Из областного бюджета муниципальным образованиям на оборудование мест сбора ТКО было выделено 150 миллионов рублей. Эти деньги пойдут на приобретение контейнеров и создание контейнерных площадок. Свои варианты того, как могут выглядеть места сбора мусора, предложили представители областного министерства природных ресурсов и специализированного предприятии "Природа". По словам директора регоператора Виктора Доценко, несмотря на то, что эта функция законом возложена на местную власть, предприятие принимает участие в процессе оснащения мест сбора ТКО.
Пять вариантов
К первому возможному виду контейнерной площадки жители области уже привыкли – это бетонная плита, на которой установлены большие урны для сбора мусора, закрытые с двух сторон. Такая конструкция подразумевает специально оборудованное место для крупногабаритного мусора.
Несомненный плюс такой площадки – ее небольшая стоимость, - говорят в специализированном предприятии.
Во втором случае над контейнерами появляются небольшие козырьки, защищающие от осадков. Так содержимое не разлетается в стороны, и мусоровоз может его без проблем извлечь.
Третий вариант – оренбургская разработка – полностью закрытый ящик, открывающийся при помощи педали. Внутри – выдвижной евроконтейнер.
Такие площадки были бы уместны в бюджетных организациях (школы, больницы, спортивные учреждения), - считает руководитель специализированного предприятия "Природа" Виктор Доценко.
Ну и обычные контейнеры на 0,75 кубометров, но полностью закрытые профлистом. А это значит, что отпадает проблема распространения плохого запаха и растаскивания мусора бродячими животными. Внешне конструкция выглядит очень опрятно.
Предполагается, что порядок внутри будет наводиться во время вывоза мусора. Такие же плюсы и у площадок с заглубленными контейнерами (пятый вариант).
Мы хотим, чтобы выделенные средства были реализованы с максимальной пользой, поэтому спрашиваем у оренбуржцев, какие площадки они предпочли бы увидеть в своем дворе. Эти конструкции должны прослужить долгие годы, обеспечивая чистоту в городах региона, - отметил Виктор Доценко.
В первую очередь, усовершенствованные площадки появятся в городах, население которых превышает 44 тысяч. В меньших по численности населенных пунктах планируют устанавливать новые контейнеры после дополнительного федерального субсидирования.
Всего в области сейчас насчитывается порядка 8500 обычных контейнерных площадок, в том числе 750 для заглубленных контейнеров (КЗТ). Такие площадки уже есть в Оренбурге, Соль-Илецке, Домбаровке и Светлом. Сейчас их устанавливают в Орске. Правительство запланировало также установку заглубленных контейнеров и в Новотроицке, Гае, Бузулуке, Бугуруслане, крупных селах Оренбургского района.
Куда вывозят
Самыми экологичными в области сейчас являются оренбургский, бузулукский, ясненский и гайский полигоны. 60 процентов мусора там проходит предварительную обработку, после чего прессуется и захороняется с пересыпанием землей. Новые полигоны планируют организовать под Абдулино, Сорочинском, Шарлыком, Саракташом. Планируется привлечь к проектированию корейскую инжиниринговую компанию “LS NEYWORKS”, которая работает над полигоном под Соль-Илецком. Кстати, «полезный» мусор, который не отправляется под землю, сейчас составляет всего 10 процентов.
Безусловно, увеличение мест захоронения мусора, пусть даже и по всем технологиям, - не выход. Нужно захоронять только процентов десять от поступившего мусора. Поэтому мы работаем над созданием мусороперерабатывающих комплексов. Например, такой может появиться под Новотроицком. Сейчас идет процесс оформления соответствующих документов. Коммунальная реформа функционирует только шесть месяцев и нам нужно время, чтобы наладить ее работу в полной мере. Будем перенимать и такой мировой опыт, как сотрудничество с цементными производствами. Сейчас они в Европе крупнейшие потребители SRF-топлива. Это интересно нам как с экологической, так и с экономической точки зрения, - подчеркнул директор предприятия «Природа».
Виктор Доценко рассказал, что накануне в Соль-Илецке начали благоустройство контейнерных площадок, используя плитку из переработанного мусора, что стало первым примером использования вторичных отходов в регионе.
Поднимутся ли тарифы
В компании заявили, что в ближайшие три года тарифы изменяться не будут.
Мы делаем для этого все возможное. Тарифы незначительно вырастут только в рамках инфляции. Вся наша работа сейчас нацелена на оптимизацию, ведь с начала 2018 года, когда мы рассчитывали затраты и готовили документацию на конкурс, стоимость топлива уже выросла почти на 25 процентов. А в перевозках от топлива зависит очень многое, - рассказал Виктор Доценко.
О ситуации в Орске
Ситуацию в Орске с вывозом мусора Виктор Доценко назвал штатной.
Хочу отметить, что нам есть, над чем работать: к нашей работе есть и нарекания, и благодарность от орчан. У муниципалитета не хватает денег на необходимые контейнеры, но правительство области оказывает поддержку. Идет модернизация контейнерных площадок, в конце июня мы получим новую Scania, специальный автомобиль для обслуживания заглубленных контейнеров. Кстати, чтобы получить машину в июне, заказывали мы ее еще в прошлом году. И платит за автомобиль предприятие. Коммунальная реформа – это совместная работа правительства, регоператора, муниципалитетов, УК, государственных контрольных органов, всех жителей.… Исключите из этой схемы хоть одно звено и результата уже не будет. Сотни работников специализированного предприятия ежедневно трудятся, чтобы города и села Оренбуржья были чистыми. Водители проезжают в день сотни километров, грузчики перекидывают руками тонны мусора, диспетчера отвечают на сотни звонков, чтобы мусор из контейнеров попал на полигоны, а контейнерные площадки были чистыми. И мы не одни, с нами сотни дворников, работников УК и муниципалитетов, которые убираются вокруг площадок. А также тысячи оренбуржцев, которые опускают пакеты в контейнеры, оставляют крупногабаритный мусор на специализированных площадках, принимают участие в раздельном сборе.
Чистота - это прежде всего вопрос нашей культуры. Мы меняем все к лучшему", - подчеркнул руководитель регионального оператора.