Региональная авиация в Оренбуржье совсем чахнет

12:01 Комментарии Эксклюзив
Реклама на сайте
Авиасообщение между областным центром и отдаленными районами Оренбуржья - Светлым, Кваркено, Адамовкой и Домбаровкой - с помпой возобновили пять лет назад. На воплощение идеи были потрачены немалые средства. Маршруты оказались невостребованными.

Что было

После презентации губернатором и авиакомпанией «Оренбуржье» новой авиауслуги, когда красиво живописалось, как чешский самолет «L-410» будет доставлять сельчан четыре раза в неделю в областной центр и обратно, мы решили испытать на себе «полет». Я лично в тот ноябрьский день 2013 года была единственным пассажиром, полетевшим первым открывшимся рейсом из Оренбурга в Адамовку.

По сути, очень удобно - если наземным транспортом туда добираться около пяти часов за 600 с лишним рублей, то в небе с учетом пересадки в Орске предстояло провести всего около двух часов. Авиабилет тогда стоил 800 рублей в один конец и 850 рублей почему-то обратно (кстати, реальная себестоимость полета одного пассажира в два раза больше, но половину стоимости, чтобы привлечь народ, компенсировали в равных долях региональный и федеральный бюджеты). Из-за погоды вылет задержали, в аэропорту мы просидели три часа, так что драгоценного времени я не сэкономила.

Уже в Орске, когда покинула воздушное судно, напоминавшее пассажирскую «Газель», стало понятно, что все здесь не так радужно, как описывалось. Вместо комфортабельного автобуса, как в оренбургском аэропорту, за нами подъехал, чтобы доставить в здание аэропорта, старенький дребезжащий «Лиаз».

Но как говорится, чем дальше в лес, тем больше дров. Дальше меня посадили в обычный кукурузник «АН-2» (на другом борту в Светлый, кстати, в тот день летели четверо пассажиров). Со мной же была лишь девушка - работник авиакомпании, которая летела обучать адамовского начальника аэровокзала. В салоне я могла свободно лицезреть все действия экипажа. Способ поднять «крылатую машину» в небо мне тогда очень напомнил попытки завести мотоцикл. Летели мы, как сообщил экипаж, на высоте всего 600 метров при скорости 170 километров час. В салоне было холодновато.

- Боже, заберите меня обратно домой, - бросила девушка из авиакомпании, едва мы приземлились на необъятных просторах адамовской земли. Ей предстояло провести здесь пару командировочных дней.

В голом поле, где взлетная полоса огорожена колючей проволокой, стоял синий вагончик, а рядом - пожарная машина. Вот, собственно, и весь аэропорт. Пожарные восторженно приветствовали нас.

- Можно машину как следует рассмотреть, - они с ходу начали исследовать прилетевшее чудо.

Единственным обитателем вагончика-аэровокзала оказался начальник Аганияз Сейткалиев, человек далекий от авиации, бывший замначальника местной таможни. Здесь из всех благ цивилизации оказался только свет - без электричества никак, потому что оформление пассажиров осуществляется через компьютер. От розетки отапливал комнату и обогреватель. Туалет на улице.

Экипаж наставлял Аганияза, как определять видимость, указав на вышку в отдалении:

- До нее пара километров. Выйдешь, если ее видно, значит, видимость два километра, нет - меньше.

Подобным же образом на глаз ему предстояло впредь определять силу и направление ветра, влажность. Я с сочувствием наблюдала за недоумением, все больше проявлявшимся на лице начальника адамовского аэровокзала. По штатному расписанию здесь должны работать четыре человека - начальник аэропорта, охранник, диспетчер и кассир, но все эти должности совмещал он один.

Как мне поведал тогда замкомандира эскадрильи Валерий Дараган, здесь был аэропорт до 1991 года, была даже заасфальтирована взлетно-посадочная полоса, но теперь на их месте красуются жилые дома. В двухтысячные же, с учетом того, что «садиться» приходилось в голом поле, в слякоть и межсезонье, как мне объяснили, вылеты осуществляться не будут.

Тогда же мы пообщались и с бывшим главой Адамовского района Сергеем Явкиным, который не отрицал, что аэропорт доставил ему проблем с прокуратурой, которая обвинила МО в нецелевом использовании средств. С его слов, на обустройство аэровокзала, стоянки, взлетно-посадочной полосы, ограждение территории, которые должны были соответствовать определенным техтребованиям, муниципальный бюджет совместно со спонсорами потратил 1,4 миллиона рублей.

Как следует из ответа министра экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области Натальи Безбородовой на наш официальный запрос, на содержание посадочных площадок в Адамовке, Кваркено, Светлом и Домбаровском в 2015 году было потрачено около 574 000 рублей, в 2016-м - 8,3 миллиона рублей.

Что стало

Прошло пять лет. Сегодня рейс «Оренбург-Орск» был отменен, хотя в другие дни вылеты происходят. Причины не объясняются. О полетах в райцентры и говорить не приходится.

Как нам сообщили в региональном Минэкономразвития, перелеты сообщением Оренбург-Адамовка, Оренбург-Светлый и Оренбург-Кваркено в настоящее время не осуществляются из-за малой востребованности - заполняемость салона не превышала пяти пассажиров. Между тем, из регионального бюджета в рамках подпрограммы «Развитие региональных и местных перевозок» с 2015 по 2017 годы на эти цели было выделено субсидий в размере 296 миллионов рублей. В нынешнем году предусмотрена сумма в размере 42 миллиона рублей.

По данным министерства, в 2014 году на внутриобластные рейсы были куплены 3584 билета, из которых 2006 человек (с учетом покупки билетов, как правило, туда-обратно, их число, возможно, в два раза меньше) летали до Орска, а остальные 1,5 тысячи - в райцентры. Больше всего востребован Светлый, а вот рейсом «Орск-Кваркено» за год воспользовались лишь три человека.

В 2015 году цифры были примерно такими же - всего на внутриобластных авиарейсах перевезли 3553 пассажира, до Кваркено был продан один-единственный билет.

В 2016 году число пассажиров выросло до 3984 с учетом большей востребованности орского направления - 2169 билетов за год.

В 2017 году региональные авиаторы перевезли 4221 земляка, 2424 из которых - из Оренбурга в Орск и обратно.

В нынешнем же году полеты в Адамовку, Кваркено и Домбаровский не осуществлялись вовсе, оставили лишь пользующийся большим спросом Светлый. С января по октябрь 2018 года на внутриобластные рейсы было продано 1413 билетов, из которых 614 - до райцентра. Что будет в будущем году - пока не ясно.

Особого внимания заслуживают воздушные суда, которые летают на данных маршрутах. Это четыре самолета АН-2П. Самому «молодому» из них 45 лет. Но, по сообщению авиаторов, они свой ресурс и календарный срок службы не выработали.

А В ЭТО ВРЕМЯ

В Москву и Питер - за милую душу

Между тем, ГУП «Аэропорт Оренбург» подвел итоги своей работы за 10 месяцев этого года. По его данным, пассажиропоток вырос, по сравнению с прошлым годом, на 5,6 процента. За это время авиагавань обслужила 654 701 пассажира. Перелеты по России совершили 542 581 человек, на международных направлениях - 112 120 (рост на 31,5 процента). Непосредственно воздушными судами авиакомпании «Оренбуржье» перевезено 29 203 пассажира.

Наиболее востребованными признаны рейсы на Москву, Санкт-Петербург, Сочи, Симферополь, Анапу; из международных направлений - в Турцию и Тунис.


№ 53884