Сопоставляя показатели соседних регионов, мы не столько сравниваем абсолютные цифры, сколько соотносим динамику изменений и вектор развития. К примеру, в XX веке и там, и там строили детские сады и школы с бассейнами, а в новом столетии в Оренбурге вдруг перестали, скатившись до уровня проблем классной комнаты с одним окном и очереди в единственный школьный туалет. На образном уровне это можно выразить при помощи пышного букета, где один цветок-регион по какой-то причине вдруг стал увядать и загибаться.
Но вернемся к сухим цифрам. Их, действительно, лучше сравнивать с собственными прошлыми периодами. И тогда получается корректно, однозначно и наглядно. Так, в прошлом столетии в областном центре и его окрестностях построили десяток двухуровневых транспортных развязок. В новом столетии – ноль.
Для понимания динамики и вектора развития: плюс 34 подобных объекта у соседей. А для трезвого взгляда на перспективы, без спекуляций на тему «текущей ситуации»: еще десяток развязок в ближайшие годы там, и две анонсированных губернатором Паслером здесь (одна из которых, правда, куда-то «уплыла» из планов).
Предположим, что у местной политической элиты не хватило веса, чтобы удержать в регионе даже две обещанных развязки. Иными словами: двухуровневые развязки в новом столетии – это больше не про Оренбург, не наш уровень…
Но, может быть, хоть с чем-то помельче в Оренбуржье дела обстоят получше? Например, с новыми подземными переходами?..
Чиновники отвечают, что «не планируется». Вот в прошлом столетии улицу Чкалова в Оренбурге построили с подземными переходами у каждой остановки. А в новом веке появился целый Северо-Восточный жилой район с участком улицы Салмышской, который отличается от Чкалова тем, что дома там не девятиэтажные, а шестнадцатиэтажные и выше. Но вместо подземных переходов теперь устанавливают разве что светофоры и укладывают «лежачих» полицейских…
Целые районы с высотными зданиями выросли и на улице Терешковой, а также на проспекте Победы и улице Пролетарской, где прежнее поколение исполнительной власти хотя бы попробовало, пусть и неудачно, построить «подземки». А нынешнее и не собирается вовсе – слишком «дорого» для Оренбурга…
А знаете, сколько подземных переходов с начала столетия построили в соседних регионах? 37.
Как же так наруководили, что собственные стандарты Оренбурга образца второй половины прошлого века вдруг стали для него заоблачной мечтой?.. Красноречив пример с нынешним коэффициентом финансирования ремонта дорог: сейчас он троекратно превышает прежние вложения, а ямы, трещины и колдобины не исчезли. Какие уж тут подземные переходы…
Быть может, кто-то возразит – зачем ворошить прошлое… Но только так, называя вещи своими именами, можно обрести хотя бы шанс на изменения к лучшему.
Уважаемые читатели, по каким еще показателям наша область и город разительно отличаются от остальных?