела с медициной обстоят так замечательно, что другим регионам впору брать с нас пример.

Министр здравоохранения Оренбуржья Татьяна Савинова, как известно, до переезда к нам порядка 20 лет отработала в горздраве Екатеринбурга, поэтому частенько летает в уральскую столицу для обмена опытом. На днях на конференции, посвященной 30-летию территориального фонда обязательного медицинского страхования, она представила доклад «Почему медицинские управленцы не должны бояться слова «оптимизация».

Татьяна Леонидовна так красиво рассказывала про дела в оренбургском здравоохранении, что впору прослезиться. Вот только если логически поразмыслить над смыслом сказанного, прослезиться захочется отнюдь не от умиления...

На суд читателей приводим выдержки из обширного выступления главного медика Оренбуржья.

Начала Татьяна Савинова с рассказа о непростом положении дел в бытность ее работы в Свердловской области, когда в сложные 90-е годы совсем не было денег на содержание больниц и врачи собирали крапиву, чтобы сварить суп для 150 детей, находящихся на лечении в детской больнице. То ли дело теперь в Оренбуржье - залюбуешься.

Фонд ОМС для меня никогда не был кошельком, а инициатором многих изменений. Все, что мы сегодня делаем как медицинские управленцы, имеет две цели: повысить качество медпомощи и сделать систему максимально финансово устойчивой, потому что здравоохранение в последние годы - не столько социальная система, сколько бизнесовая. Мы не можем не говорить о деньгах, разговаривая о здравоохранении.

- В ходе оптимизации наша цель была - создать межтерриториальные больницы, при этом мы намеренно уходили от слов "сокращение", "закрытие", чтобы подать эту историю в позитиве. Мы создали одномоментно пять межтерриториальных больниц, объединив население трех районов для обслуживания каждой, таким образом ушли от больниц, обслуживающих 10-12 тысяч населения Убеждена, что больница может нормально существовать, быть финансово устойчивой и иметь кадровый потенциал лишь с не менее чем 50-ю тысячами прикрепленного населения. Ранее все маленькие больницы имели просроченную кредиторскую задолженность, но почти все из нее вышли за первый год оптимизации.

Проект, которым мы сильно гордимся и который внедряется в Оренбуржье уже на протяжении года - «Помощник фельдшера». Это такая младшая медсестра, которая является руками, ногами и глазами фельдшера в малом населенном пункте (с населением в 100-200 человек), где нет фельдшера и никогда не будет. Мы помощнику фельдшера платим зарплату из системы ОМС, а не бюджета. Это местные жительницы, которых выбрали на народных сходах, отучили в течение трех месяцев, проведя образовательный модуль с медуниверситетом. И теперь они у нас работают в 44 малых населенных пунктах, хотя до этого были безработными, ходят модные - с фапкейсами и оказывают людям помощь. Их основная задача - прийти в каждое домовладение, положить одиноким людям таблетку в рот, померить давление и вовремя увидеть ухудшение состояния, если оно произойдет, после чего своевременно пригласить к такому пациенту фельдшера. Сразу из этих населенных пунктов прекратились жалобы, снизилось число вызовов «скорой» и смертность. Считаем, что для сельских населенных пунктов это абсолютно рабочая модель.

- В Оренбурге мы совершили целую революцию, оставив из семи взрослых больниц три, к каждой из которых прикреплено по 160 тысяч населения. Это абсолютно стабилизировало их финансовое состояние, дало возможность развиваться, привлечь молодых специалистов. Врачи теперь вообще не выходят на участки, только фельдшеры, закрепленные за этим участком, а врач семь часов принимает в поликлинике, что привело к резкой доступности записи на прием к врачу. Считаем эту модель очень перспективной. Семь детских горбольниц также объединили в одну - крупнейшую в стране, к которой прикреплено 140 тысяч маленьких пациентов. Могу бесконечно говорить о невероятной успешности такого опыта. После просроченной кредиторской задолженности финансовый результат года у данной больницы составил + 297 миллионов на счете после выплаты зарплаты. Сегодня для меня главврач детской горбольницы Оренбурга - абсолютный партнер по решению всех материально-технических вопросов.

Модель, в которой мы очень сомневались, но все-таки ее применили - единая акушерско-гинекологическая больница, объединившая все женские консультации с роддомом. Объединение стоматологий города повысило возможность приобретать новое оборудование в девять раз. По «скорой помощи» моя позиция, что ее в райбольницах быть не должно, она там не нужна, потому что обслуживала 1-2 вызова в день. Это очень дорогое удовольствие, райбольницы не в состоянии содержать и диспетчеров, вызовы принимали те, кто проходил мимо, поэтому они терялись. Мы реформировали «скорую помощь», на первом этапе в центральной зоне (14 районов) создали шесть подстанций, все вызовы теперь принимаются в Оренбурге и распределяются по подстанциям, машины при этом выезжают за пределы одного района. Фельдшеры очень сопротивлялись, потому что привыкли сидеть в своих районах, обслуживать один вызов в день. А то, во сколько их содержание обходится главврачу, при этом в соседнем районе бригаду пациент может прождать пять часов, никого не волновало. Фельдшеры выходили на население, люди устраивали народные сходы, но мы всю эту историю выдержали. Сегодня это однозначно высоко оценено.

Активно применяется "метод рандеву", когда приезжает городская бригада и забирает пациента. Водители районных «скорых» хуже знают город, поэтому теряли время, доставляя пациента в стационар. Это рациональное использование кадров и взаимозаменяемость по районам. К тому же у машин появилась ремонтная база, так как в районах у главврачей не было средств на ремонт машин, который нередко перекладывали на водителей. Машины быстро выходили из строя, потому что ими не занимались. За 2 года зарплата врачей «скорых» повысилась с 50 000 до 80 000 рублей, фельдшеров - с 25 000 до 45 000 рублей, водителей - с 12 000 до 30 000 рублей.

- По беременным мы все уже сделали: за два года закрыли 27 роддомов в районах, оставив ургентные залы. Это была очень непростая история, но сегодня 90 процентов жительниц региона рожают в городах. Сейчас занимаемся изменением маршрутизации пациентов с тяжелыми состояниями, потому что летальность высокая. Разработали четыре уровня реанимационной помощи.

Как итог внедрения новой управленческой структуры - относительно оптимальная система оказания медпомощи. У нас произошло повышение ее доступности, повысилась удовлетворенность медиков, так как зарплата у большинства выросла, мы решили многие кадровые проблемы в сельском здравоохранении, нет просроченной кредиторской задолженности. Теперь не гасим деньгами бюджета проблемы системы ОМС. Снизилась и смертность, в том числе материнская. Как закрыли все роддома в районах, рожениц мы перестали терять, только единичные ковидные случаи. В Оренбургской области впервые сейчас смертность ниже, чем средняя в ПФО. У нас не пролился «золотой дождь», не стало больше кадров, отток которых продолжается, но сыграли роль организационные решения за счет создания правильной управленческой системы оказания медпомощи. Когда ты понимаешь, что ты делаешь и все получается, если ты знаешь - зачем, то справишься с любым - как.

Все, что остается пожелать напоследок оренбуржцам от редакции, - крепкого здоровья!


№ 112157