Главная / Архив новостей

Оренбуржец потратил годы, чтобы выяснить судьбу без вести пропавшего в годы ВОВ брата

Реклама на сайте
Александра Вагина, как и всех мальчишек, которым едва исполнилось 18 лет, призвали в армию защищать Родину от врага. Служил, писал письма, а потом вдруг связь с родными оборвалась.
Фото/Видео: Юрия Вагина

Большая и дружная семья Вагиных до 1933 года проживала в Ульяновской области. После они переехали в Казахстан, где на железной дороге на станциях Тартугай и Байгакум работал глава семейства. Там же 6 апреля 1943 года старший из восьми детей - Саня, как его называли родные и друзья, получил повестку в армию, едва парню исполнилось 18 лет.

В бой юноша через считанные дни не попал, как это показывают в современных фильмах про войну, а началась долгая подготовка перед встречей с врагом – учения, о которых Саня рассказывал родным в письмах. Однако не упоминал никогда, куда именно его зачислили. Это удалось узнать лишь много лет спустя, когда члены семьи перелопатили горы архивных записей в поисках пропавшего без вести солдата.

Как оказалось, в августе парнишка стал рядовым стрелком четвертой стрелковой роты второго стрелкового батальона 278-го стрелкового полка 175-ой стрелковой дивизии 47-ой армии первого Белорусского фронта. С сентября того же года юноша участвовал в открытых боях с врагом. Последовали ранения - одно…, другое. Летом 1944 года связь с Александром резко прервалась. Выяснить что-либо было невозможно.

После долгого перерыва от пропавшего пришло долгожданное письмо с обратным адресом: «п/п 62919», но написано оно было не его подчерком…

Мы жили на железнодорожной станции, и вся связь с внешним миром для нас была через поезда. То же самое было с почтой. Бумажный мешок сбрасывали с почтово-багажного поезда, а почтальон забирала его и тащила в поселок. Ее всегда сопровождала толпа ребятишек, - рассказал Юрий Вагин, брат Александра.

 Страшное ранение и пожар

Весточки от Сани в тот день не ждали, даже почтальон спросила Юрия, зачем тот идет вместе со всеми на почту. Но когда начала разбирать мешок, сама удивилась - самое верхнее письмо оказалось от Сашки. Почтальон вручила послание ребенку и наказала нести домой.

Весточку написал сосед Александра по госпиталю. Он рассказал, что Вагин тяжело ранен, ему ампутировали часть правой руки и левой ноги. Это было последнее послание родным… Никаких официальных сведений семья бойца на тот момент так и не получила.

В конце 1944 года Вагина-старшего, как железнодорожника, направили вместе с семьей на работу в освобожденные от фашисткой оккупации территории – они попали Белоруссию. Когда уезжали, просили соседей следить, не придет ли какая-нибудь весточка от солдата.

На новом месте глава большого семейства серьезно заболел. Спустя почти год борьбы с недугом мужчина умер. У рано поседевшей супруги была одна забота - прокормить оставшихся семерых сорванцов в одиночку. Чтобы было немного легче, женщина с детьми уехала обратно в Казахстан.

Все было как у многих в стране: длинные очереди за пропитанием, карточки и голодные обмороки в школе, где даже учителя не могли сдерживать слезы в таких случаях. Для нас, детей войны, в 1945 году война не закончилась. Надо было еще выжить в суровые послевоенные годы. Ко всем материнским заботам после смерти отца прибавилась непреходящая боль про нашего Саню. В 1949 году мама впервые обратилась в областной военкомат с просьбой хоть что-нибудь узнать о сыне. Это было началом поисков, - поделился Юрий Григорьевич.

Там лишь смогли рассказать, что после бомбежки и пожара все документы госпиталя погорели. Александра не оказалось ни в списках живых, ни среди раненых, ни в числе погибших. Так он стал пропавшим без вести. Через некоторое время родительница получила официальное извещение об этом.

Слезы матери и надежда…

Были попытки найти парня через архив наградного отдела Министерства обороны, но и там не нашли никакой информации о солдате.

Маминых слез на мою долю досталось очень много. Если в присутствии остальных детей она держалась, то со мной, особенно после походов в военкомат, давала слабину. Каждый раз, чтобы успокоить ее, я обещал, что непременно найду Саню и предлагал почитать ей письма брата. Этот ритуал стал традиционным. Постепенно мы все реже начали ходить с мамой в военкомат, по большей части делал это уже я один. И так было до моего переезда в 1963 году в Оренбург.

После смерти родительницы в 1974 году Вагину досталась на память о маме то самое извещение о признании Сани без вести пропавшим. Это стало символом для мужчины во что бы то ни стало продолжать искать брата.

Не пропал - погиб как герой

Беспокойная работа в гражданской авиации, семейные хлопоты: дети, больная жена отодвинули на неопределенное время все, что было связано с поисками пропавшего без вести брата. Вернулось все на круги своя, когда ребятишки повзрослели, стал доступен интернет, по телевизору все чаще начали говорить о нахождении ранее пропавших, открылись секретные архивы.

Я все чаще начал думать, что необходимо отправить запрос в наградный отдел, который еще в 49 году могли сделать в военкомате, но почему то не стали. Сын Андрей с помощью всемирной паутины попытался определить, что это за часть такая была «п/п 62919», но нигде про нее не было ни слова, - продолжил собеседник.

Сын Юрия не опустил руки от неудач, он продолжил поиски. Однажды он добился цели – нашел. Андрей подозвал отца и сказал: «Смотри»:

Я не поверил своим глазам. Большими буквами «Наградной лист» и далее - Вагин Александр Григорьевич - красноармеец…стрелок…полк…дивизия… Орден Славы третьей степени… И далее практически все: откуда был призван, за что представлен к награде, ранения. Два дня от этого распечатанного наградного листа я не мог оторвать глаз! Это была награда за все, самое главное - за мамины слезы! - говорит Вагин.

Это был приказ командира 175 стрелковой дивизии за №0100/н от 17 июля 1944 года от имени Президиума Верховного Совета СССР, подтверждающий награду «За мужество и доблесть».

К поискам подключилась и дочь Юрия Григорьевича Елена, проживающая в Москве. Последовали запросы в архив Министерства Обороны РФ, поездки в наградный отдел ведомства в Подольске. Из ведомства пришла справка, что орден не вручен. В алфавитной книге учета награжденных 278 полка в графе «дата вручения награды», стоит отметка ранен 15 июля 1944. Очевидно, что это и было то страшное ранение, когда солдат лишился руки и ноги. В тыл, судя по всему, Саню не успели отправить, а после последовала бомбежка и пожар.

После сын нашел описание всего боевого пути 175-й дивизии. Один эпизод с ранением и наградой совпал с братом до неправдоподобия: «7 и 9 июля 1944 года 278 стрелковый Ревдинский полк принимал участие в боях за село Миляновичи Мациевского (ныне Турийского) района Волынской области, а в наградном листе брата было сказано, что в наступательных боях 7 июля 1944 года Мациевского района Волынской области первым ворвался в траншею противника и забросал немцев гранатами. Несмотря на то, что был ранен, поле боя не покинул».

Путаница с военной частью

Из документов стало понятно, что полевая почта 62919 - не боевая часть, как думали раньше, а дивизионный медсанбат №104 этой дивизии. Оставалось только узнать, где красноармеец находился в Волынской области в июле 1944 года.

Наконец, на сайте «Мемориал» сын Юрия нашел информацию, что на Украине, в Волынской области, Турийском районе у дороги при въезде в поселок Луков на поселковом кладбище в братской могиле за №3380-256 захоронено 4500 участников войны, из них 4484 известных, неизвестных - 16. Это по описанию похоже на места боев 278 полка, в котором находился Александр. И где-то тут располагался медсанбат №104. Большая вероятность того, что именно среди этих 16 неизвестных бойцов покоится Александр Вагин.

Мы уверены, что там наш Саня в братской могиле. Мы найдем это место и на нем, как мамина молитва, будут цветы и лента с надписью «Саня, мы тебя нашли», - с трепетом говорит брат мужчины.

Осталось последнее – получить официальное подтверждение от санкт-петербургского филиала Центрального архива МО России по военно-медицинским документам. В их ведении документация всех госпиталей Советского Союза, все списки захороненных солдат.

Орден вручили спустя 75 лет

9 декабря 2020 года награду, которую заслужил Александр, но сам по воле судьбы не смог подержать ее в руках, дошла до его семьи. Орден Славы III степени, который полагался Александру, вручили его брату Юрию. Эта реликвия бережно хранится Вагиными. Семья ждет момента, когда они смогут возложить цветы к могиле бойца.

Поделись своим мнением в комментариях!

Вы стали очевидцем какого-либо события? Присылайте фото и видео на kp@orenkp.ru, Telegram или Whatsapp 89033644474


№ 86438

Последние комментарии