Главная / Архив новостей

Алексей Пахомов: Наша задача - не только очно начать год, но и продолжать работать в таком режиме

Эксклюзив Реклама на сайте
В пресс-центре «КП» побывал министр образования Оренбургской области. Отвечая на поступившие в ходе «прямой линии» вопросы, он рассказал о специфике нового учебного года.

«Никакого «дистанта»!

 Мы начинаем новый учебный год в очном формате, то есть, никакого «дистанта». Начинаем мы его в условиях ограничений, которые установлены в связи с тем, что объективно covid никуда не делся, к сожалению, и люди продолжают заболевать. И в этой ситуации у нас две большие задачи - начав учебный год в очном формате, так его в дальнейшем и продолжать, и вторая - она важнее - сделать так, чтобы все остались живы и здоровы, потому что у нас на более 230 000 школьников и более 20 000 педагогов и работников образовательных организаций приходится меньше тысячи площадок, и предотвратить, как называют медики, занос коронавируса, когда носитель инфекции появляется в организованном коллективе, пока, к сожалению, не реально. Поэтому, единственное, что мы можем и обязаны - не допустить распространения внутри коллектива. Сделать это можно только разобщением детей между классами. Внутри класса, когда у нас порядка двух десятков человек находится в одном помещении достаточно плотно и тесно, мы не можем этого достигнуть по аналогии с тем, как это было, например, на ЕГЭ по той причине, что у нас нет такого количества аудиторий и педагогов.

К сожалению, увеличится количество детей, занимающихся во вторую смену. Вывести одновременно все классы на первую смену мы не можем. Куда девать детей, ведь после урока класс нужно проветрить? Часть классов оборудуют под дополнительные рекреации, что повлечет уменьшение аудиторного фонда на 30 - 50%. Поэтому примерно треть учащихся будет вынуждена заниматься во вторую смену. Других вариантов здесь нет.

Свободное перемещение по школе отменяется. Будут четко закрепленные маршруты следования. Заходить в школу будут не через один вход или два, как было раньше, в крупных школах их будет пять-шесть.

«Дистант» не так уж плох, как о нем принято думать

 Никто не рассматривает «дистант» как замену очному образованию - много было сделано попыток сколотить некий политический капиталец на муссировании этого вопроса и далее обсуждать эту тему не стоит. А вот как дополнение к классической системе он может вполне существовать.

Я думаю, что «дистант» дал нам очень ценный опыт. Это возможность получить доступ к образовательным ресурсам фактически из любой точки. Те видеоуроки, которые мы готовили для школьников в четвертой четверти прошлого учебного года, и те, которые мы делаем сейчас, дают детям возможность пройти самостоятельно тот материал, который остался непонятым, либо повторить его.

Очень много негатива, который адресуют «дистанту», на самом деле адресуется тем недостаткам системы образования, которые сформировались задолго до него. Например, некоторые родители утверждали, что обучаясь дистанционно, ребенок не был мотивирован и его ничего не интересовало. Хочется спросить: то есть до этого ребенок учился идеально, раньше всех просыпался, чтобы бежать в школу и оттуда его домой было не затащить? Ну, ведь нет же! К сожалению величайшему…

Многие вещи стали известны, как говорится, вышли в паблик. Например, по Москве количество подключений к онлайн-урокам поначалу было в 2,5 - 3 раза больше, чем самих учеников! Всем родным учеников было интересно, что же там происходит. Когда стали разбираться, почему ребенку неинтересно, несправедливо в этом обвинили «дистант»… Конечно, это отдельные случаи, и результаты, в том числе ЕГЭ, свидетельствуют о том, что очень многим детям учиться интересно. В большинстве случаев система образования в Оренбуржье дает очень хороший результат, когда дети с интересом учатся и получают профессию, испытывая в дальнейшем этот интерес к учебе.

Дистант - это своеобразное обучение плаванию методом погружения, чему, собственно, школа классической модели никогда не учила. Есть смартфон, компьютер, образовательные платформы, и педагогам с их помощью предложили общаться с учениками. Как говорится, условия заданы, время пошло. Насколько быстро педагоги сориентировались, насколько быстро смогли выстроить коммуникацию, мы видим. Более чем в 70% общение выстраивалось через онлайн-обучение в режиме реального времени. Это достойный пример как решить задачу - выдать минимально работоспособный прототип в очень сжатые рамки времени, а уже потом его совершенствовать, докручивать, модернизировать, но все это время инструмент работает.

Это один из самых ценных уроков нашего вынужденного выхода на «дистант».

Потоки - разобщить, помещения - дезинфицировать

 Первую неделю учителя будут встречать детей на улице перед школой. Это нужно для того, чтобы ребята освоили свой маршрут и привыкли.

Вообще, у нас три «узких» места (большого скопления): куда дети выходят на перемену, где переодеваются и где принимают пищу. Соответственно, гардеробы будут дополнительно оборудованы либо у входа, либо напротив классных комнат, либо непосредственно в самих классах. Все это уже согласовано с Роспотребнадзором.

Самое «узкое» место - столовая. Емкость обеденного зала уменьшится практически в два раза, потому что дети будут сидеть через стол друг от друга на социальной дистанции. Если раньше столовая, например, была рассчитана на 300 человек, то теперь она сможет принять 120 - 150 человек за один раз. И если процесс от подачи до уборки занимает порядка 20 минут, за час выйдет три подхода.

Уже только по этой причине расписание звонков впредь не может быть общешкольным.

Поскольку нам нужно разобщить все контакты между классами, переходим на кабинетную систему: не ребята будут ходить к педагогу, а педагог будет приходить в класс.

Исключение - информатика, физика, химия, физическая культура. И здесь могут возникнуть сложности в составлении расписания, потому что после того, как занятия в классе закончились, должна проводиться обязательная дезинфекция. Не исключено, что в таких случаях придется проводить сдвоенные уроки.

Разобщение касается не только учащихся, но и преподавателей. Учительские закрываем вплоть до опечатывания. Я понимаю, что это тяжело, негде сделать передышку от уроков. День учителя, дни рождения в коллективах, какие-то знаменательные даты будут без совместных чаепитий.

Полная дезинфекция проводится между сменами, текущая - на перерывах между занятиями: обработке подлежат поверхности, к которым наиболее часто прикасаются - перила, дверные ручки. Это достаточно большая нагрузка на технический персонал школ, но от этого никуда не деться.

Персонал пищеблоков и технический персонал обязательно работает в масках и перчатках. Мы настоятельно рекомендуем педагогам также пользоваться масками. Я прекрасно понимаю, что в ней некомфортно вести занятие, но почему это так важно? Потому, что дети, в основном, болеют бессимптомно.

О рециркуляторах и проветривании

- Меня зовут Людмила Васильевна. Скажите, пожалуйста, нужно ли устанавливать рециркуляторы в каждый класс и за чей счет это будет, выделены ли средства?

 Школы уже в настоящее время располагают определенным количеством рециркуляторов, обеззараживателей воздуха. Но, к сожалению, их не хватает на каждый класс, да и не в каждом классе есть возможность их установить. Требованием СанПиН предусмотрены два варианта решения задачи с обеззараживанием воздуха - использование рециркуляторов и проветривание. Позиция регионального Роспотребнадзора - в том, что проветривание является достаточным для выполнения данного требования. Именно поэтому мы предусмотрели возможность перехода детей из класса в рекреацию.

Требований о том, чтобы обязательно в каждом классе должен быть установлен рециркулятор воздуха, нет. Школа ни в коем случае не может обязывать родителей его приобретать. Это - без вариантов! Родительский комитет может выступить с такой инициативой, это не запрещено, но участвовать в этом или нет - личное решение каждого, обязательства и принуждения здесь также быть не может.

Школы и детские сады начинают учебный год, будучи обеспеченными обходимым минимальным набором средств, которые требуются по нормам СанПиН.

Между сменами будет проводиться санитарная обработка с использованием дезинфицирующих средств, чтобы не допустить того, чтобы остались возбудители инфекции. Это будет осуществляться либо персоналом школ, либо специализированными организациями.

Про детские сады и колледжи

 Детские сады чуть раньше начали входить в привычный формат работы, принимать детей. Все это время они были единственными учреждениями образования, которые работали в очном формате, но в очень ограниченном объеме, режиме дежурных групп, что составляло примерно 15% от рабочей мощности системы. Конечно, был огромный запрос и он остается на то, чтобы детские сады вернулись к нормальному режиму работы и большинством учреждений это достигнуто.

Поскольку сады работали в режиме дежурных групп, мы не могли осуществить прием всех желающих. Прием осуществлялся в случаях, когда альтернативы просто не было – не с кем было оставить ребенка совершенно. Учреждений дошкольного образования в регионе насчитывается порядка 990, из которых 660 детских садов и порядка 300 групп, которые функционируют на базе школ. Если ребенок уже закреплен за учреждением, нужно выходить на его администрацию и при наличии документов ребенок уже может начать посещать детский сад. Если пока неизвестно распределение, необходимо обратиться в отдел образования, чтобы понять, когда и в какую организацию ребенок выйдет. Если возникают вопросы, можно адресовать их в отдел образования, а в случае, если они не решены - на горячую линию министерства.

Что касается колледжей и вузов, то они так же, как и школы, открываются 1 сентября. Там будут отдельные дополнительные ограничения, и если будут вопросы, обращаться нужно в свою образовательную организацию. Например, в высших образовательных учреждениях будет обязательным ношение масок. По средне-специальным образовательным учреждениям этого не требуется на данный момент и пока не планируется. Однако если добровольно учащийся захочет пользоваться средствами индивидуальной защиты, никто не запретит. Ребята там взрослее, и им будет проще и с плавающим расписанием, и с возможным переходом на вторую смену, если она потребуется. Отдельные предметы переведены на «дистант», чтобы появилась возможность разгрузить аудиторный фонд.

Будут организованы «утренние фильтры»

 Те, у кого температура тела более 37,1 градуса, допускаться к занятиям не будут. Следующий момент - сознательность родителей и детей и очень большая разъяснительная работа. Здесь огромную помощь должно оказать поручение Президента РФ о дополнительной выплате классным руководителям в 5 000 рублей за счет федерального бюджета. Воспитательная работа в данных условиях - одно из важнейших направлений, чтобы учитель разъяснял и на личном примере показывал, насколько сейчас важно соблюдение всех правил. Тогда мы сможем избежать большого количества заносов инфекции. Ни в коем случае не нужно сдавать отстраненного от занятий ребенка бабушкам-дедушкам! Это огромный риск для их здоровья!

Если ребенок пришел в школу с симптомами ОРВИ, то дальше это дело медработников, ученик отстраняется от уроков.

Для кого пройдут «линейки» в День знаний?

 Поскольку очень тяжело выполнить условие разобщения, когда все ученики стоят плотными «коробками», и в большинстве своем у нас школьные дворы совсем не той величины, чтобы там можно было уместиться и детям, и родителям. Если берем начальное звено, там на одного ребенка, как правило, приходится 2,5 - 3,5 взрослых, потому что на «линейки» приходят и родители, и бабушки.

Мы исходим из модели, что «линейки» будут для 1-х, 9-х и 11-х классов. Там, где первых классов много, будут две-три «линейки».

По традиции прозвучит первый звонок, но выпускник первоклассницу брать на руки не будет - дети пройдут друг от друга на социальной дистанции. Это не из разряда «и смех, и грех», а очень важные моменты. Важно понимать, что хотя и есть традиция, в этом году ее соблюдать следует иначе, в новом формате.

Родителей допустят на общешкольное мероприятие только при наличии масок. Пожилым людям следует подумать о собственной безопасности, ведь посмотреть праздник они могут и в записи, равно как проводить или встретить ученика, не находясь самим в «массовке».

В малокомплектных школах, конечно, ситуация иная.

О бесплатном горячем питании

 Средства, которые сейчас выделяются на предоставление бесплатного горячего питания для учащихся 1 - 4 классов в муниципальных государственных школах, существенно выше тех сумм, которые в большинстве муниципалитетов направлялись на питание начальной школы до того, как с этой инициативой выступил Президент России. Калорийность и полезность блюд находится на контроле и министерства, и Роспотребнадзора. Составлено примерное меню, оно согласовано Роспотребнадзором.

Что касается такой тяжело нормируемой категории, как вкусно-невкусно, подчеркну, что во всех школах родители введены в бракеражные комиссии. Дальше - уже задача самих родителей не задавать кому-то вопросы, а прийти в школу и снять пробу, пообщаться с детьми, посмотреть, сколько еды остается в тарелках и сколько в них накладывается. Сравните с домашним питанием, ведь и дома тарелки детей редко когда бывают абсолютно пусты. Не нужно стремиться к абсолютно пустым тарелкам в начале учебного года, а когда это войдет в режим, ситуация, полагаю, будет иной.

Процент охвата питанием у нас составляет 99,8% обучающихся. 0,2% учащихся были обеспечены условия, но они фактически не питались по медицинским или иным показаниям. Если и эта часть детей решит питаться в школе, мы будем только рады.

Есть масса технических моментов, связанных с реализацией этого механизма обеспечения младшеклассников бесплатным горячим питанием. Допустим, если ребенок в школу не пришел, и учителя об этом не предупредили, завтрак на него приготовят. Естественно, к родителям огромная просьба - заранее предупреждать, чтобы и учитель, и ученики знали, почему нет ребенка. Я понимаю, никто не отменял обычную простуду, ОРВИ и прочее, но всем будет спокойнее, если родители предупредят, по какой причине их чадо в школу завтра не сумеет явиться.

Про ремонты

- Хотела бы задать вопрос по поводу школы №3, которая находится на улице Советской. Когда будет открытие и наши дети пойдут в свою школу?

 Все очень усложняет, что у здания есть особый статус. Оно находится в центре города, в исторической части и на самом деле это здание - с историей. Ваша школа - объект культурного наследия, соответственно, здесь будет не ремонт, а ремонтно-реставрационные работы, что значительно осложняет процедуру подготовки. Подготовлена научно-проектная документация. Она находится на экспертизе, и на эти сроки я повлиять никак не могу. После того, как мы получаем положительное заключение, можно приступать к ремонтным работам. Скорее всего, это 2021 год.

На данный момент у нас шесть школ, где учащиеся не смогут начать учебный год в своих классах, в их числе и лицей №7 Оренбурга. Сложная ситуация по школе №54 в Орске – до тех пор, пока не будет ликвидирована аварийность, ребята также будут вынуждены заниматься в других школах.

До конца 2021 года завершатся работы в школе №1 Медногорска. Есть еще ряд объектов, по которым мы понимаем объем и задачи предстоящих работ, где подготовлена проектно-сметная документация, пройдена госэкспертиза, но очень многое будет зависеть от формирования бюджета, потому что ковид прошелся не только по семейным бюджетам, но и источникам формирования регионального бюджета и бюджетов муниципалитетов. Заходить в масштабные проекты по ремонту будем лишь в тех случаях, когда будет их достаточное финансирование, чтобы выполнить все работы, а не их часть. Загадывать сейчас что-либо совершенно нет смысла.

Крупный объект, срок сдачи которого намечен на 2021 год, - школа на 500 мест в Подгородней Покровке. Вопрос открытия будет связан с тем, насколько быстро будет пройдено лицензирование. Иногда этому могут препятствовать отдельные недоделки, устранение которых также потребует времени.

Новая платформа - помощь ученикам

 К началу учебного года мы запускаем платформу, сделанную в Оренбуржье, - с 1 по 11 класс по всем предметам, это будут учебные модули. Порядка 10 - 15 минут - это видеообъяснения, и далее - задания, которые позволяют пройти тему практически.

Мы абсолютно четко понимаем, что в школах ряд обучающихся будет отстраняться Роспотребнадзором от занятий как контактные с заразившимися коронавирусом. Поскольку во всех школах программы разные, мы решили детям дать возможность заниматься по единой программе и, в принципе, предоставить возможность учиться тем, кто находится на карантине, вынужденно или по желанию родителей не ходит в школу. Эта платформа с очень большим банком учебных модулей позволит пользоваться материалом (пока - для первой четверти) с началом учебного года.

Мы ни в коем случае никого принуждать не будем, а, наоборот, создадим условия для того, чтобы ребята, оставаясь дома, имели полноценный доступ к образовательным ресурсам, чтобы это было именно дистанционное образование, а не самообразование.

Всероссийские проверочные работы никто не отменял

 Иногда по Всероссийским проверочным работам возникает непонимание - что это и для чего нужно. Пользуясь случаем, поясню. Задачей ВПР не является оценивание, оценки по итогам не выставляются. И если кто-то пугает детей проверочными работами или отчислением по их результатам, прошу сообщать об этом в министерство, будем реагировать самым оперативным образом.

ВПР - это всего-навсего оценка уровня знаний и интересует уровень знаний не конкретно Иванова, Петрова или Сидорова, а обучающихся в образовательной организации.

К ВПР в этом году совершенно особое внимание не только на федеральном уровне, но и прежде всего, оно должно быть на уровне каждой школы, поскольку четвертую четверть дети учились в непривычном формате и все понимают, что этот формат по качеству подготовки уступает очному. Наша основная задача - понять, где именно сформировались пробелы, что требует повторного изучения или освоено не в полном объеме.

ВПР - это не для ученика, это не про судьбу ученика. Это для школы и про уровень подготовки в школе в целом. Это очень важно, но совершенно «не больно» и не страшно для тех, кто их пишет! Поэтому не нужно хитрить или пытаться воспользоваться шпаргалками. Нужно прийти и спокойно с теми знаниями, которые есть, написать контрольные работы по тем предметам, по которым они будут предложены.

Как сейчас выстроена деятельность «Солнечной страны»?

 «Солнечная страна» открыта уже второй месяц, там находятся дети. Поскольку предъявляются особые требования к режиму работы оздоровительных лагерей,  «Солнечная страна» работает на половину своей мощности. Выполняются все требования о разобщении групп, дистанции в столовой, дополнительной дистанции между кроватями в спальных помещениях и т.д. Был инцидент при заезде и были отстранения в процессе нахождения там детей, когда выявляли носителей ковида. Мы понимаем, что поскольку инкубационный период составляет 14 дней, ребенок, прибывший без симптомов, находясь в лагере, эти симптомы может выдать.

Не происходит передача вируса между отрядами, поэтому мы видим, что меры, предписанные СанПиН, работают.   

Поделись своим мнением в комментариях!

Вы стали очевидцем какого-либо события? Присылайте фото и видео на kp@orenkp.ru, Telegram или Whatsapp 89033644474


№ 77758

Последние комментарии