Более сотни лет назад в Оренбурге на Пасху выступали лилипуты

16:45 Комментарии Эксклюзив
Реклама на сайте
Тогда помешать гулять оренбуржцам могла только погода.
Фото/Видео: Archive.orb.ru

Для православных жителей дореволюционной России Светлая Пасха являлась одним из главных праздников года. Христово Воскресение почитали, ждали и готовились к нему, как и к Рождеству.

С тех пор мало, что изменилось при праздновании Пасхи. Страстную седмицу, которая длилась тогда и длится в настоящем веке с понедельника по субботу перед светлым праздником, христиане вспоминают о страданиях Иисуса Христа, неделя посвящена его распятию, крестной смерти и погребению.

Свободное время православные в Великую седмицу вот уже несколько веков стараются посвятить молитве и посещению храмов, соблюдают «духовный пост», а именно стараются прожить без злобы, ругани и ссоры. Все мысли должны быть сосредоточены на покаянии и прощении.

После торжественной встречи Христова воскресения и богослужения в храме, оренбуржцы еще порядка сотни лет назад отправлялись на народные гуляния, да с размахом, чтобы обязательно были уличные балаганщики с качелями и каруселями, лилипуты, акробаты и остальная сомнительная, но потешная компания, а также городской театр, рестораны, трактиры, электротеатры – всё, как говорится, на любой вкус и размер кошелька. Такое времяпровождение могла испортить лишь погода, как она сделала в этом году, накрыв Оренбуржье снегом, ветром и отрицательной температурой, хотя местные жители вовсю уже радовались зеленой траве и листве, одуванчикам и тюльпанам, а также проснувшимся пчелкам.

Вот что писал «Оренбургский листок» 24 апреля в 1883 году:

«Пасхальная неделя вышла у нас сырою, холодной. Только первый день задался светлый и теплый. Понятно, что при дождливой и холодной погоде все гулянья оказались неудачными. Балаганщики, акробаты и клоуны в своих убогих трико мерзли напропалую, и им было не до скоморошеств. Да и публика сидела больше дома или у знакомых. Лишь этим объясняем мы то обстоятельство, что ни детский балл, ни танцевальный вечер, устроенные в общественном собрании, не удались и едва покрыли расходы по устройству. Равным образом не удался и концерт всемирно известной путешественницы, пианистки госпожи О. Дюбуан, данный ею 20 апреля».

А такая заметка появилась в Пасху в «Оренбургском листе» 25 апреля 1899:

«Балаганы пасхальные, по обычаю, не пустовали, равно как качели, карусели и прочее. Зверинец посещали, преимущественно, детвора интеллигенции нашей. Цирк, музей какой-то и балаган тоже не были забыты гуляющей толпой. «Петрушки» почему-то не было. Каруселей было пять и даже «понорам» - четыре. У одной «понорамы» остановились и мы. Полицейский чиновник на вывеске масляными красками писаной, выцарапывал что-то ножиком. Оказалось: «коронование Е. И. В. Николая III». Все шло тихо и мирно. Семечек изгрызено сотни пудов. Замечательно, что и «князья» наши (татары) очень любят балаганы и качели. Их тут узнаешь только «по одежке», по костюму».

Несмотря на светлый праздник, не обходилось и без кровопролития, всё-таки сколько бы времени не прошло – ничего не меняется. Благо, 25 апреля 1899 года новость об убийстве во время Пасхи, оказались всего лишь неприятным слухом, но попавшим в «Оренбургский листок»:

«Светлые дни св. Пасхи прошли здесь совершенно благополучно. Храмы божьи были всегда полны, а благодаря прекрасной погоде (прямо - летней) и на улицах города жизнь била ключом. Особенно оживлены были берега реки Урала, на бульваре, и площадь «под качелями». Семидневный гул церковных колоколов нравился даже мусульманам нашим. Слух о том, что у балагана зарезали человека, оказался абсолютно ложным».


№ 110453