Встреча прошла в областной научной библиотеке им. Н.К. Крупской. В разговоре принимали не только представители власти и местной сферы образования, но и наши депутаты-коммунисты. По их словам, в области в последнее время появились серьезные проблемы, касающиеся образования.
Начало учебного года было сопряжено со многими скандальными историями, в связи с нехваткой учебников, учебных материалов и много другого. Таких сигналов Госдума раньше никогда не получала перед началом учебного года: один учебник на класс, электронные версии учебников, ксерокопии. Было много обращений и в наш комитет, и в Госдуму, Совет Федерации. Последний провел на своей площадке мониторинг с регионами и получил представление о нехватке средств на закупку учебников. Эти цифры были опубликованы, и как результат, мы пригласили в Государственную Думу министра просвещения России Сергея Кравцова, который отчитался о положении дел с учебниками. Позиция депутатов и депутатского корпуса по информации, полученной от учителей и родителей, не совпала. И было принято совместное решение поехать в регионы, послушать на месте как обстоят дела, - сказала Нина Останина.
Напомним, вопросы с нехваткой учебников были в двух школах Оренбургского района – в Южном Урале и Экодолье, и Орске. По крайней мере, в этих образовательных учреждениях родители не испугались заявить о проблеме во всеуслышание. Теперь же, судя по заверениям чиновников разного уровня, вся учебная литература дошла до ребятишек.
Что интересно, по словам Татьяны Васильевой, рабочие тетради должна предоставлять для учеников именно школа, но никак это не должно ложиться на плечи родителей, которые за собственные деньги покупают пособие, отдавая от 3 000 до 5 000 рублей ежегодно.
Норма закона говорит, что рабочая тетрадь – учебное пособие, и оно не обязательно, но в случае, если школа, педагогический совет школы приняли решение, что по этой учебной программе, в этом классе нужен учебник и рабочая тетрадь, рабочая тетрадь вместе с учебником закупается за средства бюджета, - несколько раз повторила Татьяна Викторовна.
Возникает вопрос к Алексею Пахомову, министру образования Оренбургской области, а в каких образовательных учреждения в Оренбурге и области дети получают все-таки рабочие тетради на безвозмездной основе? Или у нашего степного края есть персональное разрешение на нарушение закона?
Если мы говорим об учебниках по истории (нет, обо всех учебниках – прим. ред.), то все оренбургские школьники обеспечены ими. Учебник истории стоит 830 рублей, если не ошибаюсь, и родители данный учебник не покупали (а другие? – прим. ред.) В Оренбургской области применяются централизованная и децентрализованная закупка учебников. Те учебники, по которым мы понимаем, что потребность единая для всех - учебник истории 10 и 11 классы, мы закупаем централизованно, потому что он нужен всем. То, что нужно в конкретной школе, конкретного муниципалитета – это решается на уровне муниципалитета. В Оренбуржье учебников не хватало в отдельных образовательных учреждениях. Причина тому – миграция детей между школами, - высказался Алексей Пахомов.
Но, минуточку, неужели глава образования не знает, что, например, в школе ЖК «Экодолье» – единственном учебном заведении на три огромных поселка: Экодолье, Приуралье, Перовский, которые продолжают разрастаться, уже несколько лет подряд получать знания ежегодно приходят по 200-300 первоклашек, и школа в настоящее время трещит по швам. Вместо положенных 1 135 детей, здесь обучаются 2 421 ребенок. Аналогичная история и в школе Южного Урала, где детей в два раза больше положенного.
Рассказал свое видение Пахомов и по заработной плате педагогов. Сейчас средняя зарплата учителей в школах составляет 41,8 тысячи рублей, и это без зарплаты директора и классного руководства. При этом нагрузка учителей – 18 часов в неделю. По подсчетам Алексея Александровича, учителя в среднем работают на 1,2 ставки. Но вернемся снова в Экодолье, раз Пахомов сам затронул это учебное заведение, как учитель начальных классов, который является классным руководителем сразу у двух классов, может работать на 1,2 ставки, если педагог приходит на работу с петухами, а уходит при закате?
Если в Оренбургской области нет потребности в дополнительном финансировании из федерального бюджета, мне остается только порадоваться. Очевидно, что регион справляется с теми задачами, которые стоят в образовании, - резюмировала доклад Пахомова.
Нурлан Мунжасаров, который сам является учителем географии и не понаслышке знает о профессии, поднял во время круглого стола тему престижа профессии учителя.
Сегодня статистика и опросы подтверждают падение престижа учительской профессии. Чтобы сеять разумное, доброе, вечное, нужно вернуть профессии педагога статус уважаемого. Для этого необходимо разработать комплекс мер по повышению престижа учительской профессии, и подключить к этому все институты власти и общества. Вот ситуация по Оренбургской области: ни для кого не секрет, что учителя работают в большинстве участковых избирательных комиссиях. У нас за последние 8 лет четыре учителя были осуждены за фальсификацию выборов, при этом двое в этом году. Я знаю, что их заставили это сделать (это мое оценочное суждение), но отказать они не могли, потому как боялись, и здесь пострадала профессия учителя. В нашем регионе заставляют учителей проводить обход микрорайонов, чтобы производить учет детей, хотя это не входит в их обязанности. Много оскорблений приходиться выслушивать учителю, совершая этот обход. Престиж профессии также страдает от низкой заработной платы. В ряде районов Оренбургской области оклад учителя составляет от 8 000 до 9 000 рублей. Чтобы получать зарплату в 38 000 рублей, нужно вести две ставки, классное руководство, иметь стаж в 20 лет и высшую категорию. По нашей оценке, в области не выполняется майский указ президента РФ в части заработной платы педагогических работников. В нашей области закрываются сельские школы не от малого количества учеников, а от нехватки учителей. С закрытием школ родители вынуждены уезжать из сел, отсюда нехватка трудовых ресурсов на селе. Программа земский учитель не оправдывает себя, - рассказал Нурлан Нурмагамбетович.
Вот только Алесей Пахомов не согласен сделать всем учителям московскую зарплату, по его мнению, в школу потянуться тогда за длинным рублем, а не по призванию детей учить. А во сколько оценивается кресло министра, может до учительской зарплаты следует понизить, чтобы как голодный художник творил и творил.
И напоследок, как оказалось, Алексей Александрович весьма положительно воспринял историю с допуском к учебному процессу ранее судимых граждан за незначительные преступления: «Люди, осужденные за незначительные преступления, то есть, 20 лет назад человек что-то противозаконное совершил, но никого не бил, не покалечил, а, например, украл, почему не может работать в образовательном учреждении».