Что же все-таки нашли в питьевой воде в Ташлинском районе

Комментарии
Реклама на сайте
И какие выводы из этого делают санитарные врачи, главы сельсоветов и гидрогеологи.

Июньское выездное совещание по экологическим вопросам врио губернатора в Ташлинский район ознаменовалось повышенным вниманием жителей к вопросу качества воды в селах. Проблемами с водоснабжением в сельских территориях навряд ли можно кого-то удивить. Но у ташлинцев появился дополнительный фактор для подозрений: на территории Болдыревского и Бородинского сельсоветов ведется нефтедобыча. Поскольку на совещании присутствовали руководители контролирующих и проверяющих состояние экологии органов, сразу после совещания начали отбираться пробы воды. Шумиха по этому поводу была бурной. Активизировались экологи и общественники.

Мы же решили вернуться к этой теме, чтобы выяснить – так что же там обнаружили?

На наши вопросы о качестве проверенной воды в региональном министерстве природных ресурсов, экологии и имущественных отношений сослались на то, что надзор за соблюдением санэпид требований  - это компетенция Роспотребнадзора. Однако в июне этого года ГБУ «Экологическая служба Оренбургской области», подведомственная министерству, отобрала 9 проб воды из водозаборных скважин в селах Болдырево и Луговое. Выводы по исследованиям остались за рамками ответа.

Протокол результатов испытаний проб вод направлен в управление Роспотребнадзора по Оренбургской области для рассмотрения в рамках закрепленных полномочий, - сообщил и.о. министра Константин Костюченко.

Про количество жалоб на воду от жителей Ташлинского района, поступившим в министерство, отвечать не стали.

В региональный Роспотребнадзор жители соседствующих с нефтедобычей сел, как оказалось, жалоб не писали. Однако устные обращения были. В ноябре 2018 года при встрече с экс-губернатором Юрием Бергом жители сел Болдырево и Луговое посетовали  на ухудшение качества питьевой воды. Тогда были отобраны пробы в централизованном водопроводе села Болдырево и трубчатых колодцах села Луговое. Результаты показали норму.

14 июня этого года, на следующий день после визита врио, сорочинский филиал ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Оренбургской области» вновь взял пробы питьевой воды на санитарно-химические, радиологические показатели и микробиологию в селах Бородинск и Луговое.

По результатам исследований установлено, что превышения ПДК по нефтепродуктам в воде не обнаружено. Вместе с тем питьевая вода в четырех пробах централизованного водоснабжения Бородинска  не соответствовала санитарным требованиям по микробиологическим показателям, - пояснила итоги заместитель руководителя регионального Управления Роспотребнадзора Татьяна Макарова.

Главе Ташлинского района порекомендовали провести промывку и дезинфекцию водопровода централизованного водоснабжения в Бородинске, а жителям - употреблять только  кипяченую воду во избежание расстройства кишечника. Как сообщили в ведомстве, водопровод прохлорировали 26 июня. 

Колодец, дай воды напиться

Сколько по времени употребляли сельчане воду с фекальными загрязнениями - неизвестно. Видимо, большая удача, что ни отравлений, ни эпидемий в Ташлинском районе не случилось. Однако, где связь микробиологического загрязнения в воде, добываемой с глубины в несколько десятков метров и нефтедобычи, ведущейся с 4 000 метров? Вроде, ее нет. А жалобы населения - есть. Так может ли промышленная добыча каким-то образом быть причиной того, на что жалуются жители? Как считают гидрогеологи, это возможно, но - при определенных условиях.

Подземные воды - это самый быстро реагирующий фактор на нефтяные загрязнения. Если что-то происходит в аварийных случаях, если утечка нефтепродуктов, технических жидкостей, вода быстро реагирует и это легко отследить. Но если там случилась бы утечка, которая дошла до колодца, то это была бы уже катастрофа. Ее же видно сразу везде – и в озерах близлежащих, и трава бы перестала расти, и деревья засохли. Сама же по себе нефтеразработка  не может влиять на качество подземных вод, -  считает руководитель Оренбургского территориального центра государственного мониторинга геологической среды Евгений Цветков.

По итогам мониторинга в Бородинске, Иртеке, Луговом, Болдырево в воде ни нефтепродуктов, ни того самого «бензинового» фенола нет. Как пояснил гидрогеолог, сама по себе природная вода в Ташлинском районе качественная. Но тут в дело может вступать так называемый «человеческий фактор».

В селах многие сами «бьют» себе скважины. Как оказывается, частные колодцы не приветствуются гидрогеологами. Если глубина 3 - 5 метров, то это колодец только для полива, пить из него нельзя. Если рядом, к примеру, сарай или курятник, то после дождя в воду, как ни крути, просочится много чего лишнего.  И скважина до 20 метров  - это мало: до такой глубины еще нет водоупорной толщи, которая бы держала стоки с поверхности.  Даже не забетонированные выгребные ямы - прямой путь загрязнений в водоносный горизонт.

Как ни странно, но и слишком глубоко воду тоже брать не стоит. К примеру, в Ташлинском районе природная хорошая вода находится на уровне от 40 до 100 метров, ниже - уже будет соленая. В Сорочинском районе пресный пласт идет до глубины в 300 метров.

Что насчет цвета и пленки на воде, тут точных ответов специалист по подземным водам не дал.

Надо смотреть, чем добывают воду. Если это маленький насосик, то он просто может быть смазан солидолом или маслом.  Я только вот эту ситуацию вижу, это чисто человеческий фактор. А с ржавой водой надо смотреть предметно.  По сути, это содержание ионов железа в воде.  Если брать, к примеру,  Бузулук, то там с водопроводной воды все вся сантехника желтая. Но в Ташлинском районе по железу не должно быть отклонений, скорее всего, это ржавый трубопровод. По геологии железо здесь в норме, - пояснил гидрогеолог. 

«Проблемы с водой были всегда, есть и будут»

Таково мнение главы администрации Болдыревского сельсовета Евгения Жданова. Причины просты и банальны. Стареют скважины, водопровод, оборудование. В сельских территориях нет специализированных водоснабжающих организаций. И хотя в Болдырево на спонсорскую помощь пробурили две новых скважины и заменили больше километра водопровода на пластиковый, проблема с водой себя не исчерпала. Контролем за водоснабжением на селе занимается общественная комиссия, избранная собранием водопользователей. При аварийных ситуациях надо обращаться в район. Но, как сообщили в сельсовете, качество воды соответствует нормативам. В Болдырево и Луговом пробы отобрали после приезда врио.

Бузулукская специализированная организация по наличию в воде нефтепродуктов 14 июня сделала заключение, что превышения ПДК не обнаружено. Но питьевая вода превышает параметры по жесткости и ее рекомендовано кипятить.  Жесткая вода всегда была на территории сел Болдырево и Луговое, изменений в последнее время не наблюдается, - посетовал глава сельсовета.

К слову, соляной налет после высыхания воды, проблема не только жителей села Лугового. Жесткая вода - во многих сельских территориях Оренбуржья.

В Бородинском сельсовете, где в четырех пробах нашлись превышения по микробиологии, причины проблем с водой назвали примерно те же: изношенной системой водопровода, построенного в СССР и не рациональным использованием населением. Здесь еще обозначили одну проблему – нехватку воды в летнее время. В Бородинске только у пятой части населения свои скважины, 80% пользуются централизованным водопроводом.

Исследования качества воды проводятся регулярно. По данным лабораторных исследований вода пригодна для использования, - пояснила глава Бородинского сельсовета Светлана Ларионова, обозначив, что жалоб от населения на качество воды к ним не поступало.

По результатам июньских проб превышений ПДК по нефтепродуктам не нашли. А с микробным загрязнением, как сообщили в сельсовете, на месте уже справились: провели промывку и дезинфекция на водозаборе. Через три дня после хлорирования новые пробы отправили в Роспотребнадзор. Как показали результаты от 3 июля, вода стала соответствовать нормативам. 

Уважаемые жители сёл, а как в ваших территориях обстоят дела с летним водоснабжением, качеством питьевой воды и организацией водоснабжения?


№ 62591 *