Почему в школах происходят нападения: мнение эксперта

08:01 Комментарии Эксклюзив
Реклама на сайте
Две трагедии в школах, где подростки напали на детей, всколыхнули всю страну.
Фото/Видео: Личный архив

В школах детей нужно учить зарабатывать деньги

О том, почему произошли эти трагедии и что делать, чтобы предотвратить их, мы поговорили с психологом Павлом Волженковым.

- В чем, на ваш взгляд, корни проблемы?

- У современных детей есть чувство безысходности, безнадежности, потому что они видят вокруг много несчастных взрослых, которые усердно работают, но в то же время мало зарабатывают и продолжают оставаться у черты бедности. Слышат разговоры родителей о том, что постоянно не хватает денег. Видят передачи по телевизору, читают в интернете о том, как тяжело живут простые люди. Дети хотят вырваться из этой нищеты, поэтому многие ищут информацию о том, как заработать. И ждут, что такие знания дадут им в школе. Но в школе их нагружают различными знаниями, которые не дают прямого ответа на вопрос: как зарабатывать деньги? Там очень мало, поверхностно рассказывают о современных профессиях, о разных видах бизнеса, о том, как взаимосвязана практическая жизнь с теми знаниями, которые дают в школе. В результате этого у некоторых подростков возникает чувство протеста: их заставляют ходить в школу, но от нее нет, на их взгляд, практической пользы.

Это чувство протеста может вылиться в разные формы, например, в какую-либо зависимость - алкогольную, наркотическую, когда, возникает иллюзия, что не нужно думать о будущем и о том, как заработать деньги. Беспорядочные половые связи девушек и молодых людей - это, часто, также способ отвлечься от непонимания, как жить дальше.

Еще одна из форм протеста - общественно опасное поведение, результатом которого могут стать, в том числе, нападения на учителей и других детей. Случай, который произошел в Перми - это один из вариантов подобного протеста.

- Что же делать?

- Чтобы избежать подобных инцидентов, необходимо, чтобы школьная программа была максимально приближена к реальной жизни. Возьмем алгебру. Например, полезно решать задачи, которые близки к сегодняшней жизни. Я считаю, что они должны быть такого характера: инженер-проектировщик проектирует мост или здание. Для того, чтобы рассчитать то-то или то-то, ему необходима следующая математическая формула… Дальше смотрим на сайте вакансий, сколько денег зарабатывает инженер-проектировщик, и видеоролики, например на Ютьюбе, в которых представители данной профессии рассказывают, с какими задачами сталкиваются в повседневной работе и как они их решают.

- Больше всех обеспокоены родители школьников. Получается, что во время уроков ребенок не защищен от опасности. Как им справиться с этим страхом? Какое поведение детей должно вызывать опасения?

- Чтобы родители меньше волновались, им нужно изучить информацию о группах риска, о том, как определить, какие дети к ним относятся и как себя ведут, почему они такие, какие есть, какой протест у них бывает. И поговорить об этом со своим ребенком.

Также нужно сделать противопоставление - поговорить о том, какими бывают дети, которые знают, чего хотят от жизни. Например, глава семьи - программист. Сын видит, что отец зарабатывает хорошие деньги программированием, и начинает этим интересоваться, начинает учиться писать программы.

Есть еще одна категория детей. Они не относятся к группе риска, но и не знают, чем хотят заниматься в будущем. И таких детей много.

Все это нужно объяснить в доверительной беседе своему ребенку. Не стоит перекладывать всю ответственность на школу. Важно найти время для того, чтобы поговорить с сыном, с дочерью. Спросить, о чем он разговаривает в школе с друзьями. Изучить то, что ребенок читает, чем увлекается. И прочитать вместе с ним статьи о группах риска и о существующих угрозах, обсудить прочитанное, чтобы ребёнок рассуждал вслух.

- Следует ли пересмотреть работу школьных психологов?

-Современная школа сильно забюрократизирована. У школьного психолога отчетности столько же, сколько и у учителей, а, в некоторых случаях может быть даже больше. Времени на практическую работу с детьми остается мало. Кроме того, бывают случаи, когда директор дает установку: оградить будущих медалистов - для того, чтобы они показали максимальные результаты - от нападения, насмешек детей, которые могут представлять опасность. И школьный психолог занимается только этим и ничем больше. В другой школе могут поставить противоположную задачу: уделять все внимание детям из группы риска, чтобы они не влияли негативно на других учеников. Получается, что школьный психолог занимается только несколькими учениками со всей школы. Остальные остаются без внимания.


№ 43247