Пожалуй, известное юмористическое выражение про магазины Михаила Задорнова «не дайте себя обмануть в другом месте - покупайте у нас», по всей вероятности, никогда не утратит своей актуальности, поскольку, пополняя запасы провизии, приходится быть начеку во избежание неприятных последствий.
Найти не так-то просто
Хоть на дворе и век нанотехнологий, но наличие в магазинах, реализующих фасованные товары, контрольных весов для проверки покупателями правильности цены, меры, веса никто не отменял. Они, кстати, обязательно должны быть в свободном доступе и иметь соответствующую маркировку или вывеску. Это могут быть обычные весы на кассе, но в любом случае - с надписью. Отсутствие таковых является нарушением закона и чревато как для предпринимателя, так и для продавца штрафом. Итак, отправляемся в магазины «Пятерочки», «Магнита» и «Сельпо» в 23-м и 24-м микрорайонах.
А где у вас контрольные весы? - спрашиваю у продавца в «Магните».
- На кассе, - звучит ответ.
- Я про контрольные спрашиваю, - пытаюсь пояснить ситуацию.
- Только на кассе! - тоном, не терпящим пререканий, сообщает работник зала.
Что же, на кассе действительно есть весы, но никакой маркировки, свидетельствующей о том, что ими может воспользоваться любой покупатель, нет.
В другом магазине той же торговой сети нам предложили воспользоваться напольными весами или свободными весами в кассовой зоне. Опять-таки надпись «контрольные» отсутствовала, а реакция на вопрос была сродни той, если бы мы спросили, есть ли жизнь на Марсе.
В «Пятерочке» с контрольным взвешиванием проблем не возникло, но...
- У нас только грузовые и вот эти, - показывает свои весы кассир.
- То есть для покупателей в открытом доступе нет весов? - сомневаюсь я.
- Нет…
Благо, в крупных магазинах сети контрольные весы установлены практически на самом видном месте. Но не всегда на них это указано.
Кстати, наугад проверив несколько товаров, оказалось, что порой вес, указанный на упаковке, не совпадает с "контрольным".
В «Сельпо» одни весы нашлись, в отделе с овощами, хоть и контрольными их не назовешь. Взвесив пачку фисташек в фабричной упаковке весом 220 граммов, указанные производителем цифры подтвердились.
Здесь же, в «Сельпо», рядом с весами, совершенно без зазрения совести продают порченный товар - с гнильцой и плесенью. На витрине просроченные йогурты, жизненный путь которых закончился еще 28 февраля.
- Почему у вас просроченные продукты на витрине? Посмотрите, уже неделя прошла! - доводим мы до сведения сотрудника.
- Ой, это я проглядела! - тут же повинилась девушка. И в оправдание добавила: - Вообще, я каждый день снимаю с витрины такие товары.
В подтверждение своих слов продавщица показала коробки с разной снедью «вчерашней» годности. И даже накладную на них для возврата поставщику.
В «Пятерочке» просроченных товаров мы не нашли, но зато там множество таких, которых эта участь будет ждать завтра-послезавтра.
В «Магните» мы задали все тот же вопрос: «Почему у вас на витрине просроченный продукт? Срок годности этого йогурта истек!»
- Продавец забыла убрать, - ответила администратор.
Моя просьба побеседовать по данному поводу с продавцом вылилась в запутанную историю про сменщицу, которая должна была это сделать, но не сделала…
Затем внимание привлек йогурт, срок годности которого истекает завтра. Мне объяснили, что сразу же после закрытия магазина его с витрины уберут (если, конечно, на такой товар не найдется покупатель, - Прим. авт.)
В региональном Роспотребнадзоре же пояснили: продукт, у которого срок годности заканчивается «завтра», особенно если он скоропортящийся, на витрине стоять не должен, поскольку у покупателя должно быть время в запасе, чтобы использовать этот продукт.
Только вот по уверениям некоторых продавцов получается, что может быть иначе: не оставлять покупателю никаких шансов, пусть ест свой йогурт, не отходя от кассы.
В магазине той же сети возле СКК «Оренбуржье» наше внимание привлек суповой набор, которому уже больше пяти месяцев. Срок хранения производителем определен до шести месяцев, правда, при соблюдении соответствующих условий. Однако цвет мяса и запах вызвали серьезные сомнения в его пригодности к употреблению. Покупатели проходили мимо, прикрывая носы. Мы пригласили администратора, тот, поохав, убрал испорченный товар.
Попался нам и сырок с поврежденной упаковкой. Его сразу с витрины убрали и сообщили руководству. Проглядели, мол.
Ох, уж эти акции!
Кто из нас, желая сэкономить, не обращал внимания на заманчивые ценники с огромными скидками… Желтые, красные, синие - такие манящие! Контрольная закупка двух пачек детской молочной смеси (каши) в очередной раз заставила меня усомниться в добросовестности таких акций. На ценнике значилось 114 рублей и 130 рублей. На кассе - 139 и 140 рублей соответственно. Как водится в таких случаях, услышав негодование, администратор умчалась проверять, правду ли я говорю. Долго и очень пристально изучала витрину и ценники. Потом мы изучали их уже вместе, после чего вернулись на кассу.
- По закону вы обязаны продать мне товар по той цене, которая указана на ценнике, - чуть ли не по слогам объясняю администратору. - И то, что у вас путаница на витрине и бардак, не оправдание и не повод нарушать закон.
Спорить дальше администратор не стала. Рявкнула кассиру: «Отдай 35 рублей!», скрылась в зале - видимо, отправилась ревизию ценников проводить.