УПСК 6
Главная / Архив новостей

Аномалии оренбургской Сары: миф или реальность

Эксклюзив Реклама на сайте
Поехать на восток региона в самый загадочный и овеянный кучей страшно-нелепых легенд населенный пункт Сара в Кувандыкском городском округе хотелось давно.
Аномалии оренбургской Сары: миф или реальность

И вот выпал подходящий случай. После массового смертельного отравления в начале октября паленой водкой земляков на востоке региона было интересно посмотреть, как с горячительным дела обстоят в тех краях сейчас. Да и зима на носу, совсем скоро здесь завьюжит.

Погода здесь и правда аномальная - даже летом может выпасть сюрприз в виде «белых мух», а уж зимой зачастую и зги не видно. Так как поселок находится в низине, заметает здесь порой по самые верхушки заборов. Из Оренбурга, бывает, выезжаешь - погода солнечная ясная, а на подъезде к Саре словно пелена белая накрывает - уже ничего не видно. «Снежный плен», в котором в начале 2016 года, когда нос на улицу страшно было высунуть, оказались десятки автомобилей, произошел в нескольких километрах отсюда - на Саринском плато.

 

У страха глаза велики

Преодолеваем от областного центра более 200 километров пути, это более 2,5 часов в дороге, как внезапно вид осенних пейзажей за окном омрачает сначала один крест у проезжей части, потом второй, третий, еще и еще. Все ясно... Пока в голове прокручиваются картинки воображаемых аварий на объятой пургой трассе, унесших жизни всех этих людей, появляется заветный указатель на Сару - осталось 5 километров. Сворачиваем с орской трассы, село оказывается немного в низине, и, начитавшись предварительно в Интернете баек о местных потусторонних силах, с интересом вглядываюсь вдаль, стараясь разглядеть в стройных рядах домов и деревьев что-то необычное.

Внезапно у водителя открывается дверь. Он моментально хватается за ручку и захлопывает ее. Через секунду повторяется то же самое. Ехали-ехали столько из Оренбурга, и ничего не случалось, а тут - получите странности. Молча переглядываемся - обоим не до смеха. Становится жутковато.

Тех, кто не знаком с саринскими байками, немного просветим. Они гласят про Москвич-412 с ярко светящимися фарами, который якобы здесь когда-то разбился в пургу, а теперь помогает водителям выбираться в такую же непроглядную метель. Когда заметает, и дороги толком не видно, легенда гласит о появляющемся на дороге «москвичонке», за который цепляется глаз растерянного водителя и подталкивает инстинктивно ехать следом. При этом старенькая легковушка стремительно набирает бешеную скорость, хотя дорога с трудом проглядывается, и летит-летит, внезапно растворяясь в воздухе. В себя водитель приходит только у орского поста ГИБДД, где, как уверяют сотрудники, никакого транспорта последнее время не проезжало...

Другие рассказывают о мчащейся лошади, возникающей из неоткуда, которая также в метель указывает водителям путь. Вообще, местную аномальную погоду объяснить можно географическими особенностями местности. Саринское плато возвышается на 400 - 500 метров над уровнем моря, а еще примерно в этом районе располагается часть Уральского хребта - места схождения Русской и Сибирской платформ, где, собственно, и проходит деление на две части света - Европу и Азию. Из-за природных аномалий здесь, видимо, часто случаются смертельные ДТП, поэтому и ходят разговоры о многочисленных призраках вдоль трассы - чьи-то неупокоенные души. Например, ночью может показаться, что вдоль дороги идут веселой гурьбой дети.

Другие легенды гласят о пропавших в местном лесу, именуемом Карагайский бор, в свое время геологах, которые теперь мерещатся туристам. Люди слышат и разговоры, и пение под гитару за ближайшим пригорком, но стоит на него подняться, оказывается, что за холмом никого нет.

А еще поговаривают, что в местном водопаде в свое время из-за несчастной любви утонула девушка, и теперь ее образ также порой является простым смертным.

Высадившись на несколько часов в Саре, первым делом отправляюсь в лесопосадку, у которой как раз заканчивается асфальт. В самом селе дороги больше похожи на грунтовые, от любого проезжающего мимо автомобиля столбом стоит пыль, хотя в 80-е годы здесь за счет колхоза укладывали асфальт, но ни от того, ни от другого ничего не осталось. На фермах бывшего колхоза им. Ленина в советское время стояли не только коровы, но и свиньи, овцы. Село процветало. В начале 80-х провели сюда газ, еще в 60-х появился центральный чугунный водопровод. Прошли десятки лет, и, кажется, что время просто повернулось вспять. Башня Рожновского, например, не работает, хотя их так рекламировали и массово финансировали установку в регионе, поэтому водичка здесь очень жесткая. Но в округе есть несколько родников, которые пользуются большой популярностью.

Путь преграждает местная речушка, которая, к слову, огибает всю деревушку и из-за постоянных перепадов высот напоминает горные водоемы на югах, а березки и ольховник по краям придают местности весьма живописный вид. В некоторых местах даже есть мосточки, но в данном случае перескакивать пришлось по булыжникам, слегка замочив ноги, после чего упираешься в заброшенные карды для выпаса скота.

Дорога устремляется вверх. Бреду, не торопясь по ней, радуясь возможности провести рабочий день на свежем возздухе, и вдруг слышу чей-то окрик: «Чего тут шатаешься». Оглядываюсь по сторонам - никого. Следом слышатся еще какие-то голоса, но учитывая, что стою на пригорке, а деревня осталась в низине, здравым умом понимаю, что это голоса жителей. Хотя, кто его знает…

Я вырос на этой земле. Но когда слышу подобные истории, и отрицать их не хочу, и подтвердить не могу. Участок дороги, который у нас называют бермудским треугольником - в верховьях села от поворота на поселок Лесной до нашего поворота -  действительно обладает магическими силами, на нем происходят жуткие аварии. Три наших жителя на самосвале ЗИЛ столкнулись с КамАЗом, машину разбило так, что двигатель вылетел. Причем, мы видим, что ДТП случаются с определенной периодичностью. Что-то здесь однозначно есть. Иногда у меня, как у историка, возникает мысль, что какое-то вековое проклятие было оставлено нам за нашу безалаберность и неправильные деяния после разграбления захоронений древних сарматов. Череда этих курганов находится совсем рядом - буквально в сотнях метров. В нашей школе хранится найденный женский кинжал VI века до н.э., - поделился своим мнением о легендах глава Саринского сельсовета Вячеслав Сечнев. - Других объяснений я не нахожу.

Самый шикарный дом - у батюшки

В Саре, в отличие от множества других поселков в Оренбуржье, очень много довольно приличных домов. У обрыва, внизу которого струится речушка, за высоким забором распростерлось настоящее имение. Сразу вспомнились какие-нибудь тургеневские и прочих классиков помещичьи усадьбы. Забор в некоторых местах был выложен из камня, помимо дома на огороженной территории виднелись баня и другие постройки, но, судя по царившей там тишине, это были вовсе не людские. Обогнув огромную территорию и мучаясь догадками - кто же в этом загородном великолепии на лоне природы живет, вижу открытую дверь гаража, где стоял старенький УАЗик, у которого копошился мужчина.

Представившись, начинаю выспрашивать о странностях деревни, мужчина усмехнулся и говорит, что никаких призраков и фантомов он здесь не видел, хотя с детьми они тоже пытались найти на местности подтверждение мистических баек. Наконец, мучаясь догадками от вида статного мужчины с бородой, отваживаюсь на свой вопрос относительно профессии хозяина:

- А вы - батюшка?

Да, священник, неподалеку - в Новотроицке служу, а сюда иногда приезжаю, типа загородного дома у меня здесь. Призраков здесь однозначно никаких нет, сказки это все, а вот снег зимой - да, но так его чистить надо, и всего-то делов. Как только снегопад заканчивается, сразу трактор выходит на расчистку, а пока метет, приходится местным сидеть по домам. В темное время суток улицы освещаются фонарями, так что саринцам здесь совсем не страшно, - заключил отец Александр.

Да и другие старожилы Сары тоже подтвердили, что ничего, кроме погодных аномалий, здесь сверхъестественного не происходит.

Чтобы окончательно убедиться, что все это миф, решаю сходить на местное кладбище, ведь, как известно, в местах с излишним присутствием потусторонних сил люди долго не живут. В итоге, ничего подобного - судя по датам на крестах и памятниках, здесь, напротив, очень много старожил.

Алкоголю - бой!

Прогулявшись по лесу и окраинам и не найдя тут ничего примечательного, даже грибочков, возвращаюсь в деревню. Названия местных улочек умиротворяют - Заречная, Крымская, Лесная, Мира, Надежды, Райская, Черемушки… Много заброшенных домов. За мной увязывается кот. Телята в открытом загоне шугаются от приближения незнакомца и вспышек фотокамеры, а вот громкая ватага гусей за другим плетнем даже, напротив, возмущенно хором бросилась мне что-то рассказывать. На улицах немноголюдно. Домашних животных тут держат многие. По одному из дворов с важным видом разгуливали белоснежные индюки. Проходящие мимо школьники стали их дразнить, но те не обращали на них никакого внимания.

На столбе сразу бросается в глаза обращение главы Кувандыкского горокруга к местным жителям с сообщением о массовых смертельных случаях отравления в регионе «паленкой» и просьбой не покупать, не употреблять алкоголь неизвестного происхождения, обращать внимание на акцизные марки. Такими бумажками оказалась тут вся деревня увешана. В местном магазинчике продавщица говорит, что спиртного нет и пока не будет - лицензию продлевают.

Зато здесь побаловать себя можно местным хлебушком, который печет прямо в Саре Кувандыкская сельхозкомпания (работают по циклу от поля до прилавка, пшеницу сначала сеют, обрабатывают, а уж потом пекут из обмолоченного зерна ароматные буханки). Цены выше городских и ничего с этим не попишешь. Такова она жизнь в «глубинке» с ее транспортной логистикой - до Кувандыка отсюда полсотни километров, до Орска - 65 км. Здесь даже предвыборные агитки, сохранившиеся с последних выборов, клеят не на доску объявлений, а на урну у входа в магазин, где обзор побольше. А на мой вопрос, можно ли рассчитаться картой (видимо, довольно редкое предложение для этих мест) продавщица, не правильно поняв, и вовсе предлагает игральные карты. Расплатиться-таки удалось.

Сара богата своей историей

Надпись на горе за селом гласила, сколько лет самой Саре (154 годочка стукнуло) и Великой Победе, причем белой краской были нарисованы правильные даты, видно, что их каждый год обновляют. Местный глава Вячеслав Сечнев, который председательствует здесь уже 16 лет, отличный краевед и историк, поэтому о родном селе может говорить часами. Его, кстати, я застала вместо рабочего кабинета на приставленной к столбу лестнице неподалеку - вешал новый светодиодный фонарь, и это несмотря на свои 69 лет. Местный глава вообще на все руки мастер - в свое время служил в стройбате, где освоил профессию сварщика, поэтому в случае чего и трубу заварить горазд.

Сара, кстати, в переводе с тюркского означает «желтая» глина, которую первые жители использовали при постройке своих домов и немало сбывали в Оренбург по 40-50 копеек за пуд. Сейчас население здесь составляет чуть более полутысячи человек, а в советские годы было в два раза больше.

Сельсовет, как и местный Дом культуры с шикарным памятником красноармейцам у входа, находится как раз напротив магазина. В сельсовете на первом этаже в кабинете с компьютером работает нынешний глава, а вот на втором - полное запустение и кавардак со старыми конторскими папками с бумагами.

Раньше село называлось иначе - Петропавловское. Основано оно было в 1867 году. Куча маленьких деревень в округе исчезли, но на их месте благодаря стараниям Вячеслава Николаевича теперь высятся мемориалы в память о тех, кто жил некогда в местных Крыме, Байкасе, Беркуте, Сухойташе, Красном труде, Каракуле, Старо-Саратовском, Красной Заре.

Первые местные поселенцы были выходцами из господских горно-заводских крестьян Преображенского завода и деревни Анновки. После освобождения крестьян от крепостной зависимости в 1861 году за неимением свободной земли для хлебопашества большинство крестьян выселились из деревень и поселились в разных хуторах на расстоянии от прежнего места жительства от 40 до 100 верст (почти что наши километры) на свободные тогда обширные башкирские степи, которые еще не возделывали. Они арендовали землю у башкир до 1878 года. Затем, пожелав прочнее обустроиться в этих краях, купили землю в вечное владение. Номинальная цена была от трех рублей до 50 копеек за десятину, а со всеми расходами обошлось им по 5 рублей за десятину, чему препятствовали богатые и сильные в то время башкиры, властвовавшие над своими не видавшими цивилизации и просвещения бедными собратьями, - вошел в свою историческую колею глава Сары. - Благодаря умению вести дела доверенного по покупке земли Гаврилы Самохина куплено земли в вечное владение было тогда 20 687 десятин - удобной и неудобной. Поселившиеся здесь усердно и умело принялись за хлебопашество, и благодаря хорошим урожаям и сравнительно высоким ценам на хлеб смогли обзавестись довольно хорошими постройками, скотом и земледельческими орудиями, например железными немецкими садилками, косилками, молотильными машинами. Многие дома были привезены готовыми с прежнего места жительства за 110-120 верст.

Что примечательно, местная почва почти вся черноземная, поэтому посевам здесь проще перенести засуху, к тому же, как я уже упоминала, населенный пункт опоясывает, пусть и небольшая, но речушка, вернее, их тут две - Сара и Чебаклы. Сеяли преимущественно пшеницу и в меньшем размере овес и рожь, ячмень же, гречу и полбу не сеяли вовсе, причем десятина пшеницы давала в урожайные годы по 100 с лишним пудов. Максимум богатые крестьяне засевали до 50 десятин земли. Хлеб продавали в Орск и Оренбург.

Во время открытия православного прихода в 1892 году в селе Петропавловском всего было 130 дворов, в числе коих православных было 32 двора, а раскольников - 98 дворов. Постепенно это соотношение менялось. Во время открытия прихода новоприсоединенных единоверцев было 300 душ обоего пола. Для общественного богослужения была освящена бывшая раскольническая молельня на православный молитвенный дом, где устроен временно иконостас, в котором и совершалось богослужение до 1896 года.

В 1893 году была начата постройка новой деревянной церкви по плану, утвержденному Его Преосвященством Преосвященнейшим Макарием, Епископом Оренбургским и Уральским. Сосновый лес для постройки доставляли с дач Преображенского завода (110 верст), половина расстояния пути - наймом, а половину доставили сами жители. Стоимость храма составила 8000 рублей, причем большинство этих денег собрали с жителей исключительно добровольными пожертвованиями. Утварь в церкви была очень скудная, некоторые иконы для иконостаса перенесли из частных домов. Снаружи церковь красили масляной белой краской, алтарь же - под синий мрамор, потолок - под небесный цвет с звездами. Колокола приобретались прихожанами также на собственные средства. Церковь освящена во имя Святых Апостолов Петра и Павла в 1896 году, отапливалась чугунными печами. Первым священником был назначен с миссионерскою целью Иоанн Евстратьев, сын крестьянина, уроженец Бугурусланского уезда, состоявший ранее австрийским лжесвященником и наставником у раскольников и не имевший образования. Отец его, тоже природный раскольник, состоял у раскольников беглопоповцев (на своей родине) наставником 25 лет.

В 1892 году по ходатайству священника Евстратьева, опять же на средства жителей, была открыта школа грамоты. Народ сопротивлялся ей, видя в ней подрыв хозяйству и земледелию - «выучи его, он и не работник будет боле». Книги ученикам выдавали за плату. Учителем состоял сын казака Таналыкской станицы Иван Стариков, потом учительницей была дочь орского мещанина Анна Иванова Садевских, но за неспособностью преподавания уроков ее быстро уволили. На ее место поступил сын священника Иван Афанасьев Козлов, но и тот скоро ушел в псаломщики, а его место занял казак из Орска Николай Севастьянов, окончивший курс учения в Орском городском четырехклассном училище, главными достоинствами которого считалось отсутствие вредных привычек. Учеников же было около десятка. Потом школу переименовали в церковно-приходскую. Она помещалась в наемных квартирах, оплачивалась и отапливалась за счет учеников. За обучение учителю с каждого ученика полагалось в год по 2,5 рубля и со всех - 50 пудов хлеба. Епархиальный училищный Совет в год выделял также субсидию в 36 рублей.

В селе Петропавловском питейных заведений не было, но по заведенному обычаю после уборки хлеба молодежь собиралась в особые избы на посиделки, где оставались на всю ночь, но в 1895 году по предложению местного священника посиделки упразднили.

На свадьбах выпивалось много пьяного самоприготовленного квасу (от 5 до 20 ведер) и спиртного (от четверти до двух ведер), поэтому гуляния сопровождались пением и плясками.

Был здесь также кожевенный завод, две водяные и две ветряные мельницы, три кузницы и маслобойня, две бакалейных и две мануфактурных лавки при домах, небольшой базар. Жители Петропавловского как народ заводской многие владели ремеслами - кузнечным, портняжным, плотничным и даже слесарным, токарным, умели валять обувь. На заработки на сторону никто из местных не ходил, предпочитая земледелие. По сравнению с соседними хуторами Петропавловское выделялось состоятельностью, если не считать неурожайных лет.

С момента возникновения Сары здесь жили люди, обладающие способностями вправлять вывихи, накладывать правильно дощечки или палочки на места переломов. Другие умели готовить настои из трав и кореньев, делали мази на основе меда, животных жиров с добавлением отваров трав и кореньев. Самолечение основывалось на вековых традициях. Роды принимали в домашних условиях, приглашая для этого женщину-повитуху. При серьезных заболеваниях и острых болях обращались к врачу, который проживал в городе.

В 1986 году тут появилось здание, где и по сей день находится местный фельдшерско-акушерский пункт. Правда, в день моего приезда ФАП оказался закрыт - местный молодой фельдшер Артем Алексеевич оказался на больничном. Он приехал сюда работать чуть больше года назад по программе «Земский фельдшер», правда, положенную выплату в 500 000 рублей получил с боем. К сожалению, COVID-19 не обходит стороной даже маленькие населенные пункты. За последний год от него умерли здесь три человека, а переболели десятки. Появилось же на свет за год в Саре лишь два малыша.

Ближайшая «скорая» базируется на станции "Сара", после 17.00 приезжает из Кувандыка. А если уж дороги заметены, извините…

Жизнь и сейчас бьет ключом, но уже не тем

Местный клуб со скульптурой красноармейцам у входа тоже оказался закрыт, но на праздники он прекрасно работает, к каждому 9 Мая его даже белят, в выходные здесь проходят дискотеки, с десяток молодых ребят, которые учатся в городе, приезжают в субботу домой.

Пока я блуждала по улочкам, детвора возвращалась домой из школы по единственной асфальтированной улочке. Школа здесь девятилетка, учеников осталось всего 29 (а раньше было более двухсот, даже в две смены учились, был здесь и детский дом). Но речи о закрытии не стоит, потому что из-за непредсказуемой зимней погоды возить детвору нереально, до ближайшего учебного заведения километров 17. И то местные благодарят, что по соседству находится газокомпрессорная станция Медногорского ЛПУ, из-за чего проблем с очисткой дорог тут нет, социальные партнеры всегда рады помочь. Собственной техники у сельсовета нет совсем, ее же надо не просто купить, но и содержать, в том числе работников.

У входа в школу также возвышаются скульптуры, похожие на пионеров. Несмотря на то, что была пятница и послеобеденное время, в школьном гардеробе висели детские куртки. Деревянные полы и окна, непременно стенды с рисунками детворы на военную тематику, фотолетопись села, в основном с местных субботников - непременное отличие деревенских школ. Когда был капитальный ремонт - никто вспомнить не может, а вот красят и обновляют что-то своими силами здесь ежегодно.

Учителей, как это и обычно бывает на селе, здесь катастрофически не хватает, да и как возьмешь еще кого-то на столь немногочисленных учеников. Кто из города приедет работать на мизерную зарплату и маленькую нагрузку - химии, например, здесь всего четыре часа в неделю. Приходится совмещать одному педагогу несколько предметов - таким образом, химик ведет еще музыку, географию и физкультуру, а по образованию женщина и вовсе - учитель биологии, но, так как биолог есть другой, пришлось браться за то, что вакантно.

В пристрое располагается группа детского сада, рассчитанная на десять малышей, со старыми металлическими конструкциями на площадке.

Общественный транспорт из Сары в Медногорск и Кувандык, заезжая и в соседнюю деревушку, ходит всего два дня в неделю - в понедельник и вторник: утром - из деревни, к вечеру - обратно. Так что в большинстве своем местные вынуждены кататься на попутках и такси, если, конечно, личного авто нет. Частник объясняет такой странный график работы малым числом пассажиров.

С финансами, конечно, на селе не очень, но нужно уметь выстраивать нормальные отношения с частными компаниями, а не сетовать и за голову хвататься. Если бы я сидел и ничего не делал, то, наверное, вычерпал бы себя чайной ложечкой, а когда постоянно в динамике, все ж легче. В будущем году горокруг обещает помочь нам с ремонтом дорог, сейчас подали заявку на грейдирование основных улиц - Центральной, Крымской, подложка из асфальта на дорогах есть, в отдельных местах он сохранился, но проплешин из ям уйма, которые засыпать бесполезно, - рассказывает глава Саринского отдела по работе с сельским населением Кувандыкского городского округа Вячеслав Сечнев, выросший в этом селе.

На обратном пути, выдвинувшись из Сары уже в совсем спокойном расположении духа, вдруг на дороге натолкнулись на самого что ни на есть настоящего туриста, явно следующего издалека, судя по огромному рюкзаку с палаткой и спальником за плечами и широкополой шляпе. Видимо, это место привлекает не только нас. На всякий случай, уже проехав мимо него, оборачиваюсь, не… не фантом, идет обычный человек. Кстати, в некоторых забегаловках на трассе алкоголь временно решили тоже не продавать - холодильник пуст, хотя закусочка, красовавшаяся на полках, явно свидетельствовала, что продавщица привирает, уверяя, что спиртного у них отродясь не было.

Поделись своим мнением в комментариях!



Прежде чем оставить комментарий, пожалуйста, ознакомьтесь с Правилами комментирования портала. Оставляя комментарий, вы подтверждаете ваше согласие с данными правилами и осознаете возможную ответственность за их нарушение.
Сервис комментирования материалов сайта orenday.ru не является частью сайта Orenday, а предоставлен сервисом Cackle.me. При размещении комментария редакция сайта в целях Вашей безопасности просит не размещать персональные данные, а при их размещении ознакомиться с политикой конфиденциальности сервиса Cackle.me, поскольку обработка персональных данных осуществляется сервисом Cackle.me самостоятельно. *
  • Основная форма комментариев
Комментарии для сайта Cackle
Видео реклама

№ 93347
Агроцентр 15.10.21

Последние комментарии