Что стало с оренбургским проектом газозаправочных устройств

15:01 Комментарии Эксклюзив
Реклама на сайте
Пять лет назад, незадолго до губернаторских выборов, оренбуржцам широко анонсировали начало производства устройств по заправке транспорта природным газом в домашних условиях. Проект был направлен на  удобство и экономию жителей на газомоторном топливе. 
Фото/Видео: ГТРК Оренбург

Каждое утро оренбуржцы, живущие в частных домах и имеющие автомобиль, заправляют его, не выходя из собственного двора. Это очень удобно – воспользоваться минизаправочным устройством «МС-3 МИКРО МЕТАН», которое подключено к газораспределительным сетям. Наполнить бак теперь стало проще простого. Плюс это – существенная экономия. Устройство работает от электросети, имеет удобный пистолет для подвода к автомобилю. Умное устройство заправляет транспорт метаном до 200 атмосфер, а потом автоматически отключается. Кроме того, домашняя минизаправочная станция не занимает много места – размером она с небольшую тумбу…

Да, как можно догадаться, это картинка из несбывшегося, хотя и обещанного оренбуржцам, будущего. Но в 2014 году в него верилось. Во всяком случае, экс-губернатору Юрию Бергу и гендиректору АО ПО «Стрела» Александру Маркману.

В тот год Юрий Берг анонсировал производство на АО «ПО «Стрела» заправочных устройств «МС-3 МИКРО МЕТАН», которые, по планам руководителя области, использовались бы в домохозяйствах и у фермеров.

Наш с Маркманом (прим. - гендиректором АО ПО «Стрела») секрет… Для человека необременительно - заправил целый день, отъездил, вернулся, опять заправил  и поехал целый день отъездил, через месяц рассчитался за природный газ… Первые подготовительные шаги  сделаны: Механический завод, ПО «Стрела», все это с Газпромом - все показали и Миллеру, и президенту, и вперед, – не стал долго хранить «тайну» проекта экс-губернатор.

Идея, продвигавшаяся им, заключалась в том, что в каждый дом можно установить мини-заправки транспорта природным газом. Дескать, в Европе домашние заправки очень популярны, пора бы и нам подтянуться. Однако в России таких не делали. Поэтому на ПО «Стрела» совместно  с ООО «Микрометан» из города Сарова запустили проект производства заправочных устройств «МС-3 МИКРО МЕТАН». В области готовы были производить даже специальные баллоны к ним.

Мы пройдем сертификацию. Это обязательная процедура. После этого - серийное производство. Это где-то следующий год, - оптимистично заявлял генеральный директор АО «ПО «Стрела» Александр Маркман.

Словами дело не ограничилось. Силами специалистов «Стрелы» на заводе выполнили проектные работы, провели подготовку производства, сделали экспериментальный образец, который прошел испытания. То, как он выглядит (жаль, не то, как работает) показали на всю область региональные телеканалы.

Как отрапортовали оренбуржцам, ждать минизаправки в каждом доме осталось совсем недолго.

Что-то пошло не так

Прошло пять лет. Редакция поинтересовалась у руководства ПО «Стрела», сколько же устройств было выпущено за эти годы, какова их стоимость и насколько широки их поставки по стране и даже по миру.

Как оказалось, несмотря на заявленное наличие производственных мощностей, в производство устройство так и не пошло. Первой причиной сворачивания громко заявленной идеи назвали рост курса иностранной валюты, за которую стало слишком дорого покупать импортные комплектующие. Вторая же причина оказалось более прозаичной и одновременно странной. Тут уже речь должна пойти о дальновидности руководства, авторов идеи и ее исполнителей. Дело в том, что по законодательству использовать домашние минизаправки в частных домовладениях… невозможно.  

В современном российском законодательстве устройства частного использования для компримирования природного газа в целях заправки автомобилей не определены в качестве газоиспользующего оборудования, и, соответственно, на них не установлены требования к подключению и эксплуатации, - пояснили на ПО «Стрела».

В апреле 2014 года Минэнерго рекомендовали рассмотреть вопрос о применении «компактных автомобильных газонаполнительных устройств малой и средней производительности для заправки автомобильного транспорта компримированным природным газом из газораспределительных сетей низкого и среднего давления». Однако рекомендация как-то затерялась среди других дел - до сих пор подобные предложения по изменению законодательства не внесены.

В результате подобные устройства квалифицируются как оборудование АЗС, с соответствующими требованиями, соблюдение которых в условиях частных домовладений практически невозможно. Например, согласно приложению к НПБ «Автозаправочные станции. Требования к пожарной безопасности» оборудование с наличием сжатого природного газа необходимо устанавливать на расстоянии как минимум 35 метров от жилых и общественных зданий, - объяснил проблему зам. главного инженера по техническому обеспечению производства ПО «Стрела» Юрий Черкасов.

Как пояснили на заводе, у них есть все необходимые ресурсы для выпуска подобной продукции. Однако сейчас на «Стреле» переключились на разработку совместно с ООО «Газпром добыча Оренбург» документации по освоению производства подземного оборудования для нужд добычи нефти газлифтным способом. Производство минизаправок для оренбургских автомобилистов, видимо, отложено на неопределенный срок.

Почему же, не имея законодательно урегулированной возможности использовать произведенное оборудования, Юрий Брег стал инициировать этот проект, а завод взялся за его реализацию, осталось «за скобками». К слову, времена были предвыборные. А Юрий Берг в момент радостного анонса минизаправки еще имел приставку «врио».

Есть где, есть чем, но почем?

Из всей этой подзабытой, как большинство предвыборных обещаний, эпопеи оренбуржцы вышли с привычной необходимостью ехать на АГЗС. Заправиться-то есть где. Но – чем? За всеми этими фонтанирующими идеями о масштабных выпусках нового, нужного и импортозамещающего руководство области мало заботилось ценами на автомобильное топливо. Цены на сжиженный газ давно стали причиной недовольства автомобилистов Оренбуржья. Оренбургский сжиженный газ на АГЗС в других регионах стоит гораздо дешевле, чем у нас. По данным статистики за август по Приволжскому федеральному округу газомоторное топливо стоило 20,35 рублей. Средняя же цена, которую платили оренбуржцы, была 22,19 рублей. Да что там говорить про соседние области - не так давно автомобилисты региона массово занимались «шопингом» автомобильного топлива в соседнем Казахстане, где оно стоило почти в два раза дешевле оренбургского.

Изменится ли что-то в лучшую сторону с этим вопросом при новом правительстве? Ведь, как видим, лучшей проверкой любых обещаний становится время, причем совсем небольшое.


№ 66210