В небогатых регионах меньше людей с высшим образованием, чем в успешных. Большую роль в этом играют состояние местной экономики и человеческий капитал (имеется в виду доля людей с дипломом вуза). Там, где неплохо развита экономика и больше образованных жителей, дети чаще учатся в хороших школах, получают более высокие баллы ЕГЭ и имеют больше шансов поступить в вуз. А в бедных регионах ребята чаще покидают школу после 9-го класса, что блокирует для них социальный лифт, говорят эксперты.
Так, в Оренбургской области более 60% школьников не идут в 10–11 классы. Те же цифры зафиксированы в Чечне и Астраханской области. Это худшие цифры по России. А лучший показатель в Москве и Санкт-Петербурге – 40%.
Благополучие региона также сказывается на доступности качественного образования. Аналитики ВШЭ рассмотрели финансирование школ, опыт учителей и программы углубленного обучения. В регионах с развитой экономикой и более высоким уровнем образования населения, финансирование школ выше, в них преподают более опытные педагоги (с высшей категорией, стажем работы более пяти лет). Также, там шире доступность профильных образовательных программ. В экономически развитых регионах больше процент учащихся старших классов в профильных гуманитарных и математических школах, а также в математических классах обычных школ. То есть, доступность качественного образования там выше.
И наоборот, депрессивные регионы с малообразованным населением предоставляют молодежи меньше перспектив. В них мало школ с углубленным преподаванием предметов и хороших учителей. А в итоге и меньше детей, поступивших в старшие классы. В числе таких аутсайдеров – Республики Алтай и Тыва, а также ряд регионов Северного Кавказа.