Экспертами выступают руководитель СЦОМ, профессор ОИ МГЮА, доктор политических наук Галина ШЕШУКОВА и кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии и психотерапии Оренбургского государственного медуниверситета Ирина ЯКИМАНСКАЯ.
Сейчас начинается самая активная фаза избирательной кампании, когда все зарегистрированные кандидаты могут начать активную агитацию. Хочу обратить внимание, что роль баннеров в современном общении кандидатов с избирателями существенно выросла за последние годы - с 8-10 процентов до 20-25 процентов, - утверждает политолог Галина Шешукова . - Тем более баннеры, слоганы, как правило, параллельно транслируются на телевидение, на сайтах и в соцсетях. В то время как встречи с кандидатами в региональной кампании не очень востребованы избирателями, всего три процента опрошенных нуждаются в них.
Денис Паслер - новая метла
Первыми в регионе появились и стали активно заполнять все вокруг баннеры с изображением врио губернатора, члена партии «Единая Россия» Дениса Паслера. Вот что о его пиар-компании думают специалисты.
Слоган, используемый командой Дениса Паслера, можно признать вполне удачным, привлекает использование понятия «новые решения». В ситуации усталости избирателей от прежней власти демонстрация кандидатом точечных решений по болезненным вопросам именно сейчас служит демонстрацией того, как уже реализуется этот слоган. Кроме того, в обществе нарастает ожидание перемен. А эти надежды пока «работают» на Паслера. Данный баннер повышает его рейтинг. Портрет Паслера на баннере демонстрирует молодость и привлекательность кандидата, что также работает на повышение его электорального рейтинга, - считает Галина Шешукова. - Денис Владимирович - единственный из кандидатов не акцентировал внимание на той партии, которая его выдвинула. Одна из причин: он хотел бы стать губернатором всех жителей области, независимо от своей партийной принадлежности. Вторая причина: после проведения пенсионной реформы рейтинг партии «Единая Россия» снизился, хотя и стабилизировался в последнее время. Однако, по сравнению с другими парламентскими партиями, число ее сторонников - это как минимум треть всех избирателей. Белый фон баннера Паслера можно объяснить тем, что символ партии - белый медведь. В свое время партия в ходе проведенного ребрендинга заменила коричневого медведя на белого.
А вот мнение психолога.
Баннер интуитивно понятный, в нем есть идея, повод, все весьма конкретно. Слоган - направление работы в новой должности. Есть отсылка к поводу - дата выборов. Если посмотреть на цветовое решение, то белый цвет воспринимается как свет вообще, поэтому эмоции от него преимущественно положительные, - высказывает свое мнение Ирина Якиманская. - Белый - символ чистоты и божественности практически во всех культурах. Белые животные посвящались добрым богам и находились под их покровительством. Это символ безгрешности, чистоты помыслов и благородства. Именно такой смысл он имеет в европейской геральдике. Этот цвет - символ мира и чести, белый флаг - объявление о мирных намерениях, олицетворение всего хорошего, правильного, высшего: оправданного человека называли обеленным, начать с белого листа, переписать набело, «белая кость». Выражение лица доброжелательное, в то же время галстук придает деловитость и официоз. Поза означает необусловленное внимание. Расчет данной предвыборной агитации сделан на новое лицо в оренбургской политике, уже знакомое новыми назначениями и принятыми решениями, на своеобразную «новую» метлу, которая хорошо метет - видит то, что мешает, поддержит хорошее, уберет плохое.
Анатолий Кобзев - горячий пенсионер
Пенсионер и член «Коммунистической партии социальной справедливости» Анатолий Кобзев, по мнению Галины Викторовны, может набрать поддержку со стороны незначительной части пенсионеров, потому что приверженность части оренбургского электората к коммунистическим ценностям очевидна.
Во многих городах РФ, где сейчас проходят выборы, именно представители КПСС выступают спойлерами кандидатов от КПРФ, пытаются оттянуть хотя бы часть голосов на себя. Баннер Кобзева на красном фоне достаточно лаконичный, но не будет «работать» с учетом того, что кандидат неизвестен в области. Кроме того подводит и возраст - 70 лет. И баннер этого не скрывает, - рассуждает политолог. - Красный фон его баннера - это символ красного знамени, а также серп и молот, он схож с баннером Амелина, эти совпадения свидетельствуют о том, что Кобзев сознательно отвлекает часть коммунистического электората от электората Амелина.
- Данный баннер заметен на общем фоне, но нет четких ориентиров, противоречивая информация о кандидате. Слоган отсутствует, декларируется направление через серп и молот, кандидат как бы обращается к части избирателей, имеющих воспоминания о советском прошлом, нет указания на конкретную партию, основную идею, либо на людей, считающих советский период позитивным для развития региона. В целом текст на баннере создает противоречивое впечатление, - считает Ирина Якиманская. - Красный цвет - доминирующий, такие «горячие» цвета возбуждают нашу нервную систему, при этом уровень возбуждения может быть таков, что оно начинает проявляться как чрезмерная раздражительность, вспыльчивость и даже агрессия. Психологи советуют не злоупотреблять красным цветом, а вот в меру он тонизирует, повышает активность и работоспособность, но это переживается как сильный, сравнительно кратковременный всплеск. Активность под влиянием этого цвета быстро вызывает чувство утомления и раздражения. Для долгой продуктивной деятельности он не годится. Красный - один из самых ярких и заметных цветов, который часто воспринимается как предупреждение об опасности. Возможно, здесь сыграла роль ассоциация этого цвета с огнем, ведь первоначальное название цвета и переводилось как «огненный», «яркий». Выражение лица кандидата кажется несколько агрессивным, явно видны зубы в улыбке, что отталкивает при подробном рассмотрении. Руки, спрятанные в карманы, могут свидетельствовать о напряженной сосредоточенности. Человек в подобном положении может о чем-то размышлять или выстраивать план действий. Еще одна расшифровка данного жеста - скука. Например, на длительных совещаниях или светских вечерах люди нередко ходят, спрятав руки в карманы, ведь покинуть мероприятие нельзя, но ничего интересного на нем не происходит. Если руки в карманы спрятал не слушатель, а говорящий, это может свидетельствовать о его неискренности. Обычно именно руки выдают ложь, поэтому человек инстинктивно прячет их, чтобы вы не разгадали его намерений. Как вариант, руки в карманах могут говорить о пассивной позиции собеседника. Он, скорее всего, не заинтересован или не хочет делать то, о чем вы ему говорите. Предположительно, агитация направлена на выделение данного кандидата «оригинальностью» позы и мимики, но не создает интереса, потребности познакомиться с ним лично, узнать о его планах и позиции.
Костя Горячев - свой парень
Константин Горячев - технический директор в ИП, член «Демократической партии России».
Его реклама, в которой он представляется как Костя, изначально непривлекательна для рациональных избирателей, но может привлечь определенную часть протестного электората, - таково мнение Шешуковой. - Несмотря на то, что имя кандидата Костя должно было бы символизировать близость кандидата к рядовым избирателям, выражение лица Горячева и сжатые губы скорее свидетельствуют о его закрытости и не располагают к коммуникации с ним.
- Данный баннер связан с ассоциациями о современной молодежи - людей 25-35 лет, которые активны в бизнесе, современны, идут в тренде прогресса, но присутствует ощущение некой пустоты, недоговоренности. Слоган - просто представление кандидата по имени-фамилии, наименование партии, фиксируется повод представления - выборы губернатора. Короткое имя кандидата вызывает ассоциации у поколения его сверстников, что это свой парень, может что-то сделать, что-то изменить. Такое представление создает ассоциации знакомства, надежности, - анализирует «агитку» в свою очередь психолог. – Если рассматривать цвета, то синий цвет - это решительность, выход из конфликтных ситуаций, целеустремленность, характерен для дипломатов, но также означает и перфекционизм, потребность в реализации - характерен для творческих людей, одновременно он символизирует и волевые качества - характерен для политиков. Этот цвет символизирует верность, преданность традициям, стабильность, указывает на состояние покоя и уравновешенность. Если личности нравится данный цвет, это определяет ее меланхоличность, скромное поведение, потребность ощущать свою уверенность. Для такого человека большое значение имеет благосклонное отношение окружения. Больше всего люди нуждаются в синеве в определенные периоды жизни - при болезни, переутомленности или когда имеет место обида. На его лице выражение дружелюбной внимательности, он как будто в ожидании ответа. Отсутствие галстука создает впечатление открытости, неофициальности, что понятно и близко его поколению. Расчет данной агитации - на молодых избирателей, которые хотели бы увидеть во власти своего сверстника, молодого, с новыми идеями, не испорченного прежними стереотипами.
Максим Амелин - известный и не очень
Депутат оренбургского заксоба, руководитель фракции КПРФ Максим Амелин, по мнению политолога Шешуковой, по статусу выглядит вполне серьезным конкурентом для Паслера.
Из депутатов ЗС вполне можно претендовать на пост губернатора. Однако уровень его известности невысокий, и слишком мало времени для его повышения. Конечно, многое будет зависеть от того, как он проявит себя в ходе избирательной кампании, - делает заключение Галина Викторовна. - Внешне достаточно привлекателен и молод. Удачно использован термин "Наш губернатор", то есть народный. Партийная символика на баннере преобладает не случайно: Амелину нужно привлечь на свою сторону электорат КПРФ, так как рейтинг КПРФ в области существенно выше рейтинга Амелина.
- Баннер доминирует и четко выделяется фамилия кандидата, что несколько нарушает целостность восприятия. Слоган - текст-призыв, убеждающий, но не предлагающий. Имеется четкое указание на партию, что дает возможность понять, какого направления кандидат. Странно видеть фамилию без имени, возможно, расчет на известность кандидата населению области. Чаще избиратели склонны предпочитать знакомых кандидатов, чем незнакомых, которые могут быть опасны. Опять же красный «горячий» цвет возбуждает нас, - продолжает Якиманская. - На его лице не видно дружелюбия, участия, эмпатии, поза нейтральна, выражает необусловленное внимание, пассивная, выжидательная позиция. Расчет здесь сделан на знакомство аудитории с данным кандидатом, напоминание его действий, слов, которые были ранее.
Сергей Яцына - сусальный лик
Финансовый директор ООО «Статус-А», председатель регионального отделения партии «Справедливая Россия» Сергей Яцына, как говорит Галина Шешукова, неизвестен большинству избирателей, шансы у него небольшие, кроме того, рейтинг партии в регионе крайне низкий.
На его баннере основное место занимает партийная символика. Цель та же самая, как и у Амелина. Как минимум привлечь для своей поддержки сторонников партии «Справедливая Россия». Портрет на баннере не очень удачен: напоминает официальную фотографию на паспорт. Можно предположить, что на выборах губернатора большая часть избирателей будет ориентироваться не на партийную принадлежность кандидата, а на личные и профессиональные качества кандидатов. Это конкуренция личностей, а не партий. Респондентам в Новотроицке в июле этого года был предложен вопрос: «Какие профессиональные и личные качества вы учтете в первую очередь при голосовании за того или иного кандидата на пост губернатора Оренбургской области?» На первое место по мотивам голосования за кандидата опрошенные поставили умение отстаивать интересы населения Оренбургской области, а не свои собственные. На второе место выходят нравственные мотивы (это прежде всего должен быть честный человек, которому можно доверять). На третье - кандидат должен иметь опыт решения проблем в социальной и экономической сфере, бизнесе и политике. Вместе с тем можно вспомнить итоги избирательной кампании в 2018 году, когда в трех регионах России победили не представители партии власти, а представители ЛДПР и КПРФ. В четвертом регионе были отменены итоги выборов. И это несмотря на то, что эти кандидаты с помощью партии «Единая Россия» преодолели муниципальный фильтр, - многозначительно заключила Галина Шешукова.
- Этот баннер порождает странные ассоциации неясностью содержания, четкими контурами лица, некий сусальный лик, возникают мысли о фотошопе, слишком все идеально, что вызывает недоверие своей неестественностью и неорганичностью. Слоган - обещание, связанное с давлением и агрессией, борьбой с кем-то, что не совсем понятно в русле деятельности на посту губернатора, видимо, планируется борьба с самим собой, - шутит Ирина Якиманская. - Виден логотип партии, что помогает судить о направлении. Желтый с краснотой цвет баннера указывает на импульсивность, стихийность решений, уничтожение. Лимонный цвет определяет безудержную жесткость. Человек, любящий вещи такого оттенка, имеет нестандартный тип мышления, достаточно проницателен, всегда себя контролирует, не любит критики со стороны. Светло-желтый проявляет также нежелание брать на себя ответственность, предрасположенность к симуляции. Желто-коричневый указывает на потребность человека в получении наслаждения от жизни. Бледный оттенок желтого - желание отрешиться, избавиться от ограничений. И только золотистый оттенок указывает на неизбежную победу. Человек, который его выбирает, остается собой, ничего ни от кого не требует. Цвет указывает на опыт, зрелость, мудрость человека. Однако, также может говорить о его пессимизме и ограниченности. На лице - полное отсутствие эмоций, человек без отношения, без приязни. Такая же нейтральная и поза, без выраженных реакций, не вызывает никакого отношения. Расчет предвыборной агитации здесь сделан на «ведущую» идею - идею справедливости, наведения порядка, но носитель данной идеи не выражает ее, есть только заявка.