
Никольский храм (г. Оренбург, ул. Чкалова, 8)
Каменная церковь (ротонда на четверике) с ярусной колокольней была построена в Форштадте (казачьей слободе) на средства прихожан в 1883 году. В советское время была закрыта, здание было разорено и использовалось для хранения архива. А в 1945 году возвращена епархии, к настоящему времени в храме освящено 4 престола.

Покровская церковь (г. Оренбург, ул. Маврицкого, 59)
Построена в 1853 году на средства почетного гражданина Деева. Церковь была закрыта в 1930 году и передана под производство. Возвращена епархии в 1991 году, является памятником истории, в настоящее время восстановлена.

Дмитровская церковь (г. Оренбург, ул. Лукиана Попова, 98)
Каменная пятиглавая церковь с ярусной колокольней и трапезной построена в 1887-1890 годах на средства оренбургских купцов - братьев Дегтяревых. В 1899-1900 годах освящены пристроенные правый Троицкий и левый Успенский приделы. В 1938 была закрыта и частично разрушена (снесена колокольня). В последние годы здание использовалось как кинотеатр. В 1990 году возвращена епархии, действует.

Тихвинская церковь и Казанский собор (г. Оренбург, пр-т Дзержинского, 25)

Свято-Николаевский женский монастырь и Святые пещеры (Новосергиевский район, село Покровка)
История этого святого места началась в ХIХ веке, когда здесь поселился 36-летний казак Захарий Карцев, будущий основатель монастыря игумен Зосима. По легенде, Захарию во сне явилась Пресвятая Богородица и повелела идти на это место. В течение двух лет Захарий занимался строительством пещерных ходов, постоянно находясь в молитвенных трудах и посте.
К нему стали приходить будущие братия - казаки и крестьяне окрестных селений, ищущие спасения и подвига. Трудились они над копанием подземного пещерного хода по подобию Киево-Печерского, питались подаянием, ночью собирались для молитвы. А уже в начале двадцатого века здесь стали появляться сначала деревянные, а потом и каменные постройки. Монахи завели свое хозяйство: лошади, коровы, посевные угодья, жили за счет кирпичного дела, создавая качественный по тем временам кирпич, был посажен фруктовый сад, имелись кожевенный и кирпичный заводы, содержали при монастыре и дом для калек мужского пола, которые валяли валенки, шили, помогали братии. В пойме реки Самары бил святой родник, воду братия брала из этого, Николаевского, родника. Монастырское кладбище располагалось рядом.
После октябрьского переворота 1917 года начались гонения на церковь. Приказом властителей-атеистов все постройки Никольского монастыря были разрушены, пещерные ходы засыпаны, монахи расстреляны или арестованы, уничтожены памятники на кладбище, святой родник полузасыпан.
Пещеры долгое время были открытыми. На месте бывшего монастыря стали появляться знамения. Однажды люди видели огненный столп над холмом. В Покровке стали появляться паломники, и в 1939 году власти решили замуровать вход в пещеры. Первые попытки обнаружить пещеры монастыря были предприняты спустя полвека, в 1993 году. Вход в Святые Пещеры был обретен 8 июня 2002 года. 2 сентября 2005 года был освящен храм в честь Рождества Иоанна Предтечи, построенный над входом в пещеры. В июле 2010 года в Святых пещерах состоялось освящение колодца и часовни во имя Великомученика Пантелеимона Целителя с купальней.
На территории комплекса обители сегодня расположены: Святые пещеры и подземный храм преподобных Антония и Феодосия, келия основателя монастыря игумена Зосимы и келия схимонаха Нила, а также храм Рождества Иоанна Крестителя над входом; святой родник с купальней и часовней; надвратная колокольня с храмом Святой преподобной Марии Египетской; административно-жилой корпус; водосвятная часовня; трапезная; кресты на местах разрушенного храма Святителя Николая Чудотворца, часовни Казанской иконы Божией Матери и монастырского кладбища.
Возрожден как женский монастырь 14 мая 2018 года.

Храм Архистратига Михаила (Оренбург, село Городище, ул. Октябрьская, 12а)
История этого храма началась с 1836 года, когда жители села обратились за разрешением построить собственную деревянную церковь. Разрешение было получено, но первый деревянный храм, а также, возможно, и построенный позже второй - тоже деревянный, сгорели. В 1880 году началось строительство нынешнего каменного храма по одному из немного измененных образцовых проектов.
Глину для кирпичей добывали недалеко от села. Кирпич до храма доставляли вручную. Молодежь, собираясь на вечерние посиделки, должна была первым делом принести кирпичи к строящемуся храму, поднять его по лесам к месту кладки и аккуратно сложить, только тогда юноши и девушки отправлялись на гулянья. Храм строили «всем миром». В 1931 году храм был закрыт. Двое священнослужителей храма и еще несколько человек были репрессированы. Потом здание храма использовалось как зернохранилище, мастерская по ремонту тракторов, склад цемента, а после было заброшено. В 50-е годы XX века храм пытались разрушить, но здание устояло, хотя и сильно пострадало.
Восстановление храма началось в 1991 году силами жителей села и благотворителей. Была построена полуразрушенная колокольня, восстановлены росписи, иконостас, написаны новые храмовые иконы, построена гостиница для паломников и приведена в порядок территория. В 2010 году завершилось строительство деревянной водосвятной часовни и купели на новоустроенном святом источнике в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница».
Храм Архангела Михаила получил известность как место прославления чудотворного списка афонской иконы Пресвятой Богородицы «Скоропослушница». Эта икона была возвращена в храм с началом его восстановления, и с самого начала обращающиеся перед ней к Пресвятой Деве стали получать благодатную помощь в болезнях, укреплении в вере, благословении в делах.
Кроме того, в этом храме собраны частицы мощей многих почитаемых святых: равноапостольной Марии Магдалины, великомученика и целителя Пантелеимона, преподобного Серафима Саровского, преподобных Оптинских старцев и других.

Храм Смоленской иконы Божией Матери (Бузулукский район, село Державино)
Село Державино было основано в 1750-е годы отцом великого русского поэта и видного государственного деятеля Гаврилы Державина подполковником Оренбургского Ландмилицкого полка Романом Державиным, получившим «на корма» земли на окраине Бузулукского бора. Первоначальное название села - Смоленское. После смерти супруга мать поэта выстроила там деревянную церковь. После обветшания деревянного храма летом 1784 года началось строительство каменного храма в центре села на крутом берегу реки Кутулук и продолжалось 12 лет.
Соавтором проекта мог быть сам Гаврила Державин. Проектированием иконостасов занималась лично первая жена поэта. Один из иконостасов был убран работами ее кисти. Престол во имя великомученицы Екатерины был устроен Державиным согласно русской благочестивой традиции в честь святой покровительницы своей первой супруги, раннюю смерть которой он тяжело переживал. До десяти икон в иконостас главного алтаря написал великий русский поэт Боровиковский.
В 1819 году здесь венчались Александр Шишков и Мария Булгакова - прямые предки Набокова и Аксаковой. После установления советской власти церковь в 1929 году была закрыта, иконы утрачены, колокольня и ограда разобраны практически до основания, кресты, надгробия и могильные холмы разорены. Здание использовалось под разные нужды. В 1989 году, перед тем, как храм открылся снова, в нем располагался продовольственный магазин. Сегодня храм частично сохранил основные элементы своей конструкции: алтарь, приделы, купол, трапезную, основание колокольни. В поврежденном виде сохранились дореволюционные фрески. Однако имеются и поздние включения в конструкцию храма: пробитые дверные проемы, деревянные пристрои.
К 250-летней годовщине со дня рождения Гаврилы Державина, в 1993 году, был составлен проект реставрации здания храма. Часть работ была выполнена, но потом их приостановили, памятник вновь стал разрушаться. Но проведенное инженерное обследование показало, что сама церковь является прочной. Но условия, в которых сейчас эксплуатируют здание храма, отрицательно влияют на сохранность конструкций и остатков отделки. Отмечено намокание стен, высыпание кладки, серьезные грибковые поражения внутренних стен.
Но, несмотря на это, храм в селе Державино является выдающимся памятником истории и культуры всероссийского значения, старейшим храмом Оренбуржья и нуждается в срочной защите, реконструкции и реставрации.

Храм Святой великомученицы Екатерины (Тюльганский район, село Тугустемир)
Это один из самых красивых и необычных храмов области со своей уникальной архитектурой и историей. Он привлекает много туристов и паломников, его можно увидеть еще при подъезде к селу.
Храм был возведен в 1852 году Виктором Звенигородским из знатного рода, который нес службу в Оренбурге в пограничной таможне, а в Тугустемире имел свое поместье и заводы. В 31 год он женился на 19-летней Екатерине Никифоровой, но она заболела в 29 лет лихорадкой и скоропостижно умерла. Звенигородский в память о любимой жене решил воздвигнуть храм.
Звенигородский был верующим человеком и считал, что в храме должно быть все самое лучшее, поэтому при строительстве делалась кладка на желтке из яиц, которые приносили местные жители - такой раствор считается более крепким и благодаря этому ни один кирпич из кладки не выпал сам по себе. Кирпичи для храма производили в соседнем селе, местные жители выстраивались в цепочку и аккуратно передавали кирпичи. Помещик сам проверял прочность кирпичей - брал кирпич и кидал в одну вязанку кирпичей. Если ее содержимое разбивалось, то мастеров приказывали пороть.
Святоекатерининский храм понизу был застеклен цветными витражами, стекло также изготавливалось в селе, а для внутреннего убранства Звенигородский приобрел дорогой позолоченный иконостас. Под самым куполом храма висела огромная люстра, на которой во время богослужений зажигали свечи. Стены были украшены изображениями святых, а снаружи были установлены статуи двенадцати апостолов - по 3 на каждой стороне храма. Возле самого храма была построена колокольня, на самый верх которой вела винтовая лестница. Под самим куполом колокольни висел колокол, звон от которого расходился на много километров от села. Удивляют размеры как самого храма, так и колокольни, а также отсутствие фундамента под такими высокими зданиями.
Искоренение религии большевиками не обошло стороной и храм Святой Екатерины. В 1928 году инструктор райисполкома составил акт о том, что храм недействующий и подлежит сносу из-за своей ветхости. К счастью, кладка старых мастеров не поддалась - удалось сбить лишь купол храма. Позже внутри храма приверженцы большевистского движения бросали битум в росписи, учителя отправляли детей со школ отбивать от апостолов кусочки для использования в качестве мела. Сами статуи апостолов были сильно разрушены. До наших дней сохранилась лишь нижняя половина только одной статуи, но из-за своей старости она продолжает разрушаться. Местный колхоз внутри храма сделал зернохранилище, а на колокольне хранились химикаты.
Восстановление храма началось в середине девяностых. В 2006 году храм был признан памятником архитектуры областного значения и его включили в проект по восстановлению памятников истории и культуры, правда, денег хватило лишь на часть работ.

Храм Святителя Николая (Саракташский район, село Студенцы)
Название «на Студенце» предположительно произошло от шедшей мимо храма дороги к Белому морю, которая в простонародье называлась «студенец». Точной даты основания этого храма нет, но в документальных источниках за 1672 год он значится деревянным. Постройку каменного храма начали в 1699 году, а закончили строительство в 1702 году. В начале 1930-х годов храм был закрыт, колокольня взорвана, здание сильно переделано. Снос храма продолжался до 1937 года, но так и не закончился, в здании создали второй этаж и разместили в нем общежитие фабрики «Кардолента».
В 1965 году произошла очередная попытка сноса храма для освобождения места под строительство жилого дома, снос остановился благодаря протесту общественности. После обследования остатков здания в 1966 году его решили отреставрировать, работы начались в том же году и продолжились до 1969 года, хотя здание простояло в строительных лесах до 1983 года. Возвращен он верующим в 1992 году, первое богослужение прошло в 1994 году, а регулярно они стали проводиться с 1996 года. Службы совершаются по дораскольному старому обряду.

Приход храма Покрова Пресвятой Богородицы (Илекский район, село Кардаилово)
Первые жители села, переселившиеся из Воронежской губернии в 1819 году, были истинными христианами, и обойтись временным молитвенным домом, который они привезли с собой, они не могли. Общество стало хлопотать о постройке «каменного строения» в Ново-Кардаиловской слободе. Позволение на данное строительство было получено в начале 1829 года. Строительство церкви шло довольно быстро, учитывая строительные возможности и средства коммуникации того времени. Через четыре года после закладки церкви выборный слободы Ново-Кардаиловской Степан Чеботарев представил Оренбургскому протоиерею Милорадову прошение об освящении возведенного храма Пресвятой Богородицы, который имел к тому моменту всю необходимую утварь и иконостас, а для церковнослужителей были построены приличные дома, отведены земли и сенокосные участки.
Церковь была освящена в 1835 году. Но в 30-е годы ее разрушили в ходе сталинской борьбы с вреднейшим влиянием религии на сознание людей, но, как и большинство, восстановлена не без помощи местных жителей. Все эти годы она несла людям добро, милосердие, знания и высокие нравственные заповеди в мирное время, а в трудную военную годину с амвона церкви священники призывали станичников выполнить свой воинский и патриотический долг. Очень надеемся, что будет нести эту высокую миссию и дальше.

Покровская церковь (г. Оренбург, село Краснохолм)
В Оренбургской области приблизительно в 1812 году была образована казачья станица Краснохолм. Село было образовано казаками, которые прибыли для охраны границы. Одной из достопримечательностей села считается церковь Покрова Святой Богородицы, которая была возведена в 1900-1914 годах на средства казаков станицы Краснохолмской. Строительство было приурочено к столетию победы в Отечественной войне 1812 года. Достройка и приведение ее в надлежащий вид позже произошло благодаря пожертвованиям прихожан. Церковь была построена в крестообразной форме с высокими стрельчатыми окнами и восьмигранной изгородью, украшенной ажурными металлическими решетками. Эта церковь придает своеобразный облик селу.
В 1930-х годах храм был закрыт и использовался как амбар для хранения зерна. По приказу районного начальства было принято решение снести колокола. Местные жители отказались это делать, и пришлось приглашать посторонних людей. Маленькие колокола сняли быстро, а для того, чтобы снять большой колокол, пришлось разбивать кладку, при снятии колокола погиб один рабочий. Священнослужители и верующие подверглись гонениям и репрессиям.
С 1990-х годов здание было возвращено Церкви, а с благословения Архиепископа Оренбургского и Бузулукского Валентина в 2001 году возобновлены богослужения в храме.



