Семейное образование: сколько оренбуржцев учат детей дома

21:56 Комментарии Эксклюзив
Реклама на сайте
Сегодня такое обучение стремительно набирает обороты: по данным образовательной конференции EdCrunc, 1 сентября в России почти 100 000 ребят не пошли в школу и цифра эта ежегодно растет на 100 процентов и больше.

Статистика по Оренбургу
Учиться на дому дети могут в двух случаях. В первом - по медицинским показаниям. Основанием является заключение врача и заявление родителей. С ребятами занимаются учителя школ, в которых они учились или к которым прикреплены. В городе так осваивают программу 215 детей. Второй вариант учиться, не выходя из дома – семейное обучение. Так занимаются 152 юных оренбуржца.

Ответственность за качество образования несут сами родители. Два раза в год или больше (в зависимости от условий договора с учебным учреждением), ребята проходят аттестацию. Так они переходят в следующий класс. Школу при этом можно выбрать любую. Чтобы начать семейное обучение, нужно уведомить управление образования Оренбурга, - рассказала начальник управления Нина Гордеева.

ГИА и ЕГЭ такие ребята сдают как все. В аттестате, кстати, факт семейного обучения никак не отмечается.

Учеба с мамой
Оренбурженка Екатерина не повела сына в школу в семь лет. Они учатся дома уже третий год.

Мы выбрали петербургскую школу, экзамены сдаем онлайн. Нам присылают тесты, на выполнение которых дается четыре часа. Тут же приходит балл, на который справился Елисей. За оценками не гонимся. Иногда сын нервничает и ошибается, но я знаю, что усвоил материал, это самое главное. Никакой программы у нас нет, только списки вопросов, на которые ребенок должен ответить во время проверки. Я сама решаю, чего дать больше, а чего - меньше, в зависимости от того, что у нас получается, а что не очень. Это полностью моя ответственность, - рассказала Екатерина.

Режим, стоимость семейного обучения и другие тонкости
День в семье не расписан поминутно.

Стараемся, конечно, заниматься по утрам, чтобы побыстрее освободиться и начать «жить», как мы это называем. Пока справляюсь сама. Подумываю к середине учебного года подыскать репетитора по английскому языку. Потом – уже для подготовки к ГИА и ЕГЭ, когда определимся с профилем. Если почувствую, что что-то не получается, будем обращаться к репетиторам раньше. Но, признаемся честно, какой школьник сейчас не пользуется их помощью? Так зачем тратить полдня на сидение за партами? Семейное обучение нам обходится в восемь-десять тысяч в год, недавно я узнала, что столько стоит только школьная форма. Что ж, надеюсь, ее хватает на год, - отмечает женщина.

За и против
Сама Екатерина училась в обычной школе и была, как она рассказывает, почти медалисткой. А ее брат Егор как раз учился дома.

- Мысль самой учить сына подала мне мама. А вот мама мужа до сих пор категорически нами недовольна. Это постоянные претензии, агрессивная уверенность в том, что мы не справляемся. Дедушка Елисея после моих объяснений начинает нас понимать, а спустя время снова пожимает плечами, и так по кругу. Что я ему говорю? Например, то, что время – самый ценный наш ресурс. Я работаю дома (шью на продажу), могу себе позволить быть с сыном. В начальной школе предметы очень простые. Возьмем тот же окружающий мир. Зачем ему сидеть и полдня слушать объяснения про ромашку? Нормальная мама объяснила это своему ребенку до шести лет. Они что, молча ходили по улицам? Книжку этого предмета мы пролистали за полдня и прекрасно сдали экзамен. А предмет ИЗО? Я – педагог с художественным образованием. И не понимаю, почему детям в школе объясняют, что траву надо рисовать зеленой, а дерево – коричневым. Пусть красит траву красным, если хочет, а учитель – считывает этот момент. Интересных программ у нас почему-то нет, - уверена Екатерина. – В первом и втором классе Елисей занимался больше, чем неохотно. Я почитала, что у первоклашек и второклашек это повсеместно отмечают психологи и особо не наседала. И не зря: как только ему исполнилось девять, процесс пошел.

Общение с сверстниками
«Где ребенок будет социализовываться, общаться с другими детьми», - такие вопросы чаще всего задают Екатерине.

Почему-то все считают, что общаться можно только в школе. Но есть ведь детские площадки, различные мероприятия. Мой ребенок свободно может подойти к другому и познакомиться, заговорить со взрослым. А когда им разговаривать в школе, в перерывах между уроками? Я за качественное общение. Так как на него могут повлиять случайно собранные 25 человек? А ведь это могут быть и привитые классом комплексы. Я хочу, чтобы сын оставался вне системы, чтобы у него было свое мнение. Знаю кучу примеров, когда дети, отучившись дома несколько лет, шли в школу. А почему нет, если ребенок хочет? Не было слез при адаптации. Когда сдавали экзамены, эти дети были на уровне сверстников. Часто даже бывает, что ребята на уровне третьего класса, хотя мамы начинали заниматься с ними с девяти. Программа у начальных классов элементарная. Так что делать там четыре года, прямо сказать, нечего, - считает оренбурженка.


№ 64870