Главная / Архив новостей

Итоги скандальных публичных слушаний по Генеральному плану Оренбурга

Реклама на сайте
На большинство вопросов люди так и не услышали вменяемых ответов, кроме как: «Мы взяли ваш вопрос на рассмотрение». А после всех ждал сюрприз от Минэкономразвития РФ, который отклонил проект Генплана Оренбурга и отправил его на доработку.
Фото/Видео: Orenday, Оренград

Сегодня в Оренбурге в ДК «ТРЗ» на улице Магнитогорской, 80 состоялись долгожданные публичные слушания по поводу проекта Генерального плана Оренбурга, который по заказу минарха по руководством Натальи Ибрагимовой за 49 млн. рублей готовила новосибирская компания «Корпус» (кстати, внесенная в реестр недобросовестных поставщиков).

Предстоящее мероприятие вызвало громадный интерес у оренбуржцев, так как намерения, озвученные в Генплане, попросту шокировали людей. Здесь и строительство нового кладбища (причем в Оренбургском районе), и крематорий, и нашумевшая магистраль, которая пройдет через Ростоши, и дорога через Зауральную рощу, и площадка перспективного развития района «Молодой Оренбург», и перевод земель сельскохозяйственного назначения в промышленные – вопросов было очень и очень много.

Уже за полтора часа до мероприятия в ДК собрались сотни людей. У всех записывали паспортные данные, по периметру дежурили полицейские (впрочем, были они и в зале), а оренбуржцы, разбившись на компании, гадали, на что будут похожи слушания – на диалог или цирк. Приехали и чиновники, и депутаты от различных партий, и предприниматели, и специалисты профильных ведомств, но в основном, конечно, неравнодушные горожане (несмотря на неудобное для слушаний время).

«Зачем менять Генплан в спешке?»

Еще перед часом-икс нашим корреспондентам и коллегам из «Оренграда» рассказал своё видение проекта Генплана председатель регионального отделения «Союз архитекторов России» Сергей Бренев.

Мы хотим, чтобы услышали ключевое: нынешний генплан, разработанный в 2008 году, действует до 2030 года. Конечно, он не реализован, потому что там очень много капиталоёмких программ, те же самые обводные дороги, мосты. Он был принят с соблюдением всех норм законодательств, плюс еще были приняты поправки 2015-го года, которые также прошли все инстанции. На сегодня острой необходимости менять Генплан нет. В спешке, второпях, не имея социально-экономической стратегии развития города на ближайшие 20 лет, не произведя научно-исследовательские работы, в том числе, по Уралу и Сакмаре, по меняющемуся климату, по динамике рождаемости, росту экономики, не имея этих базовых принципов (а исполнитель их не имеет) формулировать программу стратегического развития города – бессмысленно, - уверен Сергей Леонидович – Наш главный призыв: давайте выдохнем, составим грамотные задания, подумаем, куда же будет идти Оренбург в ближайшие 20 лет, и выполним Генплан, в запасе есть еще 7 лет.

Рассказал нам, зачем сюда пришел, и предприниматель Антон Вартанов, который не раз и не два вступал в полемику и жесткие споры с чиновниками в своих соцсетях.

Это меня касается как горожанина в целом. У меня под окнами, вроде бы, должен появиться мост автомобильный (Антон живет на улице Красная площадь – прим.ред.), может, я где-то ошибаюсь, поэтому, я сегодня сюда пришел почувствовать эту атмосферу. Здесь я увидел много знакомых, которые никакие не «бузотеры». Я твердо убежден, что никого наши желания не волнуют и не интересуют, всё это делается в своих личных интересах, у меня иллюзий нет. Но почему нельзя учесть все интересы, почему нужно людей «через колено ломать», причинять «добро» - я не понимаю. У меня вся надежда на то, что сработает вертикаль власти, федеральный центр услышит, что сейчас происходит, увидит, что здесь многие уже совсем обнаглели, и кого-то поправит, - рассказал Вартанов.

Его участок изымать не собираются (пока, мало ли, в каком виде Генплан будет принят), а вот у бизнесмена Данила Рубана сейчас именно такая ситуация. У него таунхаус в Ростошах, как раз там, где должна пройти новая дорога, из-за которой у оренбуржцев и возникают самые большие вопросы.

Мы в прошлом году взяли там дом в ипотеку, сбылась мечта. Теперь нам говорят, что наш участок под изъятие. Мы сначала долго в это не верили, но это оказалось реальностью. Я - бизнесмен, и знаю, как работают деньги. Люди, которые принимали этот Генплан, тоже это знают. Почему они тянут эту дорогу не через пустырь? Потому что там участки не продадутся. Куда мне идти с имуществом, если участок всё-таки изымут? Где мне это хранить, где жить? Я хочу спокойно воспитывать детей, работать, а не ходить по судам, - считает Рубан.

«В Урал потекут гробы»

Атмосфера напряженности царила с самого начала публичных слушаний. Первыми формальную часть рассказали заместитель главы города по градостроительству, земельным вопросам и дорожному хозяйству Виталий Чижков и заместитель министра архитектуры Оренбургской области Татьяна Тимошинова, причем, Чижкова попросили говорить своими словами, а не читать по бумажке, чтобы собравшиеся не уснули (хотя, с таким градусом нерва это было нереально).

Следующему слово предоставили главному градостроителю проекта Генплана Алексею Нестеркину, и уже через полчаса из зала начали поступать выкрики, что пора бы переходить к вопросам, но ведущий и члены регламентной группы (Салим Чолоян, Борис Колесников и Елена Иванова) с трудом, но всё же гасили напряжение.

В итоге, через десять минут Нестёркина всё же заставили прекратить монолог на середине («прекратите балаган»), и сразу же начались вопросы, которые больше всего волновали горожан. У задающих была на это минута, у отвечающих – две.

Первой темой, которую озвучили оренбуржцы, было потенциальное строительство нового кладбища в Южной части города. По проекту оно должно располагаться в поселке Весенний (причем, накануне глава Оренбургского района Василий Шмарин заявил, что для такого строительства нет возможности).

В проекте Генерального плана не учли рядом расположенный СНТ «Карачи», а также овраг Алимсай, из которой весной талые воды вытекают в Урал, а значит, в реку потекут и гробы!

В минархе парировали, что пока есть отказ только Оренбургского района, но проект согласован на федеральном и региональном уровне.

Оренбургской компанией проведены геологические и гидротехнические изыскания. Кладбище находится от заброшенной части СНТ на расстоянии 500 метров, мы проверили всё расстояние. Этот участок выбран не просто, потому что нам так захотелось, здесь есть огромная промзона города, здесь зона подлета военного аэродрома, которая также не допускает разрешения никакого жилья. До существующей застройки, которая представлена в селе Весенний - более 3 км, до перспективной застройки – 1 380 метров, до ЖК Экодолье – 4 750 метров, - заявила Тимошинова.

Изъятие участков в Ростошах

Тем временем, очередь к микрофонам только росла, и высказать своё мнение желали порядка ста оренбуржцев. Горожан интересовали возведение крематория, застройка высотками в пойменной части Урала, строительство новых школ в различных районах города, участки для льготных категорий людей, судьба исторического центра и Зауральной рощи, а также лесные насаждения. Но самый больной и животрепещущий вопрос, который вызывал наиболее острые эмоции – это, конечно, дорога в Ростошах через участки горожан.

Двумя днями ранее на брифинге для журналистов Татьяна Тимошинова рассказывала, что это вопрос не Генплана, а проекта межевания, планировки и застройки, вопрос строительства дороги в приоритете, а люди могут пенять на того, кто незаконно подписывал им разрешения на строительство в этой зоне, так как проект магистрали был предусмотрен и в Генплане 2008 года. Имя этого человека не было упомянуто ни тогда, ни сегодня, зато сегодня люди, наконец, услышали, сколько домов и участков пойдут под изъятие – 81.

А вот одна из оренбурженок, поинтересовавшись, не через «Google Map» ли рисовали карту проектировщики, представила свой вариант карты, где под выкуп шли уже порядка 200 участков. Зал шумел и негодовал. Алексей Нестёркин заверил, что каждому собственнику в соответствии с законом выплатят стоимость как участка, так и коммуникаций, и строений на нём (причем, не кадастровую, а рыночную), и даже возместят упущенную выгоду, если на них расположено производство или предприятие. Но, люди продолжали интересоваться:

Покажите мне этого человека, кто решил, что лучше не вырубить несколько деревьев, а проложить дорогу через жилые дома, выселив нас, - негодовали жители.

Чижков, Нестеркин и Тимошинова с плохо скрываемым раздражением отвечали, что надо было дать закончить выступление проектировщику («мы готовились»), и тогда половины вопросов бы не было. Однако это оказалось не так: на добрые пару десятков вопросов у них не было никаких других комментариев, кроме того, что «этот вопрос взят в разработку, и ответ будет позже». Естественно, не было ответа и на то, чьими деньгами они собрались распоряжаться – «Этот вопрос не касается Генплана».

«Будут услышаны и рассмотрены» пожелания и обеспокоенных представителей сельхозпроизводителей из сел Оренбургского района - Бердянки, Краснохолма, Самородово и Городище – они переживают из-за грядущего перевода земель сельхозназначения в промышленные. Один из них попросил минарх и «Корпус», пообещать, что такие наделы в поселках под Оренбургом не тронут и не изымут, и в итоге, Генплан будет скорректирован - почти 13 тысяч гектаров земли в Городище и Бердянке снова вернут под земли сельхозназначения.

«Где Салмин, где Ибрагимова?»

А вот предприниматель Антон Вартанов, ранее рассказавший нашим корреспондентам об атмосфере, добавил в неё «перчинки». Он поинтересовался, почему же на публичные слушания не пришла Наталья Ибрагимова, и отметил, что проблема общественного правопорядка на Красной Площади после благоустройства набережной не решена, что дискредитирует министерство архитектуры. И как вы думаете, какой на это последовал ответ? Правильно: «Это не относится к Генплану и слушаниям».

Ровно так же, переглянувшись, спикеры ничего не ответили депутату Заксоба Максиму Щепинову, где же Сергей Салмин, министры и уполномоченные чиновники. Не дали ему внятный ответ и на то, каково финансово-экономическое обоснование прохождения злополучной дороги по жилым массивам. А вот парировать факт, что компания «Корпус» включена в реестр недобросовестных подрядчиков, было нечем:

На сегодняшний день УФАС включил компанию в реестр, но это решение в настоящее время оспаривается в суде, - сказал Алексей Нестеркин.

Далее к микрофону подошел Сергей Бренев. Председатель регионального отделения Союза архитекторов России отметил, что дорога-дублер Чкалова/Гагарина - это плохая дамба для жилых кварталов, и вода (как грунтовая, так и из озер) там всё равно пройдет, причем, даже до уровня второго этажа, и после этого он предложил внести поправки в Генплан, дабы исправить эту фатальную ошибку. Зал встретил это выступление овациями. Также его интересовали конкретные аргументы насчет того, что предыдущий Генплан устарел и не может существовать, зачем его в спешке менять, видя напряжение в городе.

Не я принимал решение о проектировании нового Генплана, но вместе с тем, исходя из своего опыта, я считаю, что актуализация документа необходима, потому что все крупные города уже провели эту работу. Генпланы приведены к единообразию по законодательству и их содержанию по техническим требованиям, плюс изменились многие социально-экономические реалии, и есть вопрос демографии, - заявил проектировщик «Корпуса» Алексей Нестеркин.

Бывший главный архитектор Оренбурга Георгий Проскурин, представившийся «последним архитектором в городе», отметил, что территории, где должна пройти дорога в Ростошах, были размежеваны в соответствии с Генпланом 2008 года, и у людей было полное право там строиться и жить. После люди начали просить чиновников попросту отказаться от планов на эту магистраль. Почему нельзя проложить дорогу в поле? Виталий Чижков пообещал, что альтернативные варианты будут рассмотрены.

Следующий вопрос Проскурина касался школ. В проекте «Молодого Оренбурга» есть школы на 2, 3 и даже 5 тысяч мест, что, естественно, абсолютно бессмысленно – школ с такой вместимостью попросту нет в России. На это был ответ, что такие цифры – это общая потребность микрорайонов в школах, и там, где есть, например, число «пять тысяч», могут появиться пять школ по тысяче человек.

К 17:30 минут публичные слушания подошли к концу. Люди наотрез отказывались покидать зал, несмотря на то, что впереди был важнейший концерт (его заранее анонсировали), и у многих остались вопросы, на которые они не получили ответов. Спикеры заверили, что всё было запротоколировано, и впереди есть 15 дней на ответы и доработку Генплана, после чего покинули сцену.

А уже после всех ждал сюрприз (не очень приятный для Минарха): оказывается, Минэкономразвития РФ отклонил проект Генплана Оренбурга и отправил его на доработку. А вот министерство архитектуры Оренбургской области об отклонении Генплана узнало самым последним и даже поначалу не поверило в это, назвав фейком, а после, с порцией извинений, признало достоверность документа.

Поделись своим мнением в комментариях!

Вы стали очевидцем какого-либо события? Присылайте фото и видео на kp@orenkp.ru, Telegram или Whatsapp 89033644474



№ 113164

Последние комментарии