Маркировка молочной продукции грозит вылиться оренбуржцам «в копеечку»

07:01 Комментарии Эксклюзив
Реклама на сайте
Ждать ли оренбуржцам в связи с новыми требованиями роста цен на молочную продукцию?

На сегодняшний день в регионе производством молочной продукции занимаются 22 крупных, средних и мелких предприятия. Среди крупнейших: «А7 Агро - Оренбургский молочный комбинат», МПЗ «Ташлинский», «Степь», «Бузулукское молоко», «Новосергиевский маслозавод».

В этом году маркировка молочной продукции средствами идентификации станет обязательной, причем коды маркировки предоставляются только ООО «Оператор-ЦРПТ» (Центр развития перспективных технологий «Честный знак»), который является оператором информационной системы маркировки в соответствии с распоряжением Правительства РФ.

Предполагается, что после введения маркировки покупатель самостоятельно сможет проверять легальность и качество продукции, просто просканировав код приложением «Честный знак», который покажет информацию не только о производителе, но и окончание срока годности, а также сертификат на данную продукцию.

Когда и что промаркируют

Пробный старт маркировке молочной продукции был дан еще в начале года. С 1 июня же обязательной маркировка станет для мороженого и сыров, с 1 сентября - для сливочного масла, сухого и ультрапастеризованного молока, некоторых кисломолочных продуктов, с 1 декабря - для кисломолочной продукции, питьевого молока, творога, сливок, сметаны.

Не будет подлежать обязательной маркировке только молочная продукция массой в 30 граммов и менее, детское питание для детей в возрасте до трех лет, специализированное диетическое питание и молочка, упакованная непромышленным способом в торговых организациях.

Коды маркировки на упаковку готовой продукции могут быть нанесены сразу на производственной линии с использованием соответствующих этикеток либо в типографии.

Среди производителей сыров и мороженого Оренбуржья, попадающих в «первую волну» маркировки (с 1 июня), практически все производители выбрали этикетирование сыров, а мороженого - прямое нанесение на производственной линии. У этих производителей в регионе готовность к обязательной маркировке продукции, по данным Минсельхоза области, составляет 50 - 90 процентов.

У предприятий «второй волны» (с 1 сентября) готовность к обязательной маркировке продукции составляет 30 - 50 процентов. Способы нанесения разные и зависят от объемов производства.

На «третью волну» (с 1 декабря) приходится самый большой объем производства молочной продукции. Нанесение маркировки на свою продукцию производители также выбрали разное в зависимости от объемов и числа производственных линий. Готовность таких предприятий составляет 20 - 80 процентов.

Во сколько это выльется производителям

Как сообщили в региональном министерстве сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности, еще на старте эксперимента по обязательной маркировке молочной продукции фирмам, занимающимся установкой оборудования для маркировки продукции, были направлены запросы. Финансовые вложения в приобретение оборудования, пусконаладочные работы, испытания, обучение персонала, установку программного обеспечения на него по самым скромным предварительным оценкам составят 2 - 2,5 миллиона рублей на одну производственную линию. То есть расходы для одного молокоперерабатывающего предприятия в зависимости от числа линий (а их на каждом предприятии до 11), потянут на суммы от 10 миллионов рублей.

Понятное дело, что данное нововведение позволит убрать с прилавков магазинов контрафактный и некачественный товар, но только готовы ли местные производители нести такие затраты без ущерба для кошельков покупателей?

Сейчас предприятия ищут оптимальные низкозатратные способы нанесения маркировки (в частности, типографским способом), чтобы минимизировать увеличение себестоимости молочной продукции. К тому же, помимо единоразовых вложений после внедрения маркировки предприятие обязано оплачивать код идентификации, наносимый на каждую единицу товара - 50 копеек без учета НДС. Кроме того, необходимо приобретать краску, разбавители, фильтры, нести затраты на монтаж, - заключил замминистра сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области Владимир Катайцев. - По информации предприятий, в связи с введением обязательной маркировки есть вопросы по установке оборудования на существующие линии, перенастройке оборудования, автоматизации линий, расширению складских помещений, увеличению численности сотрудников, выбору технологии считывания кодов, требуется техническое перевооружение на ряде заводов, отмечается техническая неготовность некоторых типографий-поставщиков упаковки, отсутствие высококвалифицированного персонала в штате заводов для процессов маркировки, высокая стоимость оборудования и программного обеспечения. Но главная проблема производителей, естественно, финансовая.

Спрашивается, стоит ли овчинка выделки и настолько ли необходимо данное новшество? Риторический вопрос к федеральным законотворцам...

Например, из 269 проб молочной продукции, исследованных в 2020 году в Оренбургской области на физико-химические показатели, не соответствовало гигиеническим нормативам 6,7 процента проб, что на 1,8 процента меньше, чем годом ранее: из них 11 проб сливочного масла, три пробы молока, две пробы сыра и две пробы сметаны. В девяти процентах проверок выявлены нарушения требований техрегламентов Таможенного союза. Причем вся продукция, не отвечающая требованиям по показателям фальсификации, была произведена в других регионах страны.

Все эти данные были направлены в соответствующие ведомства, чтобы не допустить участие в конкурсных торгах недобросовестных поставщиков впредь, в отношении нарушителей приняты меры. С целью недопущения на прилавки магазинов недоброкачественной молочной продукции забраковано и снято с реализации за год 89 партий молочной продукции весом в 180 килограмм.

Как отразится на конечной цене товара

Пока основные производители не поднимают отпускные цены на свой товар, но это только пока… Мало того, что ежемесячно повышается стоимость упаковки, заквасок и компонентов, так еще и маркировка грядет. Все, что "молочникам" в связи с этим «светит» от государства - возможность получить льготный кредит по ставке в пять процентов и ниже на приобретение соответствующего оборудования для нанесения и считывания средств идентификации, внедрение аппаратного обеспечения и программных продуктов для маркировки.

На конечной цене продукта данное новшество не отразиться просто не может, потому что как минимум сам код стоит 50 копеек, кроме этого надо покупать оборудование, стоимость которого зависит от масштабов молококомбината. У нас производство небольшое, мы планируем уложиться в миллион рублей, но придется дополнительно нанимать людей - человек шесть, чтобы они часть процессов выполняли вручную, и платить им зарплату. Для крупных предприятий покупка выльется в 2 - 3 миллиона рублей на одну производственную линию, но при этом у них все будет автоматизировано, без привлечения дополнительных сотрудников. В итоге их расходы потянут на десятки миллионов рублей, - поделился своим мнением учредитель саракташского ООО «Степь», выпускающего продукцию под брендом «Белое озеро», Руслан Сагитов. - С начала лета мы начинаем маркировать сыр, но его выпускаем немного, так что затраты небольшие. Будем просто печатать наклейки на принтере и клеить. Основная же часть затрат предстоит осенью, чтобы к декабрю подготовиться к маркировке всей основной продукции - сметаны, творога, молока, для чего потребуется более серьезное оборудование, которое будет стоить под миллион рублей. То есть сначала продукцию будем производить, упаковывать, а потом пакеты и стаканы будут проходить через отдельную линию, где будет наноситься код. Придется поставить отдельный станок исключительно для нанесения маркировки. Если бы нам не пришлось нанимать дополнительных работников, покупать допоборудование, то повышение стоимости продукта составило бы всего 50 копеек, а так оно выльется в 1,5 - 3 рубля.

Однозначно, рост цен на молочную продукцию составит 5 - 10 процентов. Если на стоимости сыров он не особо будет заметен, то вот для более дешевой продукции повышение в 3 рубля - весомо. Не повышать цены мы уже просто не можем. Абсолютно все растет в цене - упаковочная пленка с начала года подорожала на 30 процентов, закваски производятся за рубежом и тоже стоят не дешево. Мы понимаем, что покупательская способность при этом не растет, но ничего поделать с этим не можем, деваться некуда.

Вообще, считаю процедуру с маркировкой бессмысленной тратой средств, никаких плюсов производителю она не несет. Конечно, говорят, что она "обелит" рынок, уберет с него предприятия, которые подделывают продукцию других компаний. Но где вы видели продукцию-подделку местных молочников? Кому в голову придет подделывать скоропорт оренбургского небольшого завода?

Основной рынок сбыта молочной продукции - федеральные сети, которые работают исключительно напрямую с производителями, не с посредниками, то есть контрафакт туда никак не попадет. Вот и получается, что для производителей, которые сейчас и так испытывают трудности, это ненужные дополнительные затраты. Но раз такое решение приняли, значит, это кому-нибудь нужно, придется исполнять.

Помнится, обязательное внедрение кассовых аппаратов мы уже проходили. Теперь - это. Что дальше, господа законотворцы?


№ 85752