Еще в конце ноября мэрия Оренбурга объявила тендеры на право обслуживания всех оставшихся муниципальных маршрутов по регулируемым тарифам в первом полугодии 2022 года, то есть автобусов №№ 20 и 21 и троллейбусов №№ 2, 4, 6, 7, 10, 12.
Заявиться на участие в них мог любой желающий, причем на некоторых троллейбусных маршрутах значилось обслуживание просто большим автобусом, наличие электротранспорта у участника торгов было вовсе не обязательно. Странно, что активности и желания работать МКП «Оренбургские пассажирские перевозки» последнее время не проявляет.
Работать не хотим?
Как стало известно orenday, МКП в этот раз проигнорировало все тендеры, не заявляясь на участие в аукционах по отыгрыванию маршрутов, которые ранее само же и обслуживало. Что за бойкотирование? А как же обещанные губернатором новые автобусы для муниципальных перевозок, они что просто будут простаивать в гараже или вдоль забора, если маршрутов у МКП не будет? Или же это «игра в поддавки» в пользу частников? Ситуация крайне непонятная.
Простой пример: для обслуживания маршрута № 46, следующего на кладбищенский комплекс «Степной», достаточно наличие всего одного автобуса. Почему бы МКП не побороться за бюджетные 771 тысячу рублей плюсом к оплате пассажиров? Но муниципалы предпочли «без боя» отдать маршрут ООО «Первый автобусный парк», которым руководит Александр Калинин, также являющийся учредителем «Лавра», осуществляющего перевозки пассажиров в Оренбургском районе.
Таких примеров много. Ситуация попахивает если не демаршем, то откровенным лоббированием интересов частников. По аналогичной схеме МКП потеряло право обслуживания пассажиров на маршруте № 41 и многих других, пользующихся у горожан большой популярностью. «ПАП» же будет обслуживать в будущем году маршрут № 19 по регулируемым тарифам (плюс 904 тысячи субсидий), № 23 (еще почти 1,9 миллиона рублей), № 24 (3 755 412 рублей), № 90 (703 000 рублей), № 48 (стоимость контракта сбил с 937 056 рублей до 730 654 рублей), № 47 (еще около 800 тысяч рублей).
По другим муниципальным маршрутам и троллейбусам уже 8 декабря, в последний день подачи заявок на тендеры, значилось, что определение поставщика завершено, хотя обнародование победителей торгов так и не состоялось, протоколы отыгранных аукционов никто не выложил. Все тендеры в минувшую пятницу, 10 декабря, просто объявили заново - на тех же условиях, срок подачи документов на участие в конкурсе у желающих есть до 20 декабря.
Как пояснили в городском управлении пассажирского транспорта, тендеры были признаны несостоявшимися, потому что «на них никто не заявился». Вот это новость! То есть никто не хочет обслуживать муниципальные маршруты? Добиться каких-либо пояснений от нынешнего руководителя МКП «ОПП» Николая Сафонова мы пытались несколько дней. Но он весь в делах праведных - совещания за совещаниями, встречи, разъезды. В приемной обещали, что как освободится - перезвонит, но пока не сложилось. А в городском управлении пассажирского транспорта делами предприятия не ведают вовсе, будто оно и не муниципальное вовсе.
МКП «ОПП» обслуживает в настоящее время 8 муниципальных маршрутов (два автобусных и шесть троллейбусных). Сокращение муниципальных маршрутов в Оренбурге в 2022 году не планируется. Информацией по остальным вопросам о хозяйственной деятельности и коммерческой тайне самостоятельного юрлица мы не располагаем, - заключила начальник управления пассажирского транспорта администрации Оренбурга Оксана Малышева, словно чиновникам нет никакого дела до муниципального транспорта.
Напомним, что субсидирование из городского бюджета муниципального маршрута № 21 «10 микрорайон - 24 микрорайон» составляет за полгода 21 810 900 рублей. Но никому эти деньги оказались не нужны. Обслуживать этот маршрут должны 30 единиц транспорта и не менее двух единиц необходимо иметь в резерве. Муниципальный маршрут № 20 «пр. Автоматики - 24 микрорайон» должны обслуживать 19 больших автобусов, стоимость контракта на полгода составляет 16 671 200 рублей. Желающих возить по нему пассажиров тоже нет.
Муниципальный маршрут № 7 «24 микрорайон - ж/д вокзал» могут также обслуживать девять больших автобусов, стоимость контракта - 3 919 618 рублей. Другой тендер, правда, по данному же маршруту № 7 на сумму в 5 975 343 рубля подразумевает у победителя аукциона наличие 8 троллейбусов. Троллейбус № 6 «ул. Волгоградская - Драмтеатр» вполне могут также заменить два больших автобуса, стоимость обслуживания данного маршрута составляет 1 930 740 рублей.
Такая же история с троллейбусом № 2 «завод РТИ - ул. Маршала Жукова», где на маршруте должно быть восемь больших автобусов. Полугодовой контракт выливается в 8 294 832 рубля. Пять троллейбусов должны обслуживать маршрут № 10 «ул. Рыбаковская - пос. Карачи» за 6 128 073 рубля в течение полугода. Восемь троллейбусов должны курсировать на муниципальном маршруте № 4 «24 микрорайон - ул. Хабаровская» за 8 532 000 рублей. Восемь троллейбусов подразумевается на маршруте № 12 «ул. Мусы Джалиля - ул. Родимцева», размер господдержки составляет 6 890 743 рубля.
Выходит, эти деньги и маршруты МКП не нужны.
Предприятие тянут «на дно»
А между тем, работники МКП упорно жалуются, что их совсем не устраивает то, то творится на предприятии. Зарплаты у них давно упали ниже средних по региону. Порой в «расчетке» значится, что ты 13 тысяч заработал, но и те удержали. Ладно, хоть еще должен ничего не остался родному предприятию!
Анархия полная! Ставят мало рейсов, водители и кондукторы не вырабатывают норму, соответственно, и зарплаты меньше, постоянно возникают вопросы по количеству отработанных часов, есть подозрения, что их занижают. В итоге, водители и кондукторы просиживают рабочий день в гараже или на конечных остановках, получая 10 000 - 13 000 рублей! Например, троллейбусу ставят всего один-два рейса в день - утром и вечером, а при таком графике на достойную зарплату рассчитывать особо не приходится. Или же водители сидят в так называемом «резерве» и ждут своего часа, когда им разрешат выйти на линию. Например, сломался троллейбус. Вместо того, чтобы быстренько приобрести необходимую запчасть, скорее ее поменять и выпустить его на линию, электромашину загоняют в гараж на неопределенный срок. Стоит в депо на улице Рыбаковской, например, троллейбус с разбитым стеклом. Мы знаем, что стекла на замену есть на базе на проезде Автоматики. В чем проблема - привезти и заменить? Водители порой на свои деньги покупают необходимые детали, лишь бы поскорее приступить к работе, но кроме них самих это никому не нужно! Складывается впечатление, что городским властям выгодно, чтобы у нас ездили ПАЗы, набитые пассажирами как бочки с селедкой, а не большие нормальные автобусы! У предприятия с подачи губернатора сегодня есть возможность «подняться с колен» и сделать так, чтобы не десятки ПАЗов подъезжали к остановке, а один нормальный автобус, как, например, в Казани, но это никому не нужно! - рассуждает председатель первичной профсоюзной организации работников МКП «ОПП» Дмитрий Бабкин.
Члены профсоюза уверены, что предприятию таким темпом прямой путь к банкротству. Уже муниципальных маршрутов-то почти не осталось в городе, хотя зарабатывать на них при наличии транспорта такой большой вместимости можно и нужно. А вместо этого, со слов работников МКП, в «час пик» троллейбусы «отстаиваются», а ездят тогда, когда пассажиропотока особого нет. От того и прибыль выходит, по сути, минимальная. Оплата труда, со слов профсоюзного лидера, совсем не соответствует отраслевому соглашению по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту РФ, установленному на 2020 - 2022 годы.
По нему коэффициент зарплаты у водителей автобусов большого класса должен составлять 3,83 к прожиточному минимуму трудоспособного населения в субъектах РФ, но такие деньги водители МКП в руках давно не держали. «Текучка» кадров по этой причине здесь очень большая, никто не хочет работать за 86 рублей в час, ведь фактически часовая тарифная ставка должна быть 316,8 рубля. На автобусах № 20 и № 21 рабочая смена длится 16 часов, но случается, что работнику вписывают лишь 9 - 10 отработанных часов. От московских зарплаты наших водителей должны отличаться лишь на 10 процентов, а на деле у наших они в разы меньше.
Водители жалуются и на то, что не могут на больших автобусах «вписаться» в зауженные после ремонта улочки в центре города - с улицы Володарского они должны, например, уходить на Комсомольскую, а там мало того, что необходимого радиуса поворота нет, так еще и машины у обочин припаркованы, занимая полосу движения, предусмотренную для общественного транспорта! ГИБДД на это практически не реагирует. Автобусы же вынуждены ехать, что называется «против шерсти» - по встречной полосе.
МКП еще и отдало в аренду подстанции, которые могут приносить прибыль, а убыточные контактные сети, которые нужно обслуживать, оставили себе. «Прокладка» теперь продает электроэнергию и живет припеваючи, а троллейбусное депо бедствует, - продолжает Дмитрий Бабкин.
Почему на все это закрывает глаза администрация города, правительство Оренбургской области, прокуратура, трудовая инспекция и другие надзорные органы?! Обращения к ним от работников предприятия поступали ведь не единожды!
Тяжелым бременем на предприятии «висит» и кредит, который оно брало в 2018 году на покупку новеньких желтых автобусов на газомоторном топливе марки Volgabas. Все это происходило внезапно, в непростое время первого «межмэрья» в Оренбурге после задержания экс-градоначальника Евгения Арапова. Тогда чиновники уверяли, что кредит берется под гарантии мэрии, и администрация в любом случае поможет МКП рассчитаться с долгами. Кстати, ресурс у таких автобусов небольшой - в разы меньше, чем у дизельных, так что скоро их списывать придется и новые покупать. Из 240 миллионов кредитных рублей пока выплачена лишь половина суммы, хотя только городской бюджет субсидий предприятию ежегодно выделяет около 200 миллионов рублей. Про свои же гарантии и обещания помочь чиновники, кажется, благополучно забыли, хотя именно после данного кредита дела на «Оренбургских пассажирских перевозках», собственно, и «пошли под откос».
Заметьте, в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автодороги» у субъектов РФ есть возможность подавать заявки не только на ремонт дорог, но и на обновление общественного транспорта, но Оренбург почему-то благополучно игнорировал все эти годы такую возможность!
Например, летом, когда отыгрывались дачные маршруты, наличие кредитной задолженности стало препятствием для МКП, которое из-за этого не проходило по требованиям конкурсной документации. Проблему с садовыми маршрутами худо-бедно решили, значительно сократив число рейсов на фазенды оренбуржцев. А что будет на будущий год? В общем, дачники уже ждут с ужасом это время.
Неравнодушные оренбуржцы, кому небезразлична судьба муниципального транспорта, собирают подписи под обращением к и.о. главы Оренбурга Сергею Салмину с просьбой не оставлять их без муниципального общественного транспорта. Услышит ли их власть и городские депутаты, в частности, Александр Шмарин и Андрей Мысик? Или бизнес окажется превыше интересов и просьб населения? А то, может, сразу на въезде в город повесим указатель «ООО «Оренбург» и будем жить припеваючи?!