Первый раз побывать в шкуре безработного и похлопотать о пособии мне довелось еще несколько лет назад: инспекторы Центра занятости населения г.Оренбурга и Оренбургского района тогда если и не скучали, то работали размеренно и умиротворенно. И вот судьба снова преподнесла мне такой же «подарок». Однако на этот раз контору на улице Пушкинской, 14, Оренбурга было не узнать: для инспекторов, судя по всему, настали по-настоящему горячие деньки, так что теперь сюда просто так не попадешь... Точнее, войти, конечно, можно. И даже усесться на свободном диване. Но первых денег раньше нескольких недель и не жди. И вот почему.
Первые слова, которые я услышал от инспектора в ответ на вопрос – можно ли сегодня, в пятницу, подать документы, были такие: «И не надейтесь».
- Ну как же так... А в понедельник? – уточнил я.
- А в понедельник, тем более, не стоит приходить, потому что мы ждем большую группу уволенных, и день у нас уже расписан по минутам. Попробуйте во вторник.
В общем, потолкавшись снова и снова в очередях, решил прибегнуть к проверенной в других государственных конторах тактике - прийти рано утром, часа за полтора до открытия. Так и сделал в среду.
К девяти часам утра за моей спиной уже напряженно дышала очередь из нескольких десятков человек.
Получил талончик в нужный кабинет, подошел к дверям. Передо мной было всего несколько человек. «Как же так выходит, что желающих попасть со своими проблемами в службу занятости полным-полно, а у дверей обходится без особых очередей?» - подумал я. И сразу нашел ответ: ну, конечно, для этого и ввели талончики. Мой был на 9:20.
Смотрите, заходите вовремя, а иначе потом не примут, - предупредила меня сидевшая у дверей посетительница.
Да уж, у кого-кого, а у службы занятости работы нынче, хоть отбавляй!
На собеседовании в кабинете у меня уточнили, не являюсь ли я предпринимателем, не получаю ли каких-либо пособий или выплат от государства? Затем приняли нехитрый набор документов из заявления на бланке, паспорта, диплома, трудовой, ИНН, пенсионного свидетельства и справки о зарплате на последнем месте работы, куда, естественно, предварительно пришлось за нею сбегать.
У нас по вашей профессии вакансий сейчас нет, - пояснила мне сотрудница, - да и, вообще, таких почти не бывает. Но вы же понимаете, что я обязана вам хоть что-то предложить…
И предложила, как если бы хирургу - ремонтировать операционный стол, на том основании, что он дни напролет стоит рядом с ним и, конечно же, хорошо знает о его устройстве. Но, правда, сразу же подсказала, что можно написать отказ от такого предложения со словами о «несоответствии квалификации»…
После этого бойкая дама взяла с меня, без преувеличения, несколько десятков подписей: о том, что я должен являться в службу занятости в назначенное время, что я обязан информировать службу о любых изменениях, и, если я заболею, то действовать так-то, а если умру, то так…
В конце концов, дала мне сложенный как читательский билет в библиотеке листочек-книжечку с назначенным через неделю временем явки, когда меня официально должны признать безработным…