По состоянию на конец сентября в столице степного края насчитывается 544 объекта культурного наследия, из которых 485 включены в реестр, а 59 считаются пока только выявленными.
С 2019 года ни один объект, который представляет собой историческую ценность, не исключался из реестра ОКН, но при этом за этот период времени 29 объектов так и не попали по тем или иным причинам в реестр, получив отказ на основании актов государственной историко-культурной экспертизы. Что интересно, за пять лет в реестр ОКН Оренбургской области попали 329 объектов архитектуры и градостроительства и 18 объектов археологии. Дополнительно выявили 44 объекта архитектуры и градостроительства и 202 объекта археологии. Получается, куда не пойди в Оренбурге – сплошные ценные для истории памятники культуры. Правда, на многие без слез и не взглянешь, что-то вот-вот развалится, что-то на реставрации, после которой не мешало бы провести дополнительный ремонт, а что-то удалось спасти благодаря средствам спонсоров или же на бюджетные средства.
В аварийном состоянии в настоящее время находятся 17 памятников истории и культуры, и когда к ним приложат руки строители, если вообще это имеется в планах, неизвестно, не исключено, что сгинут, как дом пяти ангелов, ставшим объектом культурной значимости после его практически уничтожения.
Редакция Orenday поинтересовалась у Кристины Летяго, начальника инспекции государственной охраны ОКН Оренбургской области, как обеспечивается сохранность исторических объектов, охрана и противопожарная безопасность, и сколько средств выделяется на эти цели. Вот только ответ оказался весьма расплывчатый, мол, делается очень много, а что именно и почем, неважно:
В соответствии с требованием Федерального закона «Об объектах культурного наследия» лица, которым ОКН принадлежат на праве собственности или другом вещном праве, обязаны обеспечивать его сохранность, осуществлять расходы на его содержание и поддержание в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии. За пять лет инспекция утвердила более 50 охранных обязательств собственникам ОКН.
Отметим, что за прошедшую пятилетку в Оренбурге горело восемь объектов культурного наследия:
- «Двор постоялый Е.А. Радушева» (ул. Чичерина31, литеры АА1);
- «Городская усадьба Е.М. Городисского. Дом жилой» (ул. Ленинская, 22);
- «Лавка с жилым надстроем П.Я. Лазарева. 1906-1907 гг. Модерн» (ул. Кирова, 5);
- «Особняк с мезонином» (пер. Южный, 24);
- «Усадьба А.Д. Цигельмана. Дом жилой» (пер. Почтовый, 1/пер. Южный, 24);
- «Здания складов городской усадьбы» (пер. Банный/пер. Урюпинский,5/10, литеры Б, Б1, Б2, Б3, Б4, Б5, А3);
- «Дом жилой» (ул. Максима Горького/Советская, 46/14);
- «Усадьба городская» (ул. 8 Марта, 14-16/ул. Правды, 24).
В отношении объектов «Усадьба А.Д. Цигельмана. Дом жилой» и «Особняк с мезонином» по факту пожара инспекция государственной охраны ОКН Оренбургской области направляло письма в МЧС и полицию для принятия решения, вот только какой ответ был получен – неизвестно. Последний объект администрация города по решению суда обязана привести в надлежащие состояние. В настоящее время согласовывается проект на реставрацию.
По поджогу «Усадьбы городской» было возбуждено уголовное дело, а его расследование контролирует надзорный орган.
С 2019 года (по состоянию на конец сентября 2023 года – прим. ред.) инспекция выдала 222 разрешения на проведение работ по сохранению ОКН, из которых 61 с начала 2023 года. Вот только в Оренбурге их 544, должно быть, у остальных объектов есть время ждать, или время, когда они окончательно будут потеряны для потомков.
Не посчитали нужным ответить в инспекции, сколько отреставрированных ценных объектов находится сейчас в эксплуатации, и что в них размещено. Ответили лишь, что используются по функциональному назначению. А какое у них функциональное назначение? Стоять и радовать глаз?
Из приятного: в ноябре ноября выдано разрешение на реставрацию Западного ряда Гостиного двора с ул. 9 Января. Реализовать придётся один из самых сложных проектов. В задачах у строителей отремонтировать кровлю, стены, фасады и фундамент. Также вынесены положительные судебные решения по двум памятникам В. И. Ленину (маленькому и большому), а также по Памятному месту, где в 1773 году находилась ставка руководителя Крестьянской войны Емельяна Пугачёва (поселок Берды). Реставрация этих объектов должна быть проведена за счет федерального бюджета.
Уважаемые читатели, как вы считаете, достаточно ли работ проводится в городе по охране объектов культурного наследия? Или память Оренбургу не нужна?