1. Насколько мера позволит обеспечить прозрачность контроля за расходованием средств жильцов?
Безусловно, законодательно эти меры нужно было давно закрепить, чтобы собственники многоквартирных домов имели доступ к реальным и актуальным данным. Все эти меры мы закладывали ещё во время работы самого эффективного VI созыва Государственной Думы 2011-2016, когда был впервые создан Комитет по жилищной политики и ЖКХ и в тесном сотрудничестве с Правительством РФ была проведена масштабная, законодательная жилищно-коммунальная реформа. С тех пор прошло больше десяти лет и дальнейшее развитие идёт, на мой взгляд, вялыми темпами. Причина в том, что депутаты последних двух созывов потеряли обратную связь с профессиональным сообществом управляющих компаний и грамотными жильцами, которые ранее принимали активное участие в формировании законодательных инициатив. Все эти меры, о которых мы сегодня говорим, необходимо было принять семь-восемь лет назад.
Данные законодательные инициативы особой прозрачности не добавят, потому что УК давно научились прятать свои реальные расходы, скрывая их от глаз собственников, распределяя и «зашивая» их по разным статьям. Делают они это так искусно, что без профессионального аудитора разобраться будет сложно простым обывателям. Главное достоинство этих законодательных мер в том, что собственникам теперь дана возможность как на базаре сравнивать работу, доходы, расходы и качество услуг «управляшек». На основании этого анализа люди смогут принимать решение о том, какую себе управляющую компанию пригласить для работы. Рынок со временем отсеет недобросовестных и оставит лучших.
Под словом «рынок» я подразумеваю грамотных и ответственных жильцов, собственников многоквартирных домов, которые будут тщательно мониторить обстановку и ежегодно, делая выводы, продлять работу своей УК или менять старую на лучшую. Это единственный способ борьбы с некачественными услугами, завышенными тарифами и нерадивыми работниками сферы ЖКХ.
Что же касаемо прозрачности формирования цен на коммунальные услуги, то здесь начинать нужно не с управляющих компаний «прокладок», которые находятся между жильцами и поставщиками ресурсов, а с последних. Формирование тарифов и цен у монополистов на холодную/горячую воду, электричество, тепло, водоотведение, вывоз ТБО настолько закрыты, что их можно сравнить с секретными, военными предприятиями. Вот где происходит основной рост, хотя жилищные услуги в последние годы коммунальным не уступают, пытаясь догнать и обогнать инфляцию.
2. Смогут ли жилинспекции в регионах применять к нарушителям чувствительные меры воздействия, а не только выдавать предписания и символические штрафы?
Нет, не смогут. Как президент СРО «ЖКХ-Стандарт» вхожу в состав Лицензионной комиссии Государственной жилищной инспекции Оренбургской области с момента её создания, также около десяти лет был членом Общественного совета при той же жилинспекции, и со всей ответственностью, скажу, что они не выполняют своей роли и функции закладываемой Правительством РФ и законодателями при их создании.
Работая в Государственной Думе VI созыва помощником у Первого заместителя Председателя Комитета по жилищной политике и ЖКХ, а также являясь членом экспертного Совета при этом же Комитете, прекрасно помню, что задачей лицензирования управляющих компаний и их руководителей должна была стать главная функция отсева подозрительных и недобросовестных участников рынка услуг ЖКХ. На деле, по моему опыту, вижу, что лицензионные комиссии раздают лицензии всем подряд, кто заплатил госпошлину и заполнил правильно документы. Первые годы я бился, проводил работу по изучению поданных заявок, выяснял интересующие вопросы у руководителей УК на экзаменах и тех, кто не внушал доверие или плохо себя зарекомендовал не допускал до работы на рынке. Часто я был единственным, кто голосовал против выдачи лицензии и допуска на рынок. Иногда со мной против голосовал ещё один, два члена лицензионной комиссии, а другие пять-шесть человек разводили руками и голосовали за допуск под разными странными предлогами, типа «что мы можем поделать?», «они через суд добьются одобрения» или «не через нас, так через другую региональную комиссию получат лицензию». И вместо того, чтобы стать фильтром для рынка ЖКХ услуг лицензионные комисси стали сквозной трубой, формально заседающей и раздающей «допуски». Потом недовольные горожане заваливают жалобами Госжилинспекцию, которая, как вы выразились, не успевает писать предписания и выписывать символические штрафы, которые ещё месяцами могут оспариваться в судах.
От того, что УК будут заполнять, по единым стандартам, данные о своей работе не означает, что собственники сразу начнут выявлять нарушения и писать жалобы. ГЖИ тем более не будет вмешиваться в жилищное тарифообразование и проверки без заявлений жильцов. Поэтому снова возвращаемся к ключевому фактору работы законов - они будут эффективно действовать только при заинтересованных и грамотных собственниках МКД.
3. Возможен ли в случае выявления массовых нарушений уход с рынка многих УК?
Нет, не возможен. Умные и образованные собственники квартир и сегодня имеют все инструменты для того, чтобы не допустить у себя работу плохой управляющей компании. Ежегодно есть возможность на собрании собственников жилья выбирать и приглашать к себе самую лучшую управляющую компанию. Грамотным жильцам принятые законодательные меры помогут эффективнее производить мониторинг и анализ рынка, выбирая себе качественных и достойных поставщиков жилищных услуг.
Те же собственники, которые понятия не имеют о своих правах, не интересуются работой УК, ничего не понимают в том как выбирать себе компанию, как решать вопрос о её смене, о формировании тарифов и так далее, тех, прожжённые работники жилищно-коммунального сектора, обведут вокруг пальцев и впредь. Все инструменты есть, они совершенствуются и это хорошо. Лучше поздно, чем никогда.
Уважаемые оренбуржцы, а что вы думаете о нововведении?


