Как учить ребенка дома, или Вся правда о семейном обучении

Идея домашнего обучения для школьников «витала в воздухе» последние лет десять. Несмотря на то, что до пандемии всего 3-4% от общего числа учащихся общеобразовательных школ посещали занятия в удаленном варианте, мысли появились давно, а многие специалисты в области образования в открытую критиковали «устаревший», по их мнению, способ обучать детей в обычных школах.
Например, И. Иллич в книге Освобождение от школ. Пропорциональность и современный мир ( Пер. с нем. М. Чередниченко, Пер. с англ. Ю. Турчаниновой, Э. Гусинского; Под ред. Т. Шанина. М.: Просвещение, 2006. ― 160 с) отказывает школе, где «большинство ресурсов тратится на то, чтобы купить время и желание нескольких людей заниматься чужими проблемами в ритуальной обстановке» (с. 43), в возможности организовать эффективное обучение.
Мнение спорное, но если подобные мысли высказывались еще в 2006 году, то к концу второго десятилетия ХХ века появилась очевидность того, что домашнее обучение в школах может выступать полноценной альтернативой традиционным учреждениям. Тем не менее, многие на протяжении пандемии столкнулись со сложностями — и родители, и дети. Как всегда - вопрос в подходе, в готовности или неготовности, в адаптации к любому формату.
Технически несложно, но родителям придется подумать об аттестации
Имеются два вида прохождения программы в «семейном» формате: без открепления от школы, где до этого обучался ребенок, и с откреплением. В обоих случаях надо будет написать заявление в местном управлении образования. Никаких запретов быть не может: по закону опекуны имеют право выбирать для детей семейное обучение в школе.
Если ученик при семейном обучении остается прикрепленным к учреждению, то он приходит сдавать все аттестационные экзамены, получает диплом этого учебного заведения. При откреплении есть альтернатива “виртуального” прохождения промежуточного тестирования.
Нужно адаптироваться
В этом нет ничего удивительного. Если перевести ребенка, просто сменив место жительства, потребуется минимум три месяца, чтобы он считался «своим». Если переехать в другую страну, даже при условии того, что язык тот же, не требуется изучать нового — необходим временной период. В большинстве учреждений ученики в процессе адаптирования предоставлены сами себе, иногда можно воспользоваться помощью школьного психолога.
Переход к домашнему образованию потребует не менее трех месяцев. Тогда уже можно делать выводы. Онлайн-школы редко дают адаптацию, один из немногих примеров — работа, которую проводят в ОНЛАЙН ГИМНАЗИИ № 1 (ссылка на сайт).
Здесь к каждому новичку приставляется собственный куратор: сначала на две недели, а затем на три месяца. Адаптирование контролируется и педагогами, и куратором, чтобы отслеживать комфорт ребенка.
Ответственность на родителях
Именно этого боятся многие мамы и папы, именно это останавливает от перевода со «стандартной» формы на альтернативное получение знаний. В зависимости от смены, ребенок уходит, например, утром, приходит после обеда или вечером. Взрослые относительно спокойны на работе, а вечером остается только сделать задание на дом.
Систему нельзя, безусловно, назвать идеальной: далеко не каждое учреждение обеспечивает безопасность ребенка на сто процентов, а если речь идет о «внутренней» безопасности и психологическом комфорте, то обычно отвечают «дети должны сами разбираться». Кроме того, даже ребенок физически присутствует на уроке, это не означает, что он действительно вовлечен и воспринимает информацию.
Нужна дополнительная социализация
Школьная социализация специфична. Кто-то вспоминает этот период жизни как один из лучших, но многие предпочитают не вспоминать совсем. Тем не менее, правила обучают дисциплине, распорядку дня, общению с людьми, дают представление о субординации. Актуальные формы удаленного получения знаний позволяют детям социализироваться и общаться с большим комфортом, с теми, кто им приятен и интересен, раскрывать личностные качества с лучшей стороны.
Уже упомянутая Онлайн Гимназия №1 предлагает решение этой проблемы: “живые” классы, активное общение детей в процессе работы малым группам, а также до пандемии организовывались оффлайн-встречи и мероприятия, к которым обязательно вернутся после окончания карантина.
Виртуальная реальность приравнена к «настоящей» реальности
Еще десять лет назад можно было встретить людей, которые не пользуются интернетом. Сейчас они стали редкостью: это либо лица возрастной категории 65+, либо живущие где-либо вдалеке от «цивилизации». Если же говорить о поколении “Z”, то для них виртуальное общение даже более «реально», чем мир за окном.
Они обмениваются видео в TikTok и ставят лайки, это язык общения молодежи, поэтому при выборе онлайн прохождения программы для ребенка можно учитывать и этот факт. Виртуальность больше не альтернатива “реальности”, а полноправная ее часть.
Подготовка к важным этапам в жизни

Дистанционка - отличный способ подготовить ученика к промежуточным и окончательным аттестациям. Многие взрослые высказывают сомнение, что в удаленном виде в принципе возможно адекватно обеспечить тренировку ОГЭ и ЕГЭ. Но, если задумываться о том, как это выполняется при традиционном прохождении программы, то картина довольно печальная: переполненные классы, общие задачи. Внимания каждому ученику уделяется совсем мало.
При выбранной альтернативе появляется опция организовать нарешивание к экзаменам уровня ГИА с учетом всех психологических особенностей учащегося, его уровня. Нетрудно будет отследить, имеются ли какие-либо пробелы. Разумеется, все это реально только при “внимательном” дистанционном получении знаний, когда обучающийся находится не в общем потоке, а в виде индивидуальных классов.
Несмотря на особенности домашнего подхода, у такого типа плюсов больше, чем минусов, а недостатки легко исправляются подбором подходящей школы, где получение знаний ведется с учетом и психологии ребенка, и современных технологических решений, а педагоги используют новые методики для поколения Z. Впрочем, вы можете «примерить» этот формат обучения на себя и своего ребенка. ОНЛАЙН ГИМНАЗИЯ № 1 предлагает бесплатное посещение трех полноценных живых онлайн-занятий с учителем, чтобы сомневающиеся родители смогли понять, подходит ли им такой современный и комфортный стиль обучения или лучше учиться по старинке.


