Как учителя бегут из Оренбуржья

15:14 Комментарии Эксклюзив
Реклама на сайте
Реальная и непростая история учительской династии как ответ на высказывание министра Пахомова про зарплаты педагогов.

Оренбург как свет в окошке

Мое знакомство с молодой учительской семьей Алексея и Анны* началось в 2014 году, когда они с двумя маленькими детьми поселились в однокомнатной квартире нашего дома. Оба – родом из сёл, трудолюбивые. Вскоре до неузнаваемости преобразили запущенное жилье, на него стало любо-дорого смотреть. Более того, Анна занялась и заброшенной детской площадкой: своими руками разукрасила гаражную стену, а затем сподвигла соседей к ремонту старых качелей.

Свет в окне учительской семьи не гас до глубокой ночи: супруга заботилась о малышах, а муж трудился, очевидно, над проверкой контрольных… (Примечательно, что в их квартире, в отличие от многих других, не было ни одной лампы накаливания: рачительный хозяин высчитал, что энергоэффективные быстро окупятся).

Однажды мне случилось подвезти Алексея из продуктового магазина, откуда он всякий раз тащил внушительных размеров пакеты. Как рассказал сосед, его доход складывался из зарплаты в 20 тысяч рублей в очень престижной** общеобразовательной организации, и почти из такой же суммы от репетиторства. Своим рациональным и ответственным отношением к жизни Алексей достаточно быстро развеял мое первое впечатление о нем как худощавом «очкарике» - сомнений в том, кто стоит в семье у штурвала, не осталось.

Оренбург как проверка на прочность

Прошло несколько лет, и учительское семейство переехало из нашего двора. Пригласив меня в гости, Алексей не без гордости рассказывал и, стоя на балконе, показывал на соседние аналогичные дома, где квартиры стоят на порядок дороже. Тогда как ему удалось найти и купить в ипотеку именно эту – пусть и нестандартной планировки, и требующую косметического ремонта (который супруги вскоре сделали своими руками), зато относительно недорогую, уютную и достаточно большую для семьи с двумя детьми.

Жизнь в учительской семье после переезда вернулась в размеренное русло. Детей устроили в садик, и Анна как молодой специалист вышла на работу в другое, тоже – очень престижное в Оренбурге, общеобразовательное учебное заведение, правда, на зарплату всего в 12 тысяч рублей.

И вся эта история не заслуживала особого повода для публикации, если бы не ее нестандартное продолжение. Впрочем, так ли оно нестандартно?..

Оренбург как разочарование

Будущий министр Пахомов еще только готовился произнести сакраментальные слова о зарплатах оренбургских учителей, но ведь регион еще до его приезда устремился к вершине рейтинга самых бесперспективных в стране.

Мне не известны конкретные события или стечение обстоятельств, которые побудили Алексея отправить резюме в московскую школу… Однако весной 2018 года мы уже разговаривали с ним в обшарпанной (и это – мягко сказано) хрущевке на окраине Москвы. Точнее, само жилище формально располагалось на территории Московской области, и потому аренда комнаты обходилась дешевле. А вот на работу мой бывший сосед уже несколько месяцев ходил пешком в московскую школу и за московскую зарплату в 60*** тысяч рублей.

Алексей не говорил о причинах отъезда, а я и не спрашивал - не хотелось его расстраивать. Зато о московской жизни молодой учитель рассказывал охотно и воодушевленно! Алексей представил среднестатистический портрет ученика в его классе, подчеркнул непривычный творческий психологический климат в коллективе. Сказал, что чувствует заинтересованность в себе как специалисте со стороны руководства.  

С неподдельным энтузиазмом говорил о московской системе «электронной школы» и показывал в своем телефоне, как он может в режиме реального времени выставлять оценки, писать сообщения родителям, работать с обширными базами данных… А еще сказал, что высшее городское московское начальство пообещало поднять в скором времени уровень учительских зарплат в столице до 130 тысяч рублей, и я понял, что Алексей этому верит.

Оренбург как страшный сон

За тот день, что я провел в гостях у Алексея, он сходил в школу и проверил ученические работы. Затем отправился на рынок за мясом, сварил плов и угостил им меня и двух соседей по квартире – гастарбайтеров из бывших республик. Цены на продукты, по наблюдениям вчерашнего провинциала, мало отличаются от оренбургских. Тогда как поход на вещевой рынок, как я понял по рассказам, произвел на моего собеседника сильное впечатление: Алексей несколько раз подчеркнул, что он и представить себе не мог, что можно прилично одеться даже за небольшие деньги. И показал купленный за пятьсот рублей новенький свитер.

Позже молодой учитель провел несколько занятий по видеосвязи со своими вчерашними учениками из Оренбурга. После Алексей успокаивал по телефону жену, которую довели до истерики по какой-то маловразумительной причине в ее «престижном» оренбургском учебном заведении при зарплате в 12 тысяч рублей... А еще – продолжил изучение английского, поскольку в Москве востребована услуга преподавания в частном порядке школьных предметов на этом языке, и платят за нее больше.

Оренбург как воспоминание

Спустя еще несколько месяцев Алексей перетянул в Первопрестольную свою маму-пенсионерку – сельскую учительницу физики и математики из оренбургской глубинки: пожилую женщину приняли в другой московской школе без собеседования на зарплату в 80 тысяч рублей. После этого Алексей нашел покупателя на ипотечную квартиру в Оренбурге, затем снова взял ипотеку – уже в Москве, и забрал жену с детьми. Супруга устроилась в школу на «минималку» в 60 тысяч, тогда как зарплата Алексея к тому времени уже приблизилась к сотне тысяч, без учета доходов от репетиторства.

Спустя год-два после переезда Алексей и Анна с детьми еще пару раз возвращались в Оренбург: гуляли по Советской, ностальгировали… А потом – как отрезало: с глаз долой – из сердца вон!

*Прошу тех, кто узнал героев, не раскрывать их реальных имён, так как они против этого.
** Ситуация также характерна для обычных оренбургских школ, и вот подтверждение из аутентичного разговора с директором учебного заведения на окраине: нехватка учителей покрывается поиском и привлечением кадров из сел, после чего происходит их адаптация, а лучшие и самые активные затем уезжают в Москву. Вакантные места снова закрываются при помощи села.
*** Все данные по зарплатам в заметке носят ориентировочный характер и относятся к периоду более чем пятилетней давности. Актуальные сведения о школах и других бюджетных организациях города Москвы можно найти в открытых источниках.

№ 116974