В начале XIX века древняя роща, значительно поредевшая при строительстве города, деревья вырубали на стройматериалы, находилась в плачевном состоянии. Благо, тогда за ее восстановление радел граф Петр Эссен, ставший в 1817 году оренбургским военным губернатором. По его распоряжению часть рощи, которая прилегала к набережной Урала, «причесали». Старые деревья выкорчевали, а взамен посадили новые. Тогда же здесь появился парк в английском стиле с дорожками, аллеями, пляжем и лодочной станцией, по выходным даже играл духовой оркестр.В красивом тихом месте непременно захотели жить обеспеченные оренбуржцы, и начали появляться дачи. А к началу XX века вырос целый дачный комплекс с церковью во имя святого Пантелеймона, а также чайными, булочными и молочными лавками, правда, после 1917 года дачи в Зауральной рощи национализировали, а церковь в 1931 году снесли.

В 60-х годах прошлого века Зауральную рощу ЦПКиО имени В. П. Чкалова вновь задумали привести в порядок, но дальше планов и сноса дач дело не пошло.
В 80-е годы власти вернулись к намеченному. Тогда в парке хотели создать большой детский городок, спортивно-оздоровительный комплекс и поляну сказок со скульптурами сказочных героев.
Снесли остатки индивидуального жилья, начали возводить спортивную зону, а в 1982 году построили пешеходный мост «Европа—Азия». Также в этот период в «зауралке» был установлен самолет-памятник. Это был последний из выпущенных Ту-104 с номером СССР-42508. В нем оборудовали кинотеатр для детей. Тогда среди ребятишек ходила легенда, что судно потерпело крушение и экстренно приземлилось на поляне, где и осталось На самом же деле самолет, отлетавший 19 лет, был списан и подарен Оренбургскому городскому горисполкому.
Кроме того, в парке построили детский автодром, новую спортивную площадку, поставили тир и аттракционы, в том числе и колесо обозрения. С него открывался вид на южную часть города, пешеходный мост и улицу Советскую.
Оренбургский художник Николай Крючков создал здесь частный музей наскальных рисунков Азии, Африки, Америки и Европы.Ту-104 простоял в роще 10 лет. В 1990 году на борту произошел пожар и сгоревшее судно демонтировали, а в начале 2000-х годов убрали все аттракционы.
В 1991 году парк имени Чкалова переименовали в Парк культуры и отдыха «Зауральная роща».В перестройку внимание общественности было привлечено не к парковой части рощи, а к находящейся в ней братской могиле жертв сталинских репрессий 1930-1950 годов. Историки считают, что в Зауральной роще покоятся 8400 человек. По воспоминаниям очевидцев, в рощу репрессированных привозили грузовиками. Чтобы не привлекать внимания к расстрелам, для жителей ближайших дач и домов устраивали киносеансы.
В 1991 году участок Зауральной рощи, на котором захоронены люди, решением исполкома Оренбургского областного совета народных депутатов признали памятником истории и культуры, а в июле 1993 года там установили памятник.
За последние годы вдоль березовой аллеи родственники репрессированных установили более сотни самодельных крестов и табличек.
В 2006 году в парке провели реконструкцию. Обновили асфальт, появились беседки, зоны отдыха, установили дополнительное освещение. А дальше о парке забыли.
В настоящее время данная территория заброшена. Площадки и декорации из советского прошлого, а вернее то, что от них осталось, навевают тоску и уныние. Зауральная роща как символ того, во что превращается город в целом.
А в памяти еще всплывают народные гуляния, чего только «Масленица» стоила, концерты, дискотеки, детский смех, запах шашлыков из кафе, снующие велосипедисты и покатушки на роликах, только перед глазами остатки от былой цивилизации, затягивающиеся растениями, и где-то вдали раздается топор дровосека.
Что интересно, асфальт, который был здесь уложен много лет назад, до сих пор ровный и без кратеров, современная же дорожная одежда разрушается, не простояв и года.
В парке редко кого можно встретить, но, например, в день последнего звонка здесь многолюдно, в «Зауралку» спускаются выпускники, где их не трогают правоохранительные органы, поскольку до зоны отчуждения не доходят.
Из года в год публично обсуждаются помпезные проекты масштабной реконструкции и благоустройства рощи, но они так и остаются на бумаге.
Еще сюда ежегодно любят наведываться чиновники на субботник, мусор с которого не вывозят месяцами, лыжную гонку и кросс нации.
Не забывают почтить память жертв политических репрессий. В остальные дни лесопарк никому не нужен.



