28 сентября Владимир Ильиных написал заявление об освобождении его от занимаемой должности главы Оренбурга. На работе за последние более чем четыре месяца он был всего-навсего чуть более трех недель. В остальное же время его обязанности в основном выполнял срочно назначенный первым заместителем главы областного центра бывший глава регионального Минспорта Сергей Салмин. Теперь он, собственно, главный претендент на вакантное кресло.
В должности мэра Ильиных пребывал с февраля 2020 года. А в Оренбург он приехал в ноябре 2019 года, отказавшись от депутатского мандата свердловского ЗС. До того он руководил небольшим Североуральском в Свердловской области. Примечательно, что вскоре он окружил себя подчиненными, приехавшими оттуда же. Один за другим они занимали сплошь руководящие должности. Замом по экономике и финансам стала его «правая рука» в Североуральске Светлана Золотарева, заместителем по правовым вопросам Татьяна Великородова, которая руководила управлением по размещению муниципальных заказов в администрации Североуральска, а также Сергей Морозов, назначенный руководителем управления пассажирского транспорта, но последний уже «сбежал» с данного проблемного поста.
Перекраивание структуры администрации вылилось в ликвидацию бухгалтерий в управлениях и сосредоточение финансовых вопросов в свердловских руках, которые выписывали премии одним и сокращали элементарные расходы других. При всем этом в мэрии явно образовалась острая нехватка кадров. Только за полгода в 2021-м из горадминистрации уволились более полусотни человек, больше всего сотрудников покинуло УЖКХ, а также управление делами мэрии и администрацию Южного округа.
Только в мае из мэрии ушли пять человек, помимо УЖКХ текучкой кадров отметилось управление пассажирского транспорта, служба безопасности, управление строительства и дорожного хозяйства. В июне уволились еще восемь человек и снова из УЖКХ города, УСДХ, администраций округов, а также департамента градостроительства и земельных отношений. По данным на июль, штат чиновников мэрии был укомплектован на 97 процентов, причем среди вакансий есть даже замглавы по градостроительству, земельным вопросам и дорожному хозяйству, руководитель секретариата главы города, начальник управления по общественным связям и организации деятельности администрации, начальник отдела охраны окружающей среды и другие.
46-летний друг губернатора по образованию - горный инженер и юрист (правда, на шахте он проработал всего месяц, а потом был предпринимателем и занимал управленческие должности в Свердловской области). Приехав к нам, он благополучно стал сначала первым замом главы Оренбурга, а потом с лёгкостью прошел конкурсный отбор и с одобрения депутатов Оренбургского Горсовета взобрался в кресло мэра.
Мэр-отпускник
Своим постоянным отсутствием на рабочем месте Владимир Ильиных больше всего и запомнится горожанам. Едва 17 мая в мэрии прошли обыски, как городской «голова» сразу и исчез - сначала, видимо, от переживаний, болел, потом отходил после неведомого недуга в отпуске без содержания.
В июле вышел. Проработал аж 23 дня и снова ушел в отпуск. На этот раз плановый ежегодный, который длился у него два месяца (!). Потом еще несколько дней мэр брал за свой счет. И подал-таки, наконец, в ожидаемую отставку.
Данная новость у горожан ничего кроме смеха сквозь слезы не вызывает. Достаточно взглянуть, во что за небольшой срок превратился из города-сада наш родной Оренбург. Горы мусора, своры собак, заросли некошеного бурьяна (даже цветы на клумбах не прижились в этом году, потому что оказались поражены грибком).
Гуччи-мэр
Это прозвище приклеилось к Ильиных сразу, как только оренбуржцы заприметили на одном из выездов на его ногах туфли узнаваемого бренда. В чем-в чем, а в умении одеваться с «иголочки» теперь уже бывшему градоначальнику не занимать. Когда в июле он стал появляться без пиджака, оренбурженки стали обсуждать и его спортивную форму - с хорошо прокачанными мышцами рук и груди.
Мэр-праздник
Несомненно, запомнился бывший градоначальник оренбуржцам своими праздниками. Никогда до него областной центр не видел с таким размахом устроенные на бюджетные миллионы гуляния на Новый год и 9 мая. Не пожалел мэр казенных денег на обустройство шикарного новогоднего городка на площади им. Ленина, майский парад с обустроенными трибунами, грандиозный фейерверк и концерт Дениса Майданова.
Мэр-лесоруб
На днях суд вынес решение обязать администрацию Южного округа Оренбурга высадить 183 дерева, чтобы хоть частично компенсировать ущерб, нанесенный горожанам и окружающей среде. Дело в том, что с осени 2019 года в областном центре при благоустройстве общественных пространств и ремонте городских магистралей массово вырубались деревья, которые по порубочным билетам проходили как больные и аварийные, а на самом деле были здоровыми.
Культурный мэр
Помимо праздников большое внимание при Ильиных уделялось и культурным заведениям города. Именно при нем открылся после реконструкции наконец злополучный спуск к Уралу (правда, это заслуга все-таки губернатора), начал ремонтироваться Елизаветинский спуск, появилась обновленная набережная.
Открылись после реставрации мемориальный музей-квартира Юрия и Валентины Гагариных и областной театр кукол, памятник Гагарину в одноименном сквере, стартовал ремонт в доме-музее семьи Ростроповичей, областной филармонии.
Правда, некоторые другие объекты культурного наследия подвергались пожарам и продолжали из-за отсутствия должного присмотра и ремонта просто терять свою историческую ценность.
Была отремонтирована, но, правда, пока так и не заработала, канатная дорога над Уралом «Европа-Азия», простаивающая более года.
Объект, влияющий на туристический облик города, должен работать, - решил мэр и выделил необходимые на ремонт деньги из казны. Правда, запустить «канатку» должны были к 1 мая этого года, но кабинки фуникулера так и стоят до сих пор.
Начался в этом году также и долгожданный ремонт основной общеобразовательной школы № 3 на улице Советской (тоже объекта культурного наследия), на который с 2019 года не могли найти денег. Завершиться ремонт должен примерно через месяц.
По достоинству оценили горожане и благоустроенный парк им. Железнодорожников на проспекте Парковом.
Мэр-провал
В период руководства городом Ильиных центр Оренбурга благополучно избавился от 16-этажного долгостроя, мозолившего глаза с советских времен перед Домом Советов. Но, правда, это заслуга тоже не его, а главы региона.
А вот проблему ямы-котлована «Атриума», вырытого на центральной улице около двух десятков лет назад, так никто и не решил. Пока мэр в сентябре благополучно отдыхал, проблема обострилась настолько, что угрожает обрушением объекту культурного наследия - Дому офицеров и обвалу окрестных улочек, из-за чего в округе котлована был введен с 15 сентября режим повышенной готовности, перекрыто движение для транспорта и пешеходов.
Полным провалом оборачивается в областном центре уже не первый год и ремонт дорог в рамках нацпроекта «БКАД». Сначала в зиму мы ушли с недоделанными тротуарами на улице Пролетарской, потом та же участь постигла улицу Туркестанскую, а в Южном при ремонте их вообще забыли заложить в смету. Тротуары на Туркестанской на второй год-таки сделали, но над ними теперь смеется вся страна, потому что пройтись по ним сродни преодолению полосы препятствий.
Правда, если в прошлом году Ильиных пытался сделать крайним в плохой реализации нацпроектов экс-прокурора Оренбурга Андрея Жугина, укорив его в том, что он всей администрации не дает работать своими проверками, то в этом году винить некого. Да и объясняться в связи с увольнением он не счёл нужным.
История с жалобой градоначальника губернатору на прокурора, безусловно, заслуживает особого внимания.
Мэр в конце прошлой осени направил губернатору официальное письмо за своей подписью, в котором просил защитить его от прокурора города. Плакался, что значительно выросло число проверок, проводимых органами прокуратуры, а также прокурорских запросов, ответы на которые отнимают у сотрудников администрации Оренбурга «много времени, технических и материальных ресурсов, что влияет на непосредственное осуществление полномочий мэрией».
Иными словами, в срыве реализации нацпроектов виновным оказался именно прокурор, мешающий городским чиновникам работать своими постоянными претензиями. Ильиных указал, что число прокурорских писем и представлений при нем выросло более чем в полтора раза (не поленились же посчитать и время нашли), что показалось Владимиру Алексеевичу крайне несправедливым. Данная жалоба стала очередным поводом для насмешек горожан над Ильиных. А вот что заставило оренбуржцев действительно печалиться и сокрушаться, так это уход на повышение Андрея Жугина с поста прокурора города.
Он сказал: «Приехали»
Из положительного, сделанного мэром, стоит вспомнить тот факт, что в июле, когда Владимир Алексеевич ненадолго появился на работе, он «приструнил» частных перевозчиков, которые задрали тариф на проезд до 32 рублей. Благодаря вмешательству главы города тариф был снижен до 30 рублей.
А вот «умные остановки», на которые не скупился градоначальник, оренбуржцы так и не оценили по достоинству и не поняли миллионных трат казенных средств на них.
Уважаемые оренбуржцы! Может, мы про что-то забыли, что-то упустили или, может, просто оказались не в курсе достижений и промахов нашего бывшего мэра? Ждем ваших комментариев, ведь нам, как и вам, не безразлична судьба родного города. В отличие от приезжих чудо-чиновников нам здесь жить дальше, работать и растить своих детей!