Газовая и нефтяная промышленность доминируют в отраслевой структуре экономики Оренбургской области и формируют более трети валового регионального продукта (ВРП). Так, по крайней мере, утверждается на сайте Центробанка в разделе «профиль региона». Обрабатывающая промышленность региона дает только 11,8 процентов, а сельское хозяйство – 8,7 и с каждым годом растет его доля в ВРП.
Кстати, в соседней Самарской области 21,1 процент ВРП дает обработка и 13,4 процента – добыча. В Башкортостане за обработкой 24,4 процента, а за добычей только 3,8 процента.
Утверждается, что падает и в целом ВРП Оренбургской области на 1,1 процент, и добыча полезных ископаемых на 3 процента. Уменьшается и доля наших нефте, газодобытчиков в общероссийской копилке. С 2019 по 2022 год она уменьшилась с 3,22 до 2,99 процентов на 0,23 пункта. Самарская область при этом стала давать меньше ископаемых только на 0,06 процентов, Башкортостан на 0,03 процента, а Татарстан увеличил свою долю в общероссийской «бочке» на 0, 12 процента.
Причины на банковском ресурсе не указываются. Отмечается, что по объему разведанных запасов и добычи полезных ископаемых Оренбургская область входит в ведущую группу регионов России. Видимо, запасы эти просто заканчиваются.
В такой ситуации руководству региона самое время налечь на диверсификацию структуры ВРП. Как показывает статистика, инвестиции в основной капитал упали, уменьшилась на 4,3 процента численность населения.
Как и за счет чего собирается губернатор Денис Паслер и правительство региона восполнять растущую потерю доходов бюджета, пока не ясно. Новых организаций в Оренбуржье и в спокойное время создавалось все меньше и меньше, а в марте 2022 года мы и вовсе оказались по Коэффициенту рождаемости организаций на последнем месте в стране – 2,8* (общероссийский – 6,9). Хотя ещё в марте 2018 года этот показатель был на уровне 6,0 при общероссийском 8,4. И это все достигнуто командой губернатора Дениса Паслера.