Жители Оренбурга неоднократно жаловались на состояние подземных переходов. Несмотря на то, что в городе их всего 15, практически к каждому у горожан есть нарекания. Пешеходные переходы на остановках «Мира» по проспекту Гагарина, «Молодежная» и «ДК Газовик» на улице Чкалова – постоянно заливает водой. Пройти там, не намочив ноги, весьма проблематично из года в год. «Подземки» возле ОГУ, филармонии, центрального рынка не менее «убитые» - то обвалится потолок, то сломается одна из еще «живых» ступенек, то стены разрисуют, то снегом всё заметено.
А подземный переход в районе дома № 298 на улице Пролетарской как был законсервирован ввиду его аварийности, так и пока остается, привлекая внимание горожан. Кто-то здесь свои биологические нужды справляет, а есть и те, кто поглощает спиртное. В 2021 году чиновники объявляли тендер на выполнение капремонта этого подземного перехода на сумму в 9 298 680 рублей, но желающих привести туннель в порядок не нашлось. Не «пробивают» чиновников даже многочисленные ДТП в этом месте, и недовольство местных жителей, которые уже даже выходили к законсервированной «подземке» на одиночный пикет.
В 2022 году 12 из 15 имеющихся в Оренбурге подземных переходов отремонтировали (остановка «ОГУ», «подземка» на проспект Победы, в районе дома № 24, остановка «ДК Россия», остановка «ТС Центр», остановка «Театр музыкальной комедии» - ТД «Восход», остановка «Филармония», остановка «Первая городская больница», остановка «Мира», остановка «Молодёжная», остановка «Парковская», остановка «Оренбургского казачества», остановка «ДК Газовик»). На эти цели было выделено 3 821 853 рубля из городского бюджета. Но вся красота сошла уже спустя полгода.
В мае 2023 года администрация города искала подрядчика на ремонт подземных переходов у театра Музыкальной комедии и ОГУ. Мэрия готова была заплатить более 2,5 миллионов, но на торги никто не заявился.
В июле стало известно, что прокурор Оренбурга в суде потребовал от чиновников горадминистрации привести в надлежащее состояние подземные пешеходные переходы.
В ходе проверки были обследованы пять «подземок» на предмет соответствия требованиям их технического состояния. Как оказалось, в ремонте нуждаются тоннели на проспекте Победы, улицах Шевченко, 8 Марта и Чкалова. Ленинский районный суд Оренбурга иск удовлетворил и обязал чиновников привести указанные «подземки» в надлежащее состояние.
Все лето, когда погода так и шептала заняться переходами, они простаивали, все больше приобретая вид заброшек. С приходом дождей, а следом снега, начался и ремонт.
Департамент градостроительства и земельных отношений администрации города заключил с ООО «Рухолод групп» прямой договор без торгов на выполнение работ по ремонту девяти тоннелей (остановка «Первая городская больница, остановка «Молодежная», остановка «Парковская», остановка «Оренбургского Казачества», остановка «ДК Газовик», остановка «Филармония», остановка «ТС Центр», остановка «ОГУ», остановка «СКК Оренбуржье»). Из городского и областного бюджетов на это выделили 70 млн. рублей (примерно по 7,8 млн. рублей на каждый переход). Подрядчик начал работы на всех подземных пешеходных переходах одновременно и, согласно контракту, должен сдать готовые «подземки» до 30 декабря.
К слову, мэр Салмин обмолвился, что теперь все подземные переходы будут похожи: стены облицованы керамогранитом, а ступени и напольное покрытие из гранита. Больше никакой песчано-цементной плитки, разрушающейся от влаги.
Но, вот незадача, с потолка некоторых «подземок» как капала вода, так и продолжает, и видимо, в обозримом будущем этот проблемой заниматься не собираются, так и будут подмазывать подтеки и конопатить дыры от упавшей штукатурки на прочный гранит, если, конечно, он не начнет так же горько «плакать», как на спуске к Уралу. А значит, весной, когда будет активно таять снег, оренбуржцы продолжат мерить лужи уже в нарядных дорогостоящих тоннелях.
Что интересно, возле ОГУ ни на одном, ни на втором подземном переходе работы никакие не начались, или уже все закончили, придав всему безобразию ретро-стиль.
Стены «украшает» наскальная живопись, с потолка капает.
В более старшей «подземке» ступени после прошлогодней починки еще держатся, при этом на них уложена пришедшая в немилось Cалмину песчано-цементная плитка.
К слову, оставили в этом переходе людей без пандуса, с коляской уже не спуститься, и света. Более современная «подземка» выглядит куда хуже. Того и гляди на голову упадут ржавые металлические конструкции, если еще раньше не сядешь в лужу.
Местами рассыпаются ступени, и отваливается противоскользящая резина.
Не исключено, что под началом ремонта воспринимается вот это:
Замаячила и надежда отремонтировать законсервированный переход на улице Пролетарской:
По результатам выезда сотрудников управления составлены дефектная ведомость и локальный сметный расчет на осуществление строительно-монтажных работ подземного перехода по ул. Пролетарской. В настоящее время ведется поиск финансирования с целью реализации данных работ в 2024-2025 годы, - рассказал Orenday Владимир Гирин, заместитель начальника департамента – начальник управления дорожного и капитального строительства мэрии Оренбурга.