О депутате ЗС Оренбургской области, который чуть ли не по всем жизненным проблемам рекомендует гражданам отправляться в «ARMADY», оренбуржцы в большинстве своем узнали именно благодаря многочисленным баннерам, которыми пестрели различные населенные пункты региона в преддверии внутрипартийного голосования партии «Единая Россия», а не его бурной политической деятельности на благо земляков и активном участии в решении острых проблем, коих в регионе выше крыши.
Лицо президента группы компаний «АРМАДА» и зазывные слоганы лицезрели и жители Новосергиевки.
Предполагая, что такая пиар-акция пополнила бюджет села, местные журналисты задались простыми вопросами: сколько магистральных рекламных щитов и по каким адресам размещено на территории поселка, кому они принадлежат, какова стоимость размещения на них рекламы, какова стоимость арендной платы за размещение самого магистрального щита на муниципальной земле, все ли магистральные рекламные щиты на территории Новосергиевского поссовета установлены в соответствии с действующим законодательством. На что получили ответ за подписью главы администрации МО «Новосергиевский поссовет» Юрия Банникова, который по существу дал разъяснения лишь по одному пункту - количеству магистральных щитов. А далее указал, что используются они более 15 лет для размещения социальной рекламы.
Вернемся к нашим, то есть, депутатским баннерам. В нашем представлении они, мягко говоря, далеки от социальной рекламы. Андрей Аникеев не призывает, например, бережно относиться к природе, отказаться от вредных привычек, соблюдать ПДД, ничего не говорит о ценности семьи или о том, как важно соблюдать те же правила пожарной безопасности. У тех, кто смотрит на эту картинку, создается впечатление о нем, как о человеке, который, вроде бы, может оказать поддержку. А наличие таких элементов, как партийный логотип «Единой России» и указания о предварительном голосовании 24 - 30 мая отметают оставшиеся сомнения и дают основание считать рекламу политической. То есть, оплачиваемой. И если так, то для бюджета Новосергиевки, конечно, позиционирование депутата не должно было остаться бесследным. Мы надеемся, что компетентные органы заинтересуется возможной упущенной выгодой для бюджета и разъяснят главе поссовета, что является социальной рекламой, а что - нет.
МНЕНИЕ АДВОКАТА
Игорь РЕВА, адвокат (связаться с ним можно по тел. 89128466669):
По поводу отнесения рекламы предварительного голосования, которое модно называть «праймериз», к социальной рекламе, могу сказать следующее.
Федеральным законом «О рекламе» установлено, что социальная реклама – это информация, направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства.
В Федеральном законе «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтёрстве)» под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.
По моему мнению, предварительное голосование перед выборами не может служить достижению указанных в законе целей благотворительной деятельности.
Более того, Федеральным законом «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтёрстве)» предусмотрено, что направление денежных и других материальных средств, оказание помощи в иных формах коммерческим организациям, а также поддержка политических партий, движений, групп и кампаний благотворительной деятельностью не являются, и что запрещается проводить одновременно с благотворительной деятельностью предвыборную агитацию.
Между тем на рекламных щитах, фотографии которых я видел, содержатся указание на «предварительное голосование» и логотип и название всем известной политической партии.
На мой взгляд, реклама в целях побуждения к участию в предварительном голосовании не направлена на достижение благотворительных целей и не может являться социальной рекламой по смыслу Федерального закона «О рекламе».
В соответствии с Федеральным законом «О рекламе» в социальной рекламе не допускается упоминание о конкретных марках (моделях, артикулах) товаров, товарных знаках, знаках обслуживания и об иных средствах их индивидуализации, о физических лицах и юридических лицах.
Применительно к физическим лицам указано, что эти ограничения не распространяются на упоминания лишь о физических лицах, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или нуждающихся в лечении, в целях оказания им благотворительной помощи.
В то же время на рекламных щитах содержится упоминание имени и фамилии конкретного физического лица, явно не оказавшегося в трудной жизненной ситуации, и размещена его фотография.
Это тоже не позволяет отнести такую рекламу предварительного голосования к социальной рекламе.