Управляющие компании и ТСЖ заставят объяснять жильцам, из чего складываются цены на их коммунальные услуги

Комментарии Эксклюзив
Минстрой РФ разработал подробную форму отчетов для УК. Самое интересное о нововведении рассказал председатель Совета «Российского союза налогоплательщиков» Евгений Михеев.

1. Насколько мера позволит обеспечить прозрачность контроля за расходованием средств жильцов?

Безусловно, законодательно эти меры нужно было давно закрепить, чтобы собственники многоквартирных домов имели доступ к реальным и актуальным данным. Все эти меры мы закладывали ещё во время работы самого эффективного VI созыва Государственной Думы 2011-2016, когда был впервые создан Комитет по жилищной политики и ЖКХ и в тесном сотрудничестве с Правительством РФ была проведена масштабная, законодательная жилищно-коммунальная реформа. С тех пор прошло больше десяти лет и дальнейшее развитие идёт, на мой взгляд, вялыми темпами. Причина в том, что депутаты последних двух созывов потеряли обратную связь с профессиональным сообществом управляющих компаний и грамотными жильцами, которые ранее принимали активное участие в формировании законодательных инициатив. Все эти меры, о которых мы сегодня говорим, необходимо было принять семь-восемь лет назад.

Данные законодательные инициативы особой прозрачности не добавят, потому что УК давно научились прятать свои реальные расходы, скрывая их от глаз собственников, распределяя и «зашивая» их по разным статьям. Делают они это так искусно, что без профессионального аудитора разобраться будет сложно простым обывателям. Главное достоинство этих законодательных мер в том, что собственникам теперь дана возможность как на базаре сравнивать работу, доходы, расходы и качество услуг «управляшек». На основании этого анализа люди смогут принимать решение о том, какую себе управляющую компанию пригласить для работы. Рынок со временем отсеет недобросовестных и оставит лучших.

Под словом «рынок» я подразумеваю грамотных и ответственных жильцов, собственников многоквартирных домов, которые будут тщательно мониторить обстановку и ежегодно, делая выводы, продлять работу своей УК или менять старую на лучшую. Это единственный способ борьбы с некачественными услугами, завышенными тарифами и нерадивыми работниками сферы ЖКХ.

Что же касаемо прозрачности формирования цен на коммунальные услуги, то здесь начинать нужно не с управляющих компаний «прокладок», которые находятся между жильцами и поставщиками ресурсов, а с последних. Формирование тарифов и цен у монополистов на холодную/горячую воду, электричество, тепло, водоотведение, вывоз ТБО настолько закрыты, что их можно сравнить с секретными, военными предприятиями. Вот где происходит основной рост, хотя жилищные услуги в последние годы коммунальным не уступают, пытаясь догнать и обогнать инфляцию.

2. Смогут ли жилинспекции в регионах применять к нарушителям чувствительные меры воздействия, а не только выдавать предписания и символические штрафы?

Нет, не смогут. Как президент СРО «ЖКХ-Стандарт» вхожу в состав Лицензионной комиссии Государственной жилищной инспекции Оренбургской области с момента её создания, также около десяти лет был членом Общественного совета при той же жилинспекции, и со всей ответственностью, скажу, что они не выполняют своей роли и функции закладываемой Правительством РФ и законодателями при их создании.

Работая в Государственной Думе VI созыва помощником у Первого заместителя Председателя Комитета по жилищной политике и ЖКХ, а также являясь членом экспертного Совета при этом же Комитете, прекрасно помню, что задачей лицензирования управляющих компаний и их руководителей должна была стать главная функция отсева подозрительных и недобросовестных участников рынка услуг ЖКХ. На деле, по моему опыту, вижу, что лицензионные комиссии раздают лицензии всем подряд, кто заплатил госпошлину и заполнил правильно документы. Первые годы я бился, проводил работу по изучению поданных заявок, выяснял интересующие вопросы у руководителей УК на экзаменах и тех, кто не внушал доверие или плохо себя зарекомендовал не допускал до работы на рынке. Часто я был единственным, кто голосовал против выдачи лицензии и допуска на рынок. Иногда со мной против голосовал ещё один, два члена лицензионной комиссии, а другие пять-шесть человек разводили руками и голосовали за допуск под разными странными предлогами, типа «что мы можем поделать?», «они через суд добьются одобрения» или «не через нас, так через другую региональную комиссию получат лицензию». И вместо того, чтобы стать фильтром для рынка ЖКХ услуг лицензионные комисси стали сквозной трубой, формально заседающей и раздающей «допуски». Потом недовольные горожане заваливают жалобами Госжилинспекцию, которая, как вы выразились, не успевает писать предписания и выписывать символические штрафы, которые ещё месяцами могут оспариваться в судах.

От того, что УК будут заполнять, по единым стандартам, данные о своей работе не означает, что собственники сразу начнут выявлять нарушения и писать жалобы. ГЖИ тем более не будет вмешиваться в жилищное тарифообразование и проверки без заявлений жильцов. Поэтому снова возвращаемся к ключевому фактору работы законов - они будут эффективно действовать только при заинтересованных и грамотных собственниках МКД.

3. Возможен ли в случае выявления массовых нарушений уход с рынка многих УК?

Нет, не возможен. Умные и образованные собственники квартир и сегодня имеют все инструменты для того, чтобы не допустить у себя работу плохой управляющей компании. Ежегодно есть возможность на собрании собственников жилья выбирать и приглашать к себе самую лучшую управляющую компанию. Грамотным жильцам принятые законодательные меры помогут эффективнее производить мониторинг и анализ рынка, выбирая себе качественных и достойных поставщиков жилищных услуг.

Те же собственники, которые понятия не имеют о своих правах, не интересуются работой УК, ничего не понимают в том как выбирать себе компанию, как решать вопрос о её смене, о формировании тарифов и так далее, тех, прожжённые работники жилищно-коммунального сектора, обведут вокруг пальцев и впредь. Все инструменты есть, они совершенствуются и это хорошо. Лучше поздно, чем никогда.

Уважаемые оренбуржцы, а что вы думаете о нововведении?

 

Уважаемые читатели, ждём вас в наших группах в Telegram, а также MAX.

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ : Посмотреть еще
Поделиться
Прежде чем оставить комментарий, пожалуйста, ознакомьтесь с Правилами комментирования портала. Оставляя комментарий, вы подтверждаете ваше согласие с данными правилами и осознаете возможную ответственность за их нарушение.
Сервис комментирования материалов сайта orenday.ru не является частью сайта Orenday, а предоставлен сервисом cackle. При размещении комментария редакция сайта в целях Вашей безопасности просит не размещать персональные данные, а при их размещении ознакомиться с политикой конфиденциальности сервиса cackle, поскольку обработка персональных данных осуществляется сервисом cackle самостоятельно. *
  • Основная форма комментариев
Комментарии для сайта Cackle

№ 135412