Мы поговорили с экспертами, чтобы выяснить, возможно ли вернуть гранитные ступени? И нужно ли это вообще?
Почему вы пользуетесь термином «вернуть»? В 1953 году мост был построен из бетонных ступеней - нежных на вид, с полочкой. На мраморном заполнителе, на цементовяжущем. По принципам реставрации мы должны обеспечить подлинность как внешнего вида, так и материала. Гранитные ступени были положены в 80-х годах при ремонте. Объект культурного наследия - это Спуск из бетонных ступеней, - пояснил директор НПП «РОНА» Юрий Григорьев.
Гранитные блоки было положены, когда на ступенях появились сколы и трещины, которые хотели скрыть.
Одну проблему решили, но появилась другая: несущие части Спуска не были рассчитаны на этот вес. И с 1980 года активно начала идти коррозия, стали появляться трещины, ржавчина. К нашему времени все это просело, - рассказал Александр Волков, директор Ассоциации СРО «Альянс проектировщиков Оренбуржья».
Как уже отмечалось выше, реставрация предполагает возвращение объекту исторического и культурного наследия первоначальный вид. Поэтому вместо гранитных вновь должны были появиться бетонные ступени. Однако подрядчик отклонился от технологии их изготовления, разработанной проектной организацией. К слову, возможно, все могло бы быть хуже, если бы тендер на разработку проекта по реконструкции Спуска к Уралу выиграла другая компания.
Изначально проект делала не «РОНА», а компания «Импульс», директор которой даже не был архитектором. Компания, ангажированная с одним из высокопоставленных чиновников министерства культуры региона. Они сделали проект, но администрацию он не устроил (кстати, по моей информации, на сегодняшний день они не занимаются реставрацией памятников). Но на этот проект потратили деньги и кучу времени, - рассказал Александр Волков. – Потом из мэрии пришли в «РОНУ». Их попросили срочно, в течение двух месяцев, сделать проект. Проект прошел государственную, историческую, культурную экспертизу, был согласован с министерством культуры. И в августе 2017 года был заключен договор с ООО «СКИБ» с «непонятно-вредными» сроками, потому что было понятно, что такую работу невозможно сделать за столь короткие сроки. Сначала нужно было все разобрать, на это требовалось несколько месяцев. К работе могли приступить только в октябре, а это уже нарушение температурного режима. По проекту, ступени должны были изготавливаться на заводе, затем на месте собираться. Уже на первой планерке подрядчик и администрация стали настаивать на том, что конструкции ступеней должны быть не сборные, а монолитные (т.е. заливаться на месте). Проектировщики «РОНЫ» отказались это согласовывать, предложив на третьей планерке подрядчику делать это под свою ответственность. Все согласились. В результате ступени сделали на месте.
Однако они не прослужили и нескольких месяцев.
Это результат того, что полностью была соблюдена технология производства бетонных работ на месте. Это может подробнее рассказать подрядчик. В частности, не был обеспечен защитный слой арматуры. И арматура была расположена на многих участках близко к поверхности и начала со временем ржаветь. Потом был нанесен второй защитный слой, который пошел трещинами. Это значит, что не были соблюдены температурно-влажные условия твердения этого слоя: для бетона - 28 суток для того, чтобы он набрал 75 % прочности. Для того материала, который они использовали, может быть, чуть меньше, но все равно - это большой срок, во время которого нужно, чтобы не было попадания прямых солнечных лучей, чтобы была обеспечена необходимая влажность, чтобы набор прочности происходил при нормальных условиях. Немного досадно, что все эти вопросы разбираются журналистами. Это технология строительного производства. Причем элементарная.
То, что подрядчик допустил серьезные отступления от проекта, выяснилось уже весной: появилась ржавчина на арматуре, сколы и т.д.
Получается, все испортили. Потом они пришли в «РОНУ» и попросили решение, как исправить. Решения не получили, поэтому сами предложили заливку на ступенях в три сантиметра. Потом Бренев рассказывал, что это такая технология. Но это они свои «косяки» заливали. Просто не надо было работы зимой проводить, - считает Александр Волков. – Юрий Григорьев материал балясин отправлял в Санкт-Петербург на экспертизу. В заключении сказано, что никакого белого цемента в балясине нет. Хотя в проекте был белый цемент, так как создавался первоначальный вид. Видимо, он дорогой, поэтому решили его туда не добавлять. Все замечания в журнал авторского надзора, который вела проектная организация в течение 2018 года абсолютно бесплатно, записаны. Технический надзор осуществлял заказчик (мэрия), и все акты скрытых работ администрация подписывала с подрядчиком. Они не приглашали «РОНУ», которая должна была все проверять.
Александр Николаевич отметил еще один момент.
Есть Федеральный Закон, в котором говорится, что работу на реставрации объектов могут осуществлять только аттестованные министерством культуры сотрудники. Я так понимаю, там работали все подряд. Это следовало бы проверить правоохранительным органам.