С началом специальной военной операции в стране встал вопрос с обеспечением российской армии боеприпасами. Оборонная промышленность, там, где она осталась, работает в усиленном режиме. Люди трудятся в несколько рабочих смен, выпуская снаряды. Значительную пользу мог бы принести сейчас стране Бузулукский завод тяжелого машиностроения, который в военные годы обеспечивал армию боеприпасами. Но на месте крупнейшего бузулукского предприятия сейчас руины, на которых кто-то очень предприимчивый возводит новостройки. Кому это выгодно?
Судьба Бузулукского завода тяжелого машиностроения на протяжении десятилетий красной строкой вошла в летопись трудовой славы и стала настоящей гордостью города. Так было до тех пор, пока у кого-то очень предприимчивого не разыгрался в отношении крупнейшего градообразующего предприятия Бузулука нездоровый аппетит.
Новоявленные менеджеры и управленцы сначала раздробили предприятие на несколько организаций, потом увели активы, оставив завод умирать. Опустели литейный и механический цехи, исчезли архивы с документацией, более трехсот заводчан (а до перестроечного времени на заводе работали более двух тысяч человек) остались на улице - без работы и веры в какую-либо помощь и поддержку города, области, государства…
Оборвалась летопись славы, а былая гордость обернулась унизительным позором за то, что не уберегли старейшее предприятие, которое так пригодилось бы стране сейчас, во время проведения специальной военной операции на Украине.
Завод в военные годы
В сентябре прошлого года Бузулукский завод тяжелого машиностроения мог бы отметить свое столетие. Его история началась в 1922 году, когда на базе мастерских военно-технического отряда, был создан Чугунолитейный и механический завод Самарского селькредсоюза. В 1935 г. предприятие получило наименование - Бузулукский станкостроительный и мотороремонтный завод имени В. В. Куйбышева Наркомзема СССР. В эти годы были созданы кузнечный, механический, монтажный цеха, расширен литейный цех. В 1934 г. вошли в строй токарно-механический и инструментальный цеха, позднее построена электростанция с двумя мощными дизелями.
Новая история предприятия начинается в августе 1941 г., когда части Бежицкого машиностроительного завода «Красный Профинтерн» Брянской области были эвакуированы в Бузулук. Прибыло два эшелона с демонтированным оборудованием. Затем приехали эвакуированные семьи и около сотни специалистов, рабочих и инженерно-технических работников Бежицкого завода. В короткое время в тяжелых условиях было налажено производство боеприпасов и другой продукции для фронта.
Эвакуированный из Брянска в Бузулук спеццех «Красного профинтерна» наладил выпуск 122-мм снарядов и 50-мм мин.
Завод работал круглосуточно, обеспечивая армию боеприпасами. То, что в военное время не сделали с советскими предприятиями враги, в мирное время сделали предприимчивые дельцы.
Оборонка для СВО
Сейчас предприятия по всей стране работают в несколько смен и с полной отдачей для того, чтобы обеспечить бойцов в зоне спецоперации всем необходимым.
По поручению президента страны заводы наращивают объемы производства для армии. Работают в усиленном режиме. Подключились и те, что раньше не занимались гособоронзаказом.
Чтобы не сбавлять темп и тем самым помочь военным, сотрудники оборонных предприятий перешли на сверхурочную работу и откладывают отпуска.
На период действия СВО введен новый регламент, направленный на эффективное выполнение гособоронзаказа.
Однако, как было неоднократно отмечено на федеральном уровне, в российских войсках частично ощущается нехватка снарядов. Это прямое следствие загубленных по всей стране таких предприятий, как легендарный «Бузулуктяжмаш». Впрочем, как говорил верховный главнокомандущий И. Сталин, «у каждой проблемы есть фамилия и имя».
У кого в залоге заводская земля?
Сейчас территория бывшего БЗТМ активно застраивается многоэтажками. Это уже не оборонка, а чей-то весьма прибыльный частный бизнес.
Как следует из выписок из Единого Государственного реестра, значительная часть территории принадлежит А. И. Мартынову -строительная компания «Эволюция».
Согласно выписке из Росреестра от 19 апреля 2022 № КУВИ – 999/2022-428357 Сухарев является собственником земельного участка с кадастровым номером 56:38:011:4007:456, на котором располагается здание – помещение бывшей заводской конторы.
Из другой выписки от 15 февраля 2022 года № 99/2022/449677520 следует, что на принадлежащий А.И. Мартынову земельный участок с кадастровым номером 56:38:01140076:450 (тоже территория бывшего «БЗТМ») наложено обременение. Земля находится в залоге у Общества с ограниченной ответственностью «Торговый дом «Городской торг»», руководителем которого бессменно является хорошо известный всему Оренбуржью предприниматель Дикман.
Удачно приватизировавший во времена перестройки сеть городских продуктовых магазинов Иван Дикман, в начале восьмидесятых работал заведующий общим отделом Бузулукского горкома КПСС, ныне является членом партии «Единая Россия». После сокрушительного провала на крайних выборах в Законодательное Собрание Оренбургской области, от политических дел не отошел, стал помощником одного из депутатов областного парламента
Случайность ли, что именно у Ивана Ивановича Дикмана оказался в залоге аппетитный участок земли в центре Бузулука, где на руинах бывшего предприятия сейчас строят новостройки?
Бузулукский тяжмаш всегда был оборонным предприятием, у него была реальная вторая военная программа, которая разворачивалась в течение двадцати восьми дней после соответствующего приказа Минобороны. Об этом говорят те, кто трудился ранее на этом предприятии. Сейчас завод мог бы приносить стране гораздо больше пользы, чем развернувшийся на его территории частный строительный бизнес