«Мы довольны своей жизнью в Ямане, еще бы клуб отремонтировали»

07:25 Комментарии Эксклюзив
Реклама на сайте
Сегодня жителей у некогда казачьего села в Илекском районе 600 человек. Львиную долю сельчан составляют пенсионеры, молодежь же стремится туда, где есть возможность заработать.

В рамках проекта «Глубинка» мы отправились в село Яман, расположенного от Оренбурга примерно в 150 километрах. Всего полтора часа езды и свежий воздух, чистые улицы, тишина, которую прерывают лишь петушиные переклички, сменяются столичной суетой. Но невольно возникает вопрос, что из Ямана и Оренбурга больше село? Об этом подробно в материале.

С чего все начиналось

Яман - одно из самых старых населенных пунктов в Оренбуржье. В этом году ему исполнится 208 лет, если считать с официальной даты образования - 1816 год. Но на карте Российской империи 1801-1804 годов на современном месте села отмечен хутор Еманский. Что интересно, в переводе с тюркского «яман» означает «худо или плохо». Безусловно, при названии села люди знали перевод, но имя давали умышленно, чтобы отогнать злых духов.

Отметим, в 1833 году по пути из Оренбурга в Уральск хутор посещал Александр Сергеевич Пушкин, собирая материал о пугачевщине для «Капитанской дочки».

До революции село было казацким и занимались в основном земледелием, но и скот разводили в большом количестве. Татарам и приехавшим гостям с чужбины паи на землю не давали, они вынуждены были зарабатывать различными ремеслами, трудились кузнецами, плотниками, шорниками, нанимались работниками к зажиточным казакам. Руководил Яманом атаман вместе с писарем, они же вели военную подготовку казаков, разрешали местные споры и наказывали провинившихся. Ходит легенда, что однажды один из работников посмел украсть у хозяина баранов, так атаман решил наказать его не только розгами, но и публично унизить. Баранов, которые украл сельчанин, повесили тому на шею и провели его по всем улицам, а народ в это время рвал животы от смеха.

Богатые казаки дома возводили себе из сосны и обязательно с подъездным крыльцом, в них жили целыми династиями, а детей с ранних лет приучали к труду. Таких домов в современном Ямале не осталось, в тяжелые времена их продавали вдовы казаков за бесценок и перевозили на станцию Новосергеевка либо в другие населенные пункты. Имелись у них и свои амбары с зерном, и полный набор сельскохозяйственных орудий. Бедным же приходилось для работы в поле объединяться по несколько семей. Вообще считалось, если казак не может обеспечить своих родных, то он либо работал плохо, либо пил по-черному.

В селе на тот момент были четыре торговые лавки, которые держали Черных, Отвалов, Ларина и Солдатов.

Во время Гражданской войны почти все казаки из села встали на сторону белогвардейцев, когда стало понятно, что им не удержать село в своих руках, они начали отступать к югу, а вместе с ними пошли и многие мирные жители, прихватив с собой скот и самое ценное. В селе остались только старики. После набега красноармейцев на Яман, которые унесли все, что осталось, начался страшный голод. Люди умирали целыми домами, а поскольку хоронить было некому, тела складывали в опустошенные амбары. Документальных подтверждений нет, но якобы в селе имело место быть людоедство. Голодная и отчаявшаяся семья, чтобы не умереть, начала питаться телами мертвецов. За это их убили местные жители.

После окончания Гражданской войны, установилась Советская власть. Жизнь, хоть и мелкими шашками, но начала налаживаться. В тот еже период к северу от села за лесополосой установили памятник красноармейцам, погибшим в бою с белоказаками.

В школе, чтобы спасти ребятишек от голода, выдавали маленький кусочек хлеба и пол половника каши. Старожилы вспоминали, что в те времена хлеб и муку присылали в качестве гуманитарной помощи американские рабочие.

В 1926 году Яман в составе Илекской волости причислили к Оренбургской губернии. Тогда в село приехало много людей, землю начали давать всем, но продлилось это не долго, до коллективизации. После начали образовывать сельхозхозяйственные коммуны, «Прямой путь» в Ямане и «Первое Мая» на хуторе Первое Мая. Жизни мешал, что только брюшной тиф, сельчане болели из-за стоячей воды в водоемах, откуда они черпали воду, и малярии.

Полеводство в Илекском районе к 1929 году оставалась одной из главнейших отраслей сельского хозяйства, но со своими проблемами, о чем свидетельствуют архивные документы: «...До сих пор эта отрасль по причине отсталости населения и земельной неразберихи находится почти в первобытном состоянии. Техника полеводства в районе носила относительно примитивные формы. Обычный вид упряжки был в 2–3 пары волов в однолемешный плуг. Сеяли преимущественно руками, заделка производилась бороной, а в некоторых случаях – деревянными катками. Уборка хлеба лобогрейками – без вязки. Молотьба производилась катком, вейка – лопатой. Первой культурой всегда была пшеница, но в отдельные недородные годы – озимая рожь и просо...»

В 1934 году путём слияния двух коммун был образован колхоз «Первое Мая», занимающийся разведением скота и выращиванием пшеницы, позже преобразованный в коллективно-долевое сельскохозяйственное предприятие.

В том же году в Ямане открылась изба-читальня, появилось радио. Даже начали крутить немое кино. Первые картины, которые увидели сельчане – «Грач» и «Водоворот».

Колхоз с каждым годом становился все сильнее, но свою лепту внесла война… Крепкие мужчины ушли на фронт, тяжелый крестьянский труд на свои плечи возложили старики, женщины и дети. Вернулись с войны не все. Ранее в Ямане проживали 58 участников ВОВ, последний из бойцов скончался в 2021 году. Труженица тыла переехала не так давно в Оренбург к дочери. Не осталось и вдов ветеранов.

В послевоенные годы колхоз все крепче становился на ноги. Если свою историю он начал с нескольких десятков быков, лошадей, то после превратился в высоко механизированное производство.

Чем сегодня живут местные жители

Если до Гражданской войны в селе проживало около 1 200 человек, то после численность только шла на убыль. В 1974 году в Ямане проживало 939 человек, а уже в 1979 году – 843. В 2010 году осталось 675 человек, в 2021 году численность сократилась до 617 человек, а сейчас и вовсе около 600. В настоящее время львиную долю жителей составляют пенсионеры. Молодежь стремится за лучшей жизнью в города или вовсе другие регионы, а старикам доживать свой век и здесь хорошо – тишина, невероятной красоты природа, птички поют, да и дом – есть дом.

Обычно живем, как все селяне. В своих делах и заботах. Чтобы мне хотелось изменить (пауза)? Знаете, наверное, людей. Очень много злости стало в последнее время исходить от сельчан. Стали какими-то раздражёнными, нетерпимыми друг к другу. Раньше то как у нас было заведено, случалось какое-то радостное событие в Ямане, местные жители вытаскивали столы, соединяли их в один большой, и все вместе дружно праздновали. В гости ходили друг к другу, помогали. Сейчас все иначе, благо, еще здороваемся с соседями. Думается, что озлобленность и уныние пришли от недостатка средств для нормальной жизни. Цены же бешенные на все, а где деньги взять, когда и работать особо негде, да и пенсии мизерные. А в остальном все хорошо. Летом занимаемся огородиками, а зимой смотрим телевизор. Хозяйство сейчас держат единицы. Невыгодно, не окупается, хоть они и продают молоко, да молочные продукты в Илеке или город отправляют. Больших затрат это дело требует, - поделилась местная жительница.

К слову, Яман один из первых населенных пунктов, которые газифицировали. Голубое топливо в село завели еще в прошлом веке. Но несмотря на это, некоторые жители продолжают прогревать свои избушки печным отоплением, в основном же местные жители пользуются газовыми котлами.

Имеются в селе и свои магазины, правда, их всего три. Продают там продукты, а кому что-то необходимо помасштабнее - то путь в Илек.

Оооо, нам этих магазинов с головой хватает. Все необходимое имеется: хлеб, масло, чай, соль, сахар, крупы, макароны, фрукты, овощи, конфеты, рыба, колбаса и другое. К тому же всегда можно что-то заказать, предприниматели не отказывают привезти, да и мы манго или деликатесов не просим. Единственное, чего не хватает – банкоматов. Их у нас вообще нет, приходится ездить в райцентр, чтобы деньги снять с карт, у кого они имеются. Старикам то они ни к чему, пенсию на почте получают, а работающим сельчанам не помешало бы, - рассказала местная жительница.

Что интересно, все дороги в селе одеты в асфальтную рубашку, местные отмечают, что успели в колхозное время подсуетиться, сейчас же в основном только ямы латают. Но тремя годами ранее капитально отремонтировали проезжую часть вдоль школы.

У нас и освещение на всех улицах есть. Осталась две улицы оснастить автоматическим реле. Насколько знаю, в этом году планируют этим заняться, но получится ли – не знаю, - поделилась Ольга.

А теперь расскажем, чему может позавидовать Оренбург маленькому населенному пункту. В селе напрочь отсутствуют проблемы с вывозом мусора.

Здесь не только пустые баки, хоть они еще царя гороха застали, до разноцветных пластиковых очередь если и дойдет, то не скоро, но и идеальная чистота на площадках ТБО. Оренбуржцы о таком могут только мечтать.

Примером может стать для столицы степного края и своевременная чистка дорог и дворов от снега, а также покос травы. Казалось бы, кто в глухой провинции будет заниматься снегом и сорняками, а нет, блюдут.

Я даже не помню, когда у нас с этими вопросами были проблемы. Снег выпал, глава уже нашел технику, трава так вообще не успевает подниматься. Мусор трижды в неделю вывозят, часы можно сверять по ним. Вы посмотрите, у нас же и собак беспризорных на улицах нет. Бывает у жителей сбегает, так хозяев быстро на место ставят, - рассказала Елена.

Как поработаешь, так и полопаешь

Мест, где с распростёртыми объятиями ждут работодатели, в населенном пункте нет. Кто-то пашет в компании ООО «Яман-Агро», сельчане признаются, что туда трудоустраиваются только единицы. Занимается частник животноводством и полеводством, как некогда казаки. Вот только предприниматель то ли продал, то ли сдал скотину на мясо, и продолжит он свое дело еще неизвестно. Часть сельчан ездит в райцентр на работу, а некоторые в село Заживное, что в 8 километрах от Ямана, в «Мустаевский психоневрологический интернат». Большинство работает вахтами, мотаясь то на Север, то в златоглавую. Трудоустроены на месте педагоги, воспитатели, да продавцы.

Девятилетка и «пинок» в светлое будущее

В 1903 году в Ямане открыли войсковую народную школу Уральского казачьего войска, но была она начальной. Здание образовательного учреждения, от которого ни осталось и следа, построили на краю села, перед самым кладбищем. Школа была одноклассной, но имелась своя библиотека и кое-какие пособия для обучения. Дети казаков могли обучаться бесплатно, а иногородние и татары, как бы сейчас сказали, на коммерческой основе.

Обучение длилось всего год, только что за этот короткий промежуток времени можно усвоить, но и то, многие не доучивались. Причина была банальной – кому-то не в чем было зимой на улицу выйти, не говоря уже о походе в школу, а кто-то помогал родителям по хозяйству. Продолжить же начальное обучение можно было в двуклассной школе в Илеке, а дальше - семиклассное училище либо женская гимназия в Уральске.

В 30-е годы началась активная работа по обучению грамоте взрослого населения. Культармейцы достигли намеченной цели и значительно снизили в селе безграмотность.

В 1936 году в местной школе трудились уже четыре педагога, а классов стало значительно больше. Одного здания школы стало мало, даже работая в две смены, поэтому 1 и 3 классы перевели в другую постройку.

После Великой Отечественной войны население росло, а школа все оставалась начальной. Чтобы учиться дальше, дети из Ямана вынуждены были поступать в 5 класс Илекской средней школы и жить в интернате, но желающих было немного, после «началки» шли работать в колхоз.

В 1966 году в селе выросла полноценная двухэтажная школа, где и сегодня учится детвора. В 1970 году восьмилетку реорганизовали в среднюю.

До недавнего времени в школе учились до 11 класса, и были свои медалисты, но сейчас после окончания 9 класса ребятишки уезжают учиться дальше в райцентр и город, где они оканчивают 11 класс, или поступают в колледжи.

В настоящее время в школе обучаются 94 человека: 42 в начальном звене и 52 ученика проходят программу основного общего образования.

Коллектив в МБОУ «Яманская основная общеобразовательная школа» небольшой – всего 26 человек, а руководит всем Оксана Демкина.

В новом учебном году в первый класс у нас пошли 13 детей. Это для нас уже большое количество. Такой роскоши уже давно не было. Мало ребятишек в селе, чуть больше сотни, - рассказала местная жительница.

К слову, ученица первого класса по секрету шепнула нашему корреспонденту, что ей очень нравиться учиться, и она уже умеет писать и читать.

Рядом со школой расположен и небольшой одноэтажный детский сад «Светлячок», в котором всего две группы: крохи от полутора до четырех лет и от четырех до семи лет. Всего же в дошкольном учреждении не больше 40 воспитанников. Садик, кстати, в недавнем прошлом отремонтировали, до этого на постройку 1974 года без слез было сложно взглянуть. Сельчане уверяют, что в садик, а именно в ясли, берут всех, главное, чтобы малышня умела мало-мальски ложку держать и знала, что такое горшок.

Храм спустя 108 лет

В Ямане был и свой храм, но 108 лет назад. Недалеко от кладбища в начале XX века дед Спиридон Горшков построил на взгорье на средства, собранные по поселкам, красивую деревянную Преображенскую (с 1914 года - Спасо-Преображенскую) единоверческая церковь, а рядом небольшую часовенку.

Все верующие ходили туда по звону колокола на утреннюю и вечернюю молитвы. Вот только простояла церковь недолго, в 1916 году сторож дед Илларион спалил ее, оставив без присмотра затопленную печь.

Все эти годы местные жители по большим праздникам ездили в Илек. В августе 2023 году по благословению епископа Бузулукского и Сорочинского Алексия состоялся чин освящения и закладки основания православного храма Преображения Господня. Строительство храма при спонсорской помощи нефтяной компании «Сладковско-Заречное» уже началось, и появится он примерно на том же месте, как и сто лет назад.

Без уколов три года

В нынешнем году в Ямане начали приводить в порядок местный ФАП, он находится в одном здании с почтой.

Модульной конструкции не выделили, но посильный ремонт произвели: заменили сгнившие полы, поменяли деревянные оконные рамы на современные пластиковые, обновили потолок и стены, на крышу средств не хватило, остается надеяться, что дожди оставят ветхое здание без протечек. Правда, мебель более-менее сносного состояния для медпункта собирали по всей округе, кто-то поделился столом, кто-то тумбочками, кушеткой.

Местные жители отмечают, что ФАП, после ухода фельдшера, у них не работал три года, за помощью вынуждены были обращаться в райцентр или вызывать скорую. Теперь же из Ташлы по программе «Земский доктор» приехала Алена Балина, выпускница бузулукского колледжа.

В начале марта сюда перебралась, а начала работать с декабря. С людьми уже нашла общий язык, вот только сама еще не поняла, как мне здесь. Пациенты все приветливые, необходимую помощь им оказываю, кому укол поставить, а кому и доброго слова достаточно. Обращаются в основном пенсионеры с давлением, да ребятишки с ОРВИ, молодые предпочитают самостоятельно лечиться, - поделилась Алена Александровна.

Здесь же будет находится и аптека со всеми необходимимы лекарствами.

В 2020 году в Ямане с фельдшером произошла неприятная история. Медработник, у которой выявили коронавирус, делала пробу Манту ученикам местной школы. После этого случая несколько десятков школьников оказались на карантине. Родители детей тогда были возмущены не только безответственным подходом сотрудника ФАПа, но и тем, что прививка делалась без согласования с законными представителями.

Клуб для чиновников

Сельский дом культуры в Ямане с пафосными мощными колоннами, но туалетом на улице, построили в 1968 году и, судя по его состоянию, капитального ремонта он не видел много лет, если вообще когда-то был там.

Несмотря на обшарпанность, некую заброшенность и неряшливость - от клуба прямо за версту веет тоской, он все еще является местом притяжения для местных жителей. Двери его открыты и для всех праздников, и для выступления творческих коллективов, и для отчетных собраний, и для выборов, и для дискотек два раза в неделю. Занимается в сельском клубе и вокально-инструментальный ансамбль «Хуторяночка». Семь местных жителей томными вечерами отрабатывают певческое мастерство, чтобы после радовать местных жителей своими выступлениями.

Здесь же нашли свой приют чиновники, заняв одно из помещений под администрацию сельсовета.

К слову, Яман одно из немногих мест, где проходят народные гуляния. Местные жители, как и десятки лет назад, но с весомым отличием, все еще собираются вместе, чтобы отдохнуть от забот и повеселиться от души. Раздольная Масленица с хороводами, ряжеными лошадьми и сжиганием чучела, встреча Нового года, день села и другие.

Очень хочется, чтобы нам клуб отремонтировали, может быть, губернатор увидит, в каком он состоянии, да выделит деньги. Клуб для нас очень многое значит, здесь вся культурная жизнь села организована. Нам, собственно, больше ничего и не надо, мы довольны своей жизнью в Ямане, только бы клуб привели в порядок, - просят сельчане.

Не мешало бы и местную библиотеку отремонтировать. «Изба-читальня» с нелепой розовой дверью, возможно, что было, тем и покрасили, пользуется у местных жителей популярностью. Сюда и пенсионеры ходят за книгами, и ребятишки. Хранительница библиотеки организовывает для подрастающего населения интересные мероприятия, прививает любовь к чтению.

Самим клуб капитально отремонтировать нам сил не хватит, а хотелось бы. Если только побелить да подмазать что-то. Средств, выделенных на сельсовет, нам хватает только на коммунальные затраты и заработную плату. Еле выкроили на пожарный гидрант в конце года. 90 000 рублей за него заплатили, а куда деваться? Провели ремонт в ФАПе. В 2022 году детскую площадку установили за 1,1 млн. рублей. Участвовали в инициативном бюджетировании. Дети счастливы, появилось место, где можно резвиться.

Сейчас у нас в планах небольшой ремонт на погосте. Крутимся, как можем, и село не запускаем. Стараюсь на все просьбы жителей реагировать сразу. Я был в Оренбурге и пришел в дикий ужас, дороги все ледяные, бабульки ходят и падают – так нельзя. Если бы у нас так было, меня бы местные жители с позором прогнали, - поделился Нургаяз Латыпов, глава Яманского сельсовета.


№ 119559